МАЛОФОРМАТНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ «НОВОСТНОГО ПОТОКА» В ФОКУСЕ ЛИНГВИСТИКИ: ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- Авторы: Ремчукова Е.Н.1, Апостолиди А.А.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 9, № 3 (2018)
- Страницы: 651-668
- Раздел: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/19431
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На сегодняшний день медийная сфера функционирования языка является одной из самых активных зон современного русского языка и наиболее ярко демонстрирует многие актуальные тенденции современной русской речи. Особенно интересны для изучения малоформатные тексты «новостного потока», относящиеся к базовым текстам медиасферы. Данные медиатексты характеризуются устойчивой структурой и определенными жанровыми и языковыми особенностями, описание которых и является целью нашей статьи. В качестве источников материала были взяты новостные сообщения информационных агентств, титры, «бегущие строки» и иные текстовые материалы новостных телевизионных передач. Именно малоформатные новостные медиатексты представляют собой медиаречь «в чистом виде». Объем таких текстов варьируется от одиночного высказывания до текстов среднего объема, состоящих из 4-6 абзацев (до 5000 знаков). Природа жанра обусловливает расположение информации в данных текстах по известному в журналистской практике принципу «перевернутой пирамиды». В статье рассматривается основная особенность малоформатных новостных медиатекстов - лингвистический аскетизм, заключающийся в некоторой «антикреативности» - «нейтральности» речи, отсутствии ярко выраженных метафорических и оценочных языковых средств, синтаксическом минимализме. К наиболее ярким языковым особенностям данных текстов, выделяющим их в отдельную группу, мы относим обилие аббревиатур, заимствований, конструкций, оформляющих указание на источник новостной информации. Малоформатные новостные медиатексты обладают значительным лингводидактическим потенциалом. Устойчивая структура и достаточно жесткая регламентированность языка данных текстов дают основания для более активного использования их в качестве дидактического материала в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и русского языка как неродного (РКН).
Об авторах
Елена Николаевна Ремчукова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: remchukova@pochta.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры русского и общего языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)
ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2а, Москва, Россия, 117198Анна Андреевна Апостолиди
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Email: a.apostolidi@inno.mgimo.ru
старший преподаватель кафедры русского языка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
проспект Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454Список литературы
- Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. Москва: КДУ, 2015.
- Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Москва: Логос, 2003.
- Апостолиди А.А. Лингводидактическая ценность аутентичных малоформатных медиатекстов в практике преподавания РКИ // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник научных статей. Москва: МГИМО-Университет, 2018. С. 283-291.
- Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. no 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polikodovyy-vs-kreolizovannyy-tekst-problema-terminologii (дата обращения: 21.06.2018).
- Коньков В.И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. 2016. no 3. C. 58-63.
- Burger H. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. 2014.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Москва: Аспект Пресс, 2011.
- Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики // Работа над жанрами газеты. Москва, 2007.
- Шмелева Т.В. Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров // Медиалингвистика. 2014. no 3. С. 51-55.
- Дускаева Л.Р. Принципы типологии газетных речевых жанров // Язык современной публицистики / Г.Я. Солганик (ред.). Москва: Флинта; Наука, 2005.
- Дускаева Л.Р. Типология речевых жанров журналистского дискурса // Медиалингвистика. 2014. no 3. С. 21-24.
- Кройчик Л.Е. (2000). Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2000.
- Кормилицына М.А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1(17). С. 67-72. doi: 10.18500/2311-0740-2018-1-17-67-72.
- Добросклонская Т.Г. (2017). Актуальные направления изучения новостного дискурса // Language in the Coordinates of Mass Media. 2017.no 6. C. 36-46.
- Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования английской медиаречи). Москва: УРСС Эдиториал, 2005.
- Негрышев А.А. К вопросу о жанровом статусе новостей // Медиалингвистика. 2014. Т. 3. С. 89-92.
- Негрышев А.А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ. Владимир: ВГГУ, 2009.
- Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах: дисс.. канд. филол. наук. Москва. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011.
- Никонорова О.Г. Малые рекламные жанры в прагматическом, когнитивном и ортологическом аспектах: на примере бегущей строки: дисс.. канд. филол. наук. Омск, 2005.
- Резенков А.В. Функционально-стилевой статус рекламных текстов малых форм: дисс.. канд. филол. наук. С.-Петерб. гос. ун-т, 2010.
- Сурикова Т.И. (а). Бегущая строка на телеэкране и культура медиаречи // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2323 (дата обращения: 09.05.2018).
- Сурикова Т.И. (б). Письменная речь на телеэкране: семиотические и прагматические аспекты // Мир русского слова. 2017. no 1. С. 67-67.
- Вирен Г., Фролова Т. Информационные агентства: Как создаются новости. Москва: Аспект Пресс, 2015.
- Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. no 3. С. 6-30.
- Саляхова Н.В. Роль и место агентства «Франс Пресс» в мировых информационных процессах: автореф.. канд. филол. наук. Москва, 2005.
- Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования. Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/informacionnyeagentstva-v-internete-osobennostii-principy-funkcionirovanija.html. 2008. Т. 2768274 (дата обращения: 12.06.2018).
- Курилов А.Е. Структура и механизмы функционирования новостного поля (на примере информационных агентств «Интерфакс», ТАСС, МИА «Россия сегодня»): дисс.. канд. филол. наук. ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 2017.
- Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. 2001. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/018.htm (дата обращения: 29.05.2018).
- Алексеенко Д.И. Особенности профессиональной деятельности журналиста информационного агентства в работе с экономической информацией: дисс.. канд. филол. наук. Челябинск, 2014.
- Лащук О.Р. Принципы и приемы редактирования материалов информационных агентств (на примере сообщений ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Интерфакс: дисс.. канд. филол. наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
- Лащук О.Р. Рерайтинг новостных интернет-сообщений в России: 2000-2013 гг.: автореф. дис.. д-ра филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014.
- Harcup T., O’Neill D. What is news? News values revisited (again) // Journalism studies. 2017. no 12. pp. 1470-1488.
- Bednarek M., Caple H. The Discourse of News Values: How News Organizations Create ‘newsworthiness’. Oxford: Oxford University Press, 2017.
- Кубрякова Е.С. (2001). О тексте и критериях его определения // Структура и семантика. Т. 1. Москва, 2001. С. 72.
- Ремчукова Е., Евстратова С. Актуализация национально-культурных компонентов в русскоязычной прессе Эстонии // Acta Slavica Estonica V. Антропоцентризм в языке и речи. Tartu: Tartu State University, 2014. C. 182-192.
- Погорелый Ю.А. Технология новостей от Интерфакса. Москва: Аспект-пресс, 2013.
- Максименко О.И. Новые тенденции аббревиации (на материале русского, английского и немецкого языков) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. no 1. C. 74-181. doi: 10.22363/2313-22992017-8-1-174-181.