МАЛОФОРМАТНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ «НОВОСТНОГО ПОТОКА» В ФОКУСЕ ЛИНГВИСТИКИ: ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день медийная сфера функционирования языка является одной из самых активных зон современного русского языка и наиболее ярко демонстрирует многие актуальные тенденции современной русской речи. Особенно интересны для изучения малоформатные тексты «новостного потока», относящиеся к базовым текстам медиасферы. Данные медиатексты характеризуются устойчивой структурой и определенными жанровыми и языковыми особенностями, описание которых и является целью нашей статьи. В качестве источников материала были взяты новостные сообщения информационных агентств, титры, «бегущие строки» и иные текстовые материалы новостных телевизионных передач. Именно малоформатные новостные медиатексты представляют собой медиаречь «в чистом виде». Объем таких текстов варьируется от одиночного высказывания до текстов среднего объема, состоящих из 4-6 абзацев (до 5000 знаков). Природа жанра обусловливает расположение информации в данных текстах по известному в журналистской практике принципу «перевернутой пирамиды». В статье рассматривается основная особенность малоформатных новостных медиатекстов - лингвистический аскетизм, заключающийся в некоторой «антикреативности» - «нейтральности» речи, отсутствии ярко выраженных метафорических и оценочных языковых средств, синтаксическом минимализме. К наиболее ярким языковым особенностям данных текстов, выделяющим их в отдельную группу, мы относим обилие аббревиатур, заимствований, конструкций, оформляющих указание на источник новостной информации. Малоформатные новостные медиатексты обладают значительным лингводидактическим потенциалом. Устойчивая структура и достаточно жесткая регламентированность языка данных текстов дают основания для более активного использования их в качестве дидактического материала в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и русского языка как неродного (РКН).

Об авторах

Елена Николаевна Ремчукова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: remchukova@pochta.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры русского и общего языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)

ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2а, Москва, Россия, 117198

Анна Андреевна Апостолиди

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Email: a.apostolidi@inno.mgimo.ru

старший преподаватель кафедры русского языка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)

проспект Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

Список литературы

  1. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. Москва: КДУ, 2015.
  2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Москва: Логос, 2003.
  3. Апостолиди А.А. Лингводидактическая ценность аутентичных малоформатных медиатекстов в практике преподавания РКИ // Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник научных статей. Москва: МГИМО-Университет, 2018. С. 283-291.
  4. Максименко О.И. Поликодовый vs. креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. no 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polikodovyy-vs-kreolizovannyy-tekst-problema-terminologii (дата обращения: 21.06.2018).
  5. Коньков В.И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. 2016. no 3. C. 58-63.
  6. Burger H. Mediensprache: Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. 2014.
  7. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Москва: Аспект Пресс, 2011.
  8. Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики // Работа над жанрами газеты. Москва, 2007.
  9. Шмелева Т.В. Современная медиапрактика c позиций теории речевых жанров // Медиалингвистика. 2014. no 3. С. 51-55.
  10. Дускаева Л.Р. Принципы типологии газетных речевых жанров // Язык современной публицистики / Г.Я. Солганик (ред.). Москва: Флинта; Наука, 2005.
  11. Дускаева Л.Р. Типология речевых жанров журналистского дискурса // Медиалингвистика. 2014. no 3. С. 21-24.
  12. Кройчик Л.Е. (2000). Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2000.
  13. Кормилицына М.А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1(17). С. 67-72. doi: 10.18500/2311-0740-2018-1-17-67-72.
  14. Добросклонская Т.Г. (2017). Актуальные направления изучения новостного дискурса // Language in the Coordinates of Mass Media. 2017.no 6. C. 36-46.
  15. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования английской медиаречи). Москва: УРСС Эдиториал, 2005.
  16. Негрышев А.А. К вопросу о жанровом статусе новостей // Медиалингвистика. 2014. Т. 3. С. 89-92.
  17. Негрышев А.А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ. Владимир: ВГГУ, 2009.
  18. Вирен Г.В. Принципы создания новостных текстов в российских информационных агентствах: дисс.. канд. филол. наук. Москва. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011.
  19. Никонорова О.Г. Малые рекламные жанры в прагматическом, когнитивном и ортологическом аспектах: на примере бегущей строки: дисс.. канд. филол. наук. Омск, 2005.
  20. Резенков А.В. Функционально-стилевой статус рекламных текстов малых форм: дисс.. канд. филол. наук. С.-Петерб. гос. ун-т, 2010.
  21. Сурикова Т.И. (а). Бегущая строка на телеэкране и культура медиаречи // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2323 (дата обращения: 09.05.2018).
  22. Сурикова Т.И. (б). Письменная речь на телеэкране: семиотические и прагматические аспекты // Мир русского слова. 2017. no 1. С. 67-67.
  23. Вирен Г., Фролова Т. Информационные агентства: Как создаются новости. Москва: Аспект Пресс, 2015.
  24. Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. no 3. С. 6-30.
  25. Саляхова Н.В. Роль и место агентства «Франс Пресс» в мировых информационных процессах: автореф.. канд. филол. наук. Москва, 2005.
  26. Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования. Режим доступа: http://www.dslib.net/zhurnalistika/informacionnyeagentstva-v-internete-osobennostii-principy-funkcionirovanija.html. 2008. Т. 2768274 (дата обращения: 12.06.2018).
  27. Курилов А.Е. Структура и механизмы функционирования новостного поля (на примере информационных агентств «Интерфакс», ТАСС, МИА «Россия сегодня»): дисс.. канд. филол. наук. ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, 2017.
  28. Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. 2001. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/018.htm (дата обращения: 29.05.2018).
  29. Алексеенко Д.И. Особенности профессиональной деятельности журналиста информационного агентства в работе с экономической информацией: дисс.. канд. филол. наук. Челябинск, 2014.
  30. Лащук О.Р. Принципы и приемы редактирования материалов информационных агентств (на примере сообщений ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Интерфакс: дисс.. канд. филол. наук: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
  31. Лащук О.Р. Рерайтинг новостных интернет-сообщений в России: 2000-2013 гг.: автореф. дис.. д-ра филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014.
  32. Harcup T., O’Neill D. What is news? News values revisited (again) // Journalism studies. 2017. no 12. pp. 1470-1488.
  33. Bednarek M., Caple H. The Discourse of News Values: How News Organizations Create ‘newsworthiness’. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  34. Кубрякова Е.С. (2001). О тексте и критериях его определения // Структура и семантика. Т. 1. Москва, 2001. С. 72.
  35. Ремчукова Е., Евстратова С. Актуализация национально-культурных компонентов в русскоязычной прессе Эстонии // Acta Slavica Estonica V. Антропоцентризм в языке и речи. Tartu: Tartu State University, 2014. C. 182-192.
  36. Погорелый Ю.А. Технология новостей от Интерфакса. Москва: Аспект-пресс, 2013.
  37. Максименко О.И. Новые тенденции аббревиации (на материале русского, английского и немецкого языков) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8. no 1. C. 74-181. doi: 10.22363/2313-22992017-8-1-174-181.

© Ремчукова Е.Н., Апостолиди А.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах