СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИМЕТЫ «ЗОЛОТОГО» СТИЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме исследования поэтического языка в ракурсе обретаемой им значимости под влиянием связей с грамматической тканью художественного произведения. Настоящая проблема рассматривается на примере феномена «золотого» стиля, характерного для произведений английской поэтической словесности. Синтаксические характеристики «золотого» стиля изучаются на текстовом материале куртуазных рыцарских поэм как наиболее репрезентативном. Художественный стиль рассматривается как элемент триады «стиль - текст - дискурс», характер корреляционных связей между которыми оказывает влияние на компоненты стиля и нюансы их аранжировки. В эпоху смены средневековья Возрождением наблюдается смена устных форм существования текста письменными, сопровождаемая взаимодействием форм книжной и устной речи. Направление процесса формирования грамматической базы произведений английской словесности зрелого средневековья во многом определяют отношения синтаксиса рассматриваемой эпохи и возникших в результате набиравшего в Европе гуманистического течения стилистических тенденций. В рамках этих тенденций происходит замена античных риторик национальными риториками, ориентированными на латинские, французские и провансальские модели, чем обусловливается их подражательность, проявление которой заключается в одновременном использовании опыта как античных, так современных итальянских авторов (Данте, Боккаччо, Петрарка). Ситуация в Англии рассматриваемого периода времени в полной мере отражает ситуацию в континентальной Европе, что сказывается, прежде всего, в характерном для итальянской гуманистической культуры стремлении к изысканности и утонченности стиля, обозначаемого термином “golden” или “aureate”, введенного в научный обиход Лидгейтом, синтаксический подъярус которого избирается в качестве предмета настоящего исследования.

Об авторах

Юлия Павловна Вышенская

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: clemence_isaure@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингвострановедения РГПУ им. А.И. Герцена; научные интересы: историческая стилистика, история литературы, история языка, литературоведение; стилистика, лингвистика текста

наб. реки Мойки, 48, к. 14, Санкт-Петербург, 191186

Список литературы

  1. Гончарова Е.А. Текст - дискурс - стиль как когнитивное, коммуникативное и интерпретационное триединство // Текст - дискурс - стиль в современной этнокультуре Германии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 10-34.
  2. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.: Издательство АСТ, 2000. (На англ. яз.).
  3. Колесов В.В. Общие понятия исторической стилистики // Историческая стилистика русского языка. Петрозаводск: ПетрГУ, 1990. С. 16-37.
  4. Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге // Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 80-98.
  5. Лаптева О.А. О влиянии функционального расслоения литературного языка на его грамматику // Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. С. 5-24.
  6. Литвиненко Е.В. Парцеллированные члены предложения в испанском языке XV-XX веков // Члены предложения и классы слов в романских и германских языках. Л.: ЛГПИ, 1983. С. 79-87.
  7. Патроева Н.В. Поэтический синтаксис: категория осложнения. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
  8. Klemensiewicz Z., Lehr-Spłaviński T., Urbańczyk S. Gramatylka Historyczna Języka Polskiego. Krakōw: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1955.
  9. Раевская М.М. Испанское языковое сознание Золотого века (XVI-XVII вв.) М.: Ком Книга, 2006.
  10. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2003.
  11. Сапрыкина О.А. Язык и словесное творчество средневековой Португалии. М.: КРАСАНД, 2010.
  12. Хализев В.Е. Речь как предмет художественного изображения // Литературные направления и стили. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 101-115.
  13. Степанова Л.Г. Наблюдения над синтаксисом раннеитальянской прозы // Синтаксические особенности литературных языков на ранних этапах их формирования. Л.: Наука, Лен. отделение, 1982. С. 124-159.
  14. Dronke P. Latin and Vernacular Poets of the Middlе Ages. Varioreem, 1991.
  15. Hock H.H. Principles of Historical Linguistics. Berlin; New-York; Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1991.
  16. Адмони В.Г. Развитие структуры предложения в период формирования немецкого национального языка. Л.: Наука, 1966.
  17. Schlauch M. The English Language in Modern Times (since 1400). Warszawa & London: PWN - Polish Scientific Publishers; Oxford University Press, 1964.
  18. Brinton L.J. Episode Boundary Markers in Old English Discourse // Historical linguistics 1989. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1993. рр. 73-91.
  19. La Freine URL: http://d.lib.rochester.edu/teams/text/laskaya-and-salisbury-middle-english-bretonlays-lay-la-freine (accessed: 15.10. 2017).
  20. «Сэр Гавейн и „Зеленый рыцарь“» // «Сэр Гавейн и „Зеленый рыцарь“». М.: Аграф, 2006. С. 15-153.
  21. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
  22. Lightfoot D. Principles of diachronic syntax (Cambridge studies in linguistics; 23). Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
  23. Ingarden R. Das Literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grunzgebiet der Ontilogie, Logik und Literaturwissenschaft. Max Niemayer Verlag / Halle (Saale), 1931.
  24. Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. М.: Наука, 1982. С. 171-233.
  25. Микоян А.С., Тер-Минасова С.Г. Малый синтаксис как средство разграничения стилей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  26. Матюшина И.Г. Об особенностях рыцарского стиля // Стили в литературах средневековой Европы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 122-165.
  27. Задорнова В.Я. Стилистика английского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  28. The Erl of Toulous. Режим доступа: http://d.lib.rochester.edu/teams/text/laskaya-and-salisburymiddle-english-breton-lays-erl-of-toulous. (дата обращения: 15.10. 2017).

© Вышенская Ю.П., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах