Особенности репрезентации образа Канады в политическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель настоящей статьи состоит в рассмотрении особенностей репрезентации образа Канады в политическом дискурсе, выявить факторы, влияющие на его создание. На основе наиболее актуальных политических высказываний, государственных отчетов, анализа статистических данных определяются механизмы формирования образа Канады на международной арене. Политический дискурс в последнее время все чаще становится предметом изучения лингвистики. Интерес к этому явлению объясняется тем, что в политической коммуникации используется широкий спектр языковых инструментов эффективного воздействия на общественное сознание. Изучение и анализ механизмов политической коммуникации позволяет адекватно декодировать прагматические установки текстов политического содержания. Все это обусловливает актуальность данной работы. Предметом исследования являются способы языковой репрезентации (лексические и семантические особенности) образа Канады в международной дипломатии. Объектом исследования послужил политический дискурс публичных выступлений политических деятелей, правительственные документы, в которых нашли отражение общественно-политические реалии. Методология настоящего исследования сложилась под влиянием отдельных отечественных и зарубежных представителей политической науки, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. В научном исследовании использовались когнитивно-концептуальный анализ для выявления отличительных признаков общественно-политических реалий как средства выражения базовых ценностей; интерпретационный и контекстологический анализ при отборе текстового материала. Демонстрируются пути формирования национального канадского образа, выявляются его сильные и слабые стороны. Обширный фактологический материал раскрывает многогранность канадского имиджа и приводит к формированию в различных источниках определенной политической терминологии, лексических конструкций, как социально значимых единиц, которые находят свое отражение в политическом дискурсе. Материал дает представление о современном образе страны и восприятии Канады в мире, обосновывается идея мультикультурализма как идеология этнокультурного плюрализма. Источниками послужили официальные, правительственные документы (законы, акты, отчеты), статистические данные, парламентские дебаты, партийные программы, речь политической элиты. Весь представленный материал объединил данные средств массовой информации, Интернета.

Об авторах

Ольга Вадимовна Устинова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: deptphilology@gmail.com

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков ИИЯ РУДН. Сфера научных интересов: теория и практика межкультурной коммуникации, переводоведение, семиотика художественного текста, социолингвистика

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Corruption Perceptions Index. https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_ index/.
  2. Global Peace index 2017 / Measuring peace in a complex world. Institute for economics and peace. 2017. http://visionofhumanity.org/indexes/global-peace-index/.
  3. Harris M. Party of One / Stephan Harper and Canada’s radical makeover with a new afterword. Penguin random house, 2015.
  4. Hartz L. The Founding of new societies: studies in the history of the United States, Latin America, South Africa, Canada, and Australia. New York: Harcourt, Brace and World, 1964.
  5. Helliwell J., Layard R., Sachs J. World happiness report 2017/ Canadian institute for advanced research and Vancouver school of economics. University of British Columbia, 2017. http://worldhappiness.report/ed/2017/
  6. Positive Peace Index http://visionofhumanity.org/indexes/positive-peace-index/ (дата обращения 20.12.2017).
  7. Schwartz D. How Canada is perceived around the world? / Canadian studies teachers and researchers comment on Canada. CBC News, 2015. http://www.cbc.ca/news/canada/how-canada-is-perceived-around-the-world-1.3132343 (дата обращения 20.12.2017).
  8. Schwartz D. How the world sees Canada: knowledgeable people give their views / CBC News, 2012. http://www.cbc.ca/news/canada/how-the-world-sees-canada-1.1130322 (дата обращения 20.12.2017).
  9. The Arctic. http://arctic.ru (дата обращения 20.12.2017).
  10. Trudeau J. Prime minister of Canada. https://pm.gc.ca/eng/news/2017/07/01/statement-prime-minister-canada-day (дата обращения 20.12.2017).
  11. Trudeau J. We’re Canada and we’re here to help /Justin Trudeau’s Message to UN / The New York Times. https://www.nytimes.com from 2016/09/21.
  12. Анохин М.Г., Бочанов М.А., Ваховский А.М., Гришин О.Е., Давыдов В.Н., Глебов В.А. и др. Политика. XXI век. Инновационные технологии. М.: РУДН, 2013.
  13. Асмолов А.Г. Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения (материалы исследований и научно-практической конференции) // Независимый институт коммуникативистики. Москва, 2002.
  14. Базылев В.Н. К изучению политического дискурса в России и российского политического дискурса // Политический дискурс в России. Вып. 2. М., 1998.
  15. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001.
  16. Баранов А.Н., Михайлова О.В., Сатаров Г.А., Шипова Е.А. Политический дискурс: методы анализа тематической структуры и метафорики. М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.
  17. Вайнер Э. Чему мы можем поучиться у канадцев // Русская служба новостей BBC. 2015. http://www.bbc.com/russian/society/2015/03/150323_vert_tra_can_canada_teach_us_to_be_nicer (дата обращения 20.12.2017).
  18. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. М.: Известия, 2003.
  19. Герасименко Н.А. Информация и фасцинация в политическом дискурсе. Политический дискурс в России. Вып. 2. М., 1998.
  20. Герасимов В.И., Ильин М.В. Политический дискурс-анализ // Политическая наука. 2002. № 3. С. 68-75.
  21. Гринев И.В. Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны: дисс.. канд. философ. наук: Государственный ун-т управления. Москва, 2009.
  22. Дейк Т.А. ван. Язык. Понимание. Коммуникация. М., 1989.
  23. Денисов П.Н. Язык русской общественной мысли конца XIX - первой четверти XX в. М., 1998.
  24. Дианова В.М. Культурный плюрализм в условиях глобализации // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 93-103.
  25. Клюев Ю.В. Гипотезы публичного политического дискурса // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2010. Вып. 2 С. 196-203.
  26. Кубрякова Е.С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1. С. 5-11.
  27. Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014.
  28. Малыгин А.В. Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста / отв. ред. Малыгин А.В. // Материалы VII Конвента РАМИ. МГИМО, М., 2012.
  29. Мартынова Л.Г. Современный имидж России: проблемы и перспективы: дисс.. канд. полит. наук: Рос. Академия нар. хоз. и гос. службы при Президенте РФ. М., 2011.
  30. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2008.
  31. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  32. Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игра в слова? // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2008. Вып. 1 (24). 2008. С. 43-48.
  33. Мельвиль А.Ю., Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Миронюк М.Г. и др. Политический атлас современности. Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. М.: МГИМО-Университет, 2007.
  34. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О.Н. Гринбаума / Под ред. Ф.М. Кулакова. М.: Энергия, 1979.
  35. Орлова О.Г. Дискурсивная теория стереотипа: дисс.. д. филол. наук. Кемерово, 2013.
  36. Паршин П.Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции // Системные исследования. Ежегодник 1986. М., 1986. С. 398-425.
  37. Петров В.В. Язык и логическая теория: в поисках новой парадигмы // Вопросы языкознания, 1988. № 2.
  38. Прохоров А.В. Специфика лингвистического моделирования имиджа // Вестник ТГУ серии Гуманитарные науки. 2013. 125 (9). С. 254-257.
  39. Сенцов А.Э. Концепт будущего в программах правящих политических партий: сопоставительный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (20). Ч. I. С. 167-169.
  40. Соколков Е.А., Буланкина Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании. М.: Логос, 2008. С. 42-57.
  41. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности // Язык и наука конца XX века: сб.статей. М.: РГГУ, 1995. С. 35-73.
  42. Тейлор Ч. Политика признания// Мультикультурализм и политика признания. Taylor Ch. The politics of recognition // Multiculturalism. Examining the politics of recognition/ ed by Gutman A. Prinston (N.J.), 1994. рр. 25-73.
  43. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков, 2009. С. 197-198.
  44. Устинова О.В. Отражение языковой картины мира в лексической системе канадских вариантов французского и английского языков: дисс.. канд. филол. наук: Российский унив-т дружбы народов. М., 2016.
  45. Черкасов А.И. Межэтнические отношения в многонациональной стране: канадский опыт. Часть 3: Канадская мозаика и Россия в прошлом и настоящем. Материалы Вторых канадских чтений 18 апреля 2002 года: «Канадский опыт и Россия». Санкт-Петербург, 2002.
  46. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2008.
  47. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.: Волгоград: Перемена. 2000.

© Устинова О.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах