РОЛЬ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-БИЛИНГВА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается влияние экстралингвистических факторов на формирование языковой личности ребенка-билингва. Проблема многоязычия определяется экстралингвистическими факторами, свидетельствующими о том, что современное общество и процессы, происходящие в нем, вынуждают людей менять свою жизнь. Актуальность исследования определяется тем, что полилинг-вов в мире больше, чем монолингвов. Детский билингвизм характерен для половины населения на нашей планете. Феномен многоязычия - это не данность, это необходимость постоянного развития, принимаемая сначала родителями и воспитателями, далее педагогами, затем, и самим индивидом. Мы не выбираем - быть ли ребенку билингвом, он вынужден им стать в связи с различием языков семьи, окружения, в связи с определенной жизненной ситуацией. Ребенок-билингв является членом нескольких социумов, точнее этносоциумов (поскольку общество, окружающее ребенка - носитель одной национальной картины мира, семья - носитель другой национальной картины мира). Именно тандем родителей и педагогов является точкой опоры для ребенка-полилингва. В рамках этого процесса формируется представление об окружающем его мире и об особенностях каждого из этносов и о его принадлежности к нескольким из них. Мы можем допустить, что речь идет о формировании такого понятия как «человек мира».

Об авторах

В В Кытина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kytinavictoria@mail.ru

Кытина Виктория Викторовна, соискатель кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов; научные интересы: детское многоязычие, билингвизм, языковая личность, онтолингвистика

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Вайнрайх У. Яз ыковые контакты. Киев, 1979.
  2. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003.
  3. Дешериев Ю. Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия // Пробле мы двуязычия и многоязычия / под ред. П.А. Азимова. М.: Наука, 1972.
  4. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Комплексный подход к обучению языку (как неродному и другому родному) детей-билингвов (в возрасте 1 года - 6 лет) в образовательных организациях с этнокультурным компонентом стран Евросоюза. 2014. Режим доступ а: https://roditelja m.lv/wp-content/uploads/2014/06/Bilium2elektr-1.pdf (Дата обращения 30.8.2017).
  5. Цейтли н С.Н., Чиршева Г.Н., Кузьмина Т.В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. М.: Златоуст, 2015.
  6. Чулкина Н.Л., Караулов Ю.Н. Русская языковая личность: интегративный аспект в условиях межкультурных коммуникаций. М.: Российский университет друж бы народов, 2008.
  7. Шаклеин В.М., Рыжова Н. В. Современные методики преподавания русского языка нерусским. М.: Российский университет дружбы народов, 2008.
  8. Щерба Л.В. О понятии смешения языков // Языковая система речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.

© Кытина В.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах