СРАВНЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ КОГНИЦИИ (на материале крымско-татарских загадок)
- Авторы: Эмирова АМ1
-
Учреждения:
- ГБОУВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»
- Выпуск: Том 8, № 3 (2017)
- Страницы: 554-562
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/semiotics-semantics/article/view/17016
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-3-554-562
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проведен комплексный анализ категории сравнения в крымско-татарском языке, которая не была предметом специального исследования. Объектом анализа послужили извлеченные из загадок языковые единицы разного типа, выражающие идею сравнения. Предметом анализа является категория сравнения как одна из базовых категорий когниции, отражающих языковую картину народа - носителя языка. Методами описания и лингвокультурологического комментария определена природа ментального содержания загадок; описаны лексико-семантические и грамматические способы выражения идеи сравнения (комплексная метафоризация, послеложно-именные конструкции разного типа, особые синтаксические модели, лексемы с семантикой подобия и др.); выявлены и охарактеризованы тематические группы слов, называющих эталоны и референты сравнения, и др. В совокупном дискурсе загадок, как универсальных форм выражения компаративного содержания, отражена широкая аксиологически маркированная языковая картина мира крымско-татарского народа: его история, феномены материальной и духовной культуры, традиционные формы жизнедеятельности, обусловленные специфическими природно-климатическими условиями Крымского полуострова, и др.
Об авторах
А М Эмирова
ГБОУВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: adile.emirova@gmail.com
Эмирова Адиле́ Мемедовна, доктор филологических наук, профессор-русист, профессор кафедры крымскотатарского и турецкого языкознания ГБОУВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»; научные интересы: русская, общая и контрастивная фразеология в системно-структурном и коммуникативно-прагматическом аспектах, социальная лингвистика, лингвокультурология, крымскотатарская филология
пер. Учебный, 8, ул. Севастопольская, г. Симферополь, Республика Крым, 295015Список литературы
- Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знания о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры. 2004.
- Булыгина Т.В., Крылов С.А. Референт // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990. С. 410-411.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ. / отв. ред. М.А. Кронгауз. Москва: Русские словари, 1996.
- Малых Л.М. Статус категории сравнения в современных лингвистических исследованиях // Вестник Удмуртского университета. История и филология. Актуальные вопросы грамматики. 2011. № 2. C. 105-110.
- Меметов А.М., Мусаев К. Крымскотатарский язык. Симферополь: Крымское учебнопедагогическое издательство. 2003.
- Тапмаджалар (Загадки). Составитель Асанов Ш., Велиев А. Симферополь: Крымское учебно-педагогическое издательство. 2014.