Применение конструкторов интерактивных заданий при преподавании русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено проблеме использования инновационных технологий в процессе преподавания русского языка как иностранного на примере интернет-сервисов, позволяющих самостоятельно разрабатывать интерактивные задания по русскому языку. Передается опыт использования конструктора интерактивных заданий LearningApps при организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык как иностранный» для групп с английским языком обучения на кафедре русского и белорусского языков в Гродненском государственном медицинском университете в Республике Беларусь. Рассматриваются возможности и способы внедрения интерактивных заданий в электронные учебно-методические комплексы по данной дисциплине на университетском образовательном портале Moodle (http:// edu.grsmu.by). Приводится перечень интерактивных заданий, доступных в LearningApps («Классификация», «Хронологическая линейка», «Найдите пару», «Заполните таблицу», «Простой порядок», Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполните пропуски», «Аудио-/ видеоконтент», «Слова из букв», «Угадывание слов», «Скачки», «Таблица соответствий» и др.), обращается внимание на возможные трудности технического и языкового характера при разработке интерактивных упражнений, предоставляются методические рекомендации по возможному применению подобного рода заданий. Перечисляются достоинства и недостатки данного конструктора, перспективы его дальнейшего использования. Рекомендуется применение интерактивных заданий для активизации познавательной деятельности иностранных учащихся, развития их логического мышления, тренировки зрительной памяти, интенсификации, оптимизации и разнообразия учебного процесса, повышения мотивации учащихся к изучению русского языка, русской и белорусской культуры.

Полный текст

В последние десятилетия стремительное развитие информационных технологий, интенсификация всех процессов, бурный рост межкультурных контактов повлекли за собой создание и использование инновационных форм, инструментов и средств обучения русскому языку как иностранному (РКИ), базирующихся на интернет-технологиях. Учебное занятие давно преодолело границы аудитории. В рамках диалогового обучения, предполагающего постоянное взаимодействие преподавателя и учащегося, значительным подспорьем для обоих является применение интерактивных заданий. Использование интерактивных технологий в практике преподавания РКИ позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка, активизировать их мыслительную деятельность, оптимизировать учебный процесс и улучшить качество образования, что особенно актуально для иностранных учащихся, которые на протяжении 6 лет обучаются на английском языке. Использование большого количества наглядного демонстрационного материала в заданиях вызывает живой интерес к изучению русского языка, русской и белорусской (поскольку речь идет об обучении иностранных студентов в белорусских вузах) культуры в целом (Макарова, Сентябова, 2021). В настоящее время существует огромное количество конструкторов интерактивных заданий, позволяющих создавать упражнения на русском языке. К ним относятся LearningApps, Wordwall, Quizlet, Wizer, Quizizz, Padlet, Online TestPad, Madtest, Factile и др. Остановимся подробнее на LearningApps (LearningApps, 2023). Данный конструктор создан для поддержки процесса обучения при помощи интерактивных модулей. Интернет-сервис Learning Apps представляет собой приложение Web 2.0 и разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования г. Берн в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом г. Циттау (Германия) (LearningApps, 2023). Далее представлен опыт использования интерактивных заданий, созданных в сервисе LearningApps, в электронных учебно-методических комплексах (далее - ЭУМК) по дисциплине «Русский язык как иностранный» на кафедре русского и белорусского языков в Гродненском государственном медицинском университете (далее - ГрГМУ) в Республике Беларусь. ЭУМК является программным медиапродуктом учебного назначения. Он представляет собой программный комплекс, включающий систематизированные учебные, научные и методические материалы по РКИ и обеспечивающий условия для осуществления различных видов речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение). Теоретические, практические и контролирующие материалы характеризуются интерактивностью, открытостью и доступностью. ЭУМК по разным дисциплинам в ГрГМУ расположены в виртуальной обучающей среде Moodle (http://edu. grsmu.by). За 2021-2023 гг. преподавателями кафедры русского и белорусского языков ГрГМУ было создано более 600 интерактивных заданий в Learning Apps, которые на данный момент размещены на университетском образовательном портале Moodle 62 | RUSSIAN LANGUAGE IN TEACHING METHODS Сентябова А.В. Русский тест: теория и практика. 2023. Т. 9. № 1. С. 61-67 в сертифицированных ЭУМК «Русский язык как иностранный, 1 курс, английский язык обучения» (Макарова, Сентябова, 2022b), «Русский язык как иностранный, 2 курс, английский язык обучения» (Макарова, Сентябова, 2022c), «Русский язык как иностранный, 3 курс, английский язык обучения» (Макарова, Сентябова, 2022d), а также в ЭУМК по факультативной дисциплине «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации» (4 курс, английский язык обучения) (Макарова, Сентябова, 2022a). Для разработки упражнений нами был выбран конструктор интерактивных заданий LearningApps, поскольку он является бесплатным, общедоступным и мобильным сервисом, не требует регистрации для выполнения заданий, имеет понятный интерфейс, простую навигацию, прост в создании упражнений, позволяет разрабатывать задания разной сложности. Само собой разумеется, что преподавателю, создающему интерактивные упражнения, необходимо зарегистрироваться в системе. Разработанные упражнения легко встраиваются в Moodle в ЭУМК в виде ссылок, также ссылки на них можно сбрасывать в любые мессенджеры типа WhatsUp, Viber, Telegram и т.д. В LearningApps представлены следующие виды интерактивных заданий: «Классификация», «Хронологическая линейка», «Найдите пару», «Заполните таблицу», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполните пропуски», «Аудио/видеоконтент», «Кто хочет стать миллионером», пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Слова из букв», «Где находится это?», «Угадывание слов», «Скачки», игра «Парочки», «Оцените», «Таблица соответствий», «Викторина с вводом текста (всего - 21). Задания типа «Классификация» или пазл «Угадай-ка» оптимально использовать на этапах закрепления изучаемого грамматического материала. Например, «Род имен существительных», «Множественное число имен существительных», «Категория о д у ше в ле н н о с т и / не о д у ше в ле н н о сти», «Притяжательные местоимения», «Род и число имен прилагательных», «Количественные и порядковые имена числительные», «Склонение имен существительных», «Спряжение глаголов», «Время глагола», «Вид глагола», «Имя прилагательное и наречие», «Действительные и страдательные причастия», «Части речи» и т.д. Также эффективны подобные задания при актуализации лексических единиц и проверке лексических минимумов. В качестве примеров приведем следующие классификации: «Фрукты и овощи», «Русские мужские и женские имена», «Одежда и обувь», «Продукты и блюда», «Мебель, посуда, еда», «Симптомы и диагнозы», «Профессии и должности», «Растения и животные». Задания подобного типа активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают их логическое мышление, формируют их аналитические способности. На хорошем уровне зарекомендовали себя задания данного типа при работе с видеороликами, когда учащимся после просмотра видео требуется разделить предложенную информацию на три группы: «верно», «неверно», «нет информации в видео». Задания типа «Хронологическая линейка» незаменимы при работе с художественными текстами, особенно при подготовке к пересказу. Фактически, располагая события из текста в хронологическом порядке, учащиеся составляют план дальнейшего пересказа. Значительное количество созданных нами заданий относится к типу «Найдите пару». Задания подобного типа можно использовать уже на вводно-фонетическом этапе. Например, учащимся предлагается прослушать аудио с изученными звуками и подобрать к ним графическое изображение букв, тем самым учащиеся получают возможность закрепить изучаемый материал и ознакомиться со звучащей речью не только собственного преподавателя. Эффективны данные задания при проверке лексических минимумов, когда учащимся рУсский язык в метОдике ОБУчеНия | 63 Sentyabova, A.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2023. 9(1), 61-67 необходимо соотнести аудио со звучащими лексическими единицами с предложенными иллюстрациями. Вместо аудио могут быть использованы отдельно написанные лексемы. Как показывает наша практика, именно задания подобного типа вызывают особый интерес у учащихся, возможно, ввиду наличия качественного иллюстративного материала, который частично выполняет развлекательную функцию. Единственным недостатком подобных упражнений является то, что при использовании текста, озвученного самим сервисом, где произносятся предложения (фразы), периодически встречаются акцентологические ошибки, исправить которые не представляется возможным. Ниже можно ознакомиться со скриншотами заданий типа «Подберите пару» из мобильного приложения (рис. 1). Задания типа «Викторина с выбором правильного ответа», «Кто хочет стать миллионером», «Скачки» продуктивно использовать на этапе проверки и контроля изученного материала. Преимущество подобных заданий состоит в том, что при формулировке вопроса можно использовать текст, картинку / фотографию, озвученный текст, аудио или видео. Несмотря на то, что в сервисе LearningApps не сохраняется статистика с результатами выполненных упражнений, при создании подобных заданий в настройках можно задать показ оценки его выполнения в процентном соотношении, который учащийся может лично предъявить преподавателю или сделать скриншот и отправить в групповой или личный чат. Задания типа «Кроссворд» рекомендуется использовать при изучении отдельных лексико-семантических групп. Подобные задания учащимся нравится выполнять в качестве домашнего задания. Очевидно, что на начальных этапах обучения разгадывание кроссвордов занимает значительное количество времени, но на продвинутом этапе данный процесс идет гораздо быстрее. При создании кроссвордов следует использовать иллюстративный материал. Примеры подобных заданий представлены на рис. 2. Рис. 1. Образцы заданий типа «Найдите пару» Источник: скриншот а.в. сентябовой Figure 1. Samples tasks of “Find a pair” type Source: screenshot of A. Sentyabova 64 | RUSSIAN LANGUAGE IN TEACHING METHODS Сентябова А.В. Русский тест: теория и практика. 2023. Т. 9. № 1. С. 61-67 Рис. 2. Образцы заданий типа «кроссворд» Источник: скриншот а.в. сентябовой Picture 2. Sample tasks of “Crossword” type Source: screenshot of A . Sentyabova Задания типа «Заполните пропуски», «Викторина с вводом текста», «Ввод текста» способствуют закреплению знаний у учащихся и выработке у них грамматических умений и навыков. Особенно эффективны они при изучении предложно-падежной и видо-временной систем русского языка. Известно, что современным учащимся не особенно нравится выполнять задания письменно, но на клавиатуре персонального компьютера или любого мобильного устройства они набирают ответ с удовольствием. Также данные задания позволяют организовать контроль лексического минимума в сжатые сроки. Очевидно, что на начальном этапе обучения скорость набора текста на русской раскладке клавиатуры у иностранных учащихся невелика, но со временем они учатся быстро справляться с подобными заданиями. Задания типа «Слова из букв» мы практикуем на старших курсах в качестве дополнительных или домашнего задания, поскольку они способствуют выработке орфографических навыков и имеют развлекательный характер. Задания типа «Простой порядок» можно использовать при работе с диалогами, когда реплики необходимо расположить в правильном порядке. Задания типа «Аудио-/видеоконтент» предоставляют возможность разрабатывать целый комплекс заданий в процессе прослушивания аудио или просмотра видео, причем видео может быть со сторонних ресурсов, например YouTube. Задания типа «Где находится это?» рекомендуется использовать при работе со страноведческой информацией, они особенно эффективны при подготовках к олимпиадам культурологического характера или конкурсам на знание русской и белорусской культуры. Задания типа «Заполните таблицу» эффективны при работе с синонимами и антонимами, лексико-семантическими группами. Они также дают возможность актуализировать, закрепить и обобщить изученный грамматический материал. Задания типа «Сортировка картинок» продуктивно выполнять при подготовке к клинической практике. Например, при изучении частей тела человека или определенных систем. Задания типа «Угадывание слов» полезны для переключения внимания учащихся, поскольку имеют игровой характер. Задания типа «Таблица соответствий» способствуют развитию логического мышления, закреплению изученного материала. рУсский язык в метОдике ОБУчеНия | 65 Sentyabova, A.V. Russian language: Research, Testing and Practice. 2023. 9(1), 61-67 Задания типа «Парочки» незаменимы для тренировки зрительной памяти и быстроты реакции. Задания типа «Оцените» пригодятся при изучении сравнительной степени сравнения имен прилагательных и наречий. Таким образом, использование конструктора интерактивных заданий LearningApps при преподавании РКИ имеет множество неоспоримых достоинств: доступность, мобильность, открытость, простая навигация, понятный интерфейс, разнообразие типов заданий, разные уровни сложности заданий, легкость при внедрении на сторонние ресурсы, наличие чата. К недостаткам данного интернет-сервиса можно отнести некоторые недоработки языкового и технического сопровождения, отсутствие статистики выполнения заданий. Тем не менее его смело можно рекомендовать в качестве дополнительного инструмента и средства обучения, имеющего игровой, развлекательный характер. Упражнения, созданные в конструкторе LearningApps, способствуют интенсификации и оптимизации учебного процесса, стимулируют познавательную деятельность иностранных учащихся, развивают их логическое мышление, тренируют память, повышают у них мотивацию к изучению русского языка и вносят развлекательный элемент в занятия по русскому языку.
×

Об авторах

Анастасия Владимировна Сентябова

Гродненский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lushasent@mail.ru
старший преподаватель кафедры русского и белорусского языков Гродно, Республика Беларусь

Список литературы

  1. Макарова И.Н., Сентябова А.В. Из опыта дистанционного обучения РКИ в Гродненском государственном медицинском университете // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник материалов VI Международной научно-методической онлайн-конференции (13 апреля 2021 г.). Курск: Изд-во Курского государственного медицинского университета, 2021. С. 410-414
  2. Макарова И.Н., Сентябова А.В. Русский язык в сфере профессиональной коммуникации (4 курс, английский язык обучения): ЭУМК [Электронный ресурс]. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022a. URL: http://edu.grsmu.by/course/view. php?id=1018 (дата обращения: 15.08.2023)
  3. Макарова И.Н., Сентябова А.В. Русский язык как иностранный (1 курс, английский язык обучения): ЭУМК [Электронный ресурс]. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022b. URL: http:// edu.grsmu.by/course/view.php?id=834 (дата обращения: 15.08.2023)
  4. Макарова И.Н., Сентябова А.В. Русский язык как иностранный (2 курс, английский язык обучения): ЭУМК [Электронный ресурс]. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022c. URL: http:// edu.grsmu.by/course/view.php?id=835 (дата обращения: 15.08.2023)
  5. Макарова И.Н., Сентябова А.В. Русский язык как иностранный (3 курс, английский язык обучения): ЭУМК [Электронный ресурс]. Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2022d. URL: http:// edu.grsmu.by/course/view.php?id=836 (дата обращения: 15.08.2023)
  6. LearningApps (Конструктор интерактивных заданий). [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 15.08.2023)

© Сентябова А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах