Использование информационных технологий и методик при подготовке рабочего ресурса для студенческой аудитории (на примере инструментов облачного пакета Google for Education)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется возрастающей ролью в современном образовании информационных технологий. Использование облачных сервисов, таких как Google for Education, становится все более популярным среди преподавателей и студентов. Это позволяет эффективно организовывать учебный процесс, сотрудничать в режиме реального времени и создавать учебные материалы. Целью исследования является рассмотрение роли информационных технологий в современном образовании с акцентом на использовании Google for Education. Мы стремились описать функциональность и возможности этого сервиса, а также привести примеры его использования в образовательной сфере. Приводится информация о функциональности и возможностях Google for Education, даны примеры использования инструментов облачного пакета для создания учебных материалов. Результатом использования Google for Education является более эффективная организация учебного процесса, возможность совместной работы преподавателей и студентов (как на аудиторных, так и на внеаудиторных занятиях), а также определение его как удобного инструмента для создания и хранения учебных материалов. В заключении подводятся итоги использования инструментов облачного пакета Google for Education в образовании, выявлены положительные и отрицательные стороны и отмечена его значимость в современном образовательном процессе. В целом данная технология может значительно облегчить подготовку и проведение учебных занятий, а также способствовать развитию творческого мышления студентов в сотрудничестве с преподавателями.

Полный текст

В современном мире информационные технологии (ИТ) играют огромную роль в образовании. Они помогают учащимся получать знания быстро и эффективно. «Интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека… Он предоставил нам возможность свободного доступа к информации, общения с людьми со всего мира… и многое другое. Одной из главных особенностей интернета является его скорость и доступность. Сегодня пользователь <сети> может получить доступ к информации в любое время суток…» (Акопян, Акопян, 2023). Одним из наиболее популярных LMS-систем для обучения является облачный пакет Google for Education, интенсивно используемой нами с 2016 г. (подробнее см.: Акопян, 2016a; Акопян, 2016b; Акопян, 2017; Акопян, 2018; Акопян, 2019; Акопян, Гаспарян, 2020; Акопян, 2020a; Акопян, 2020c; Акопян, 2021a; Акопян, Акопян, Садыканова, 2021; Акопян, 2021a; Акопян, 2021b; Акопян, Мовсесян, Пилосян, 2021; Акопян, 2022; Акопян, Паракесикян, 2023a; Акопян, Акопян, 2023; Акопян, Паракесикян, 2023b; Акопян, 2023d). Сервис от Google - облачный пакет инструментов Google for Education - представляет собой «независимо настраиваемые версии множества продуктов Google с использованием доменного имени, предоставленного клиентом. Он включает в себя несколько веб-приложений с функциональностью, аналогичной традиционным офисным пакетам, включая Gmail, Hangouts, Meet, Календарь Google, Диск, Документы, Таблицы, Презентации, Сайты и др. Продукты также связаны с использованием <хромбуков>, которые можно добавить в домен <Google Workspace for Education> учебного заведения» [Google]. Таким образом, Google for Education - это облачный сервис, который предоставляет доступ к различным инструментам для обучения и сотрудничества. Он позволяет создавать, редактировать и совместно работать над документами, презентациями и таблицами в режиме реального времени (Акопян, 2017: 129). Для преподавателей использование Google for Education может значительно облегчить подготовку рабочего ресурса для студентов. Преподаватель русского языка может использовать Google Документы для различных целей, например: 1. может создавать и редактировать учебные материалы (учебники, конспекты, тесты и другие материалы для аудитории) (подробнее см.: Акопян, 2018); 2. может использовать Google Документы для совместной работы со своими коллегами (например, группа преподавателей может совместно создавать учебные материалы и/или обсуждать методики преподавания СРЯ и/или РКИ). Таким образом, сюда можно ввести все содержимое вышеприведенного пункта 1; 42 | RUSSIAN LANGUAGE IN TEACHING METHODS Акопян А.С. Русский тест: теория и практика. 2023. Т. 9. № 1. С. 41-48 3. может создавать документы с заданиями и материалами для чтения, организуя при этом внеаудиторную работу обучающихся (подробнее см.: Акопян, Гаспарян, 2020; Акопян, 2020b), загружать их в Google Документы и предоставлять доступ к ним всем студентам в группе. Это позволит студентам легко получить доступ к материалам и работать с ними, независимо от того, где они находятся, совместно работать над проектами, делиться знаниями и опытом (подробнее см.: Акопян, 2017: 130-132; Акопян, 2018). (Почему именно выбирается инструмент Google Документы? Потому как именно в нем обучающиеся могут работать в онлайн-режиме, так как Документ Word этого не позволяет: информацию с него можно только лишь считывать, но не исправлять и/или дополнять (подробнее см.: Акопян, 2017: 130-131); 4. может проводить занятия в онлайн-режиме (полагаясь на вышеприведенный пункт 3), используя Google Документы (к примеру, создав документ, в котором отмечены индивидуальные задания для учащихся, и получив определенные результаты после их заполнения/решения, преподаватель может провести обсуждение этих заданий в виде конференции при помощи инструментов Google Meet и/или Zoom, которые рассчитаны для организации дистанционного обучения (можно проводить видеозанятия с учащимися) (подробнее см.: Акопян, 2017: 130-132; Акопян, 2018; Акопян, 2016b); 5) система Google for Education позволяет создавать интерактивные задания и опросы с помощью приложений Google Формы. Кроме тестов преподаватели могут создавать и опросы (с использованием инфографики), которые студенты могут заполнять/выполнять в любое время и с любого гаджета (компьютера/ноутбука, планшета и/или мобильного телефона), что позволит преподавателям быстро оценить знания и определить успехи учащихся, поддержать с ними обратную связь и обсудить задания и результаты в видеоконференции в Google Meet и/или Zoom (подробнее см.: Акопян, 2021a; Акопян, Акопян, Садыканова, 2021); 1. система Google for Education позволяет также создавать тесты-симуляторы при помощи приложения Google Форм или же создать альтернативную версию симулятора на базе программы Hot Potatoes 7, которую в дальнейшем можно интегрировать в систему Google Класса (см. нижеприведенный абзац). Разница в использовании этих инструментов в том, что конечный продукт последнего перед применением следует скачать на устройство, а вот симулятором, созданным на базе Google Формы, можно воспользоваться в онлайн-режиме (подробнее см.: Акопян, 2020c; Акопян, 2021a; Акопян, 2021b). Google for Education также позволяет преподавателям использовать Google Классы для организации учебного процесса. Это позволяет преподавателям добавлять учащихся в классы, делиться материалами, распределять индивидуальные задания и эффективно взаимодействовать с ними. Классы также предоставляют возможность для общения между преподавателем и студентами, а также для общения студентов друг с другом. Кроме того, все материалы и файлы сохраняются на Google Диске, и работа с ними может быть продолжена на любом устройстве. В целом использование Google for Education позволяет преподавателям эффективно подготовить рабочий ресурс для студентов. Он также позволяет студентам получать доступ к материалам и работать над заданиями в режиме реального времени. Этот пакет инструментов является отличным выбором для преподавателей, желающих использовать информационные технологии в образовании, что «позволит: o выполнять индивидуальные задания; o выполнять совместную работу с материалами в аудитории (обсуждение, уточнение, дополнение); рУсский язык в метОдике ОБУчеНия | 43 Hakobyan, A.S. Russian language: Research, Testing and Practice. 2023. 9(1), 41-48 · проводить наглядный разбор ошибок: обязательно на доске (если процесс задействован в аудитории) или же, к примеру, при помощи инструмента Google Jamboard при Google Meet-трансляции или Zoom-трансляции; · вести открытое групповое обсуждение. Вышеперечисленным критериям сервис Google for Education вполне удовлетворяет. Но следует не забывать, что все системы дистанционного обучения студентов рекомендуется совмещать с работой в группах, что повышает профессиональные навыки будущих специалистов (Акопян, 2017) (подробнее см.: Борзилова, 2015). Следует отметить, что именно грамотное применение ИТ может повысить уровень успеваемости обучающихся и воспринимаемости изучаемого материала (подробнее см.: Акопян, 2019; Акопян, 2021a; Акопян, 2021b). В исследовательском проекте «Электронный школьный фразеологический словарь-минимум» (ЭФС) совместно со студенткой Т.Р. Паракесикян мы попытались интегрировать вышеперечисленные инструменты облачного пакета Google for Education с платформой Google Сайты, на страницах которого мы поместили ряд фразеологических единиц. Разработка и совершенствование ЭФС продолжается нами по сей день. В результате мы получим наиболее полный и комплексный набор фразеологических единиц, который может быть использован как в школьном, так и в образовании в целом для успешного усвоения материала, повышения качества обучения, формирования и развития учебной и общей культуры речи учащихся (подробнее см.: Акопян, Акопян, Садыканова, 2021; Акопян, Паракесикян, 2023a; Акопян, Акопян, 2023; Акопян, Паракесикян, 2023b; Акопян, Паракесикян, 2023c). Как мы уже заметили, применение ИТ «стало вносить своего рода коррекцию в систему современного образования» (Акопян, 2020c: 90). На наш взгляд, использование облачного пакета Google for Education положительно сказывается на результатах по всем образовательным программам вузов: бакалавриату, магистратуре и аспирантуре. Более детально изучив процесс использования ИТ в рамках Российско-Армянского (Славянского) университета и сопоставив данные с другими ведущими вузами РА (в частности Ереванским государственным университетом (ЕГУ), Армянским государственным педагогическим университетом им. Хачатура Абовяна (АГПУ), Государственным университетом им. В.Я. Брюсова), мы выявили на практике ряд как положительных, так и отрицательных сторон этого процесса (подробнее см.: Акопян, 2020c). Хотелось бы отметить среди всех отрицательных пунктов самые основные: 1. не все преподаватели вузов знают, владеют и умеют грамотно пользоваться информационными технологиями, что приводит к полному отрицанию их использования; 2. полная замена преподавателя программой или комплексом программ и исключение живого человеческого общения студента с преподавателем может негативно сказаться на развитии эмоциональной сферы учащегося, тем самым заметно снизится эффективность обучения на мотивационном уровне (Акопян, 2020c: 92). Другими словами, компьютер не имеет эмоций, в отличие от преподавателя, применяющего индивидуальный подход к аудитории/ обучаемому, который зависит от хода самого урока, при этом оценивание тоже индивидуальное (полагаясь на способности, прилежание и динамику обучения каждого студента, преподаватель оценивает свою аудиторию). Если всё перечисленное свести к программе (или же к комплексу программ) - она всего этого не предпримет, а оценивание происходит только на момент написания/сдачи или же устно высказанных ответов на задания. Вместе с тем хотелось бы выделить ряд положительных сторон: 1. содержание открытых информационных ресурсов и возможность их своевременного наращивания; 44 | RUSSIAN LANGUAGE IN TEACHING METHODS Акопян А.С. Русский тест: теория и практика. 2023. Т. 9. № 1. С. 41-48 2. возможность включения анимационных/ мультимедийных компонентов в свои учебные материалы, благодаря чему создаются игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным; 3. организация автоматического мониторинга (оценивания) учебной/научной деятельности студента/аудитории. На данном этапе в вузах Республики Армения организационные и педагогические возможности электронного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных инструментов облачного пакета Google for Education. Для этого обеспечивается тесное сотрудничество преподавателей-предметников с программистами и/или продвинутыми пользователями этой области, потому что ИТ стремительно вовлекаются в учебный процесс, успешно способствуя его модернизации, реорганизации и продуктивной реконструкции. Таким образом, можно смело констатировать, что внедрение ИТ в образование - неизбежный и в целом весьма позитивный актуальный процесс, который требует тщательного изучения и применения (Акопян, 2020c: 94-95).
×

Об авторах

Армен Суренович Акопян

Российско-Армянский (Славянский) университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: armen.hakobyan@rau.am
доцент медицинского колледжа им. меграбяна, действительный член международной академии Нейронаук, старший преподаватель кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Ереван, Республика Армения

Список литературы

  1. Акопян А.С. О новой LMS-системе Google Classroom и её использовании в студенческой аудитории // Проблемы современной русистики. 2016a. №1. С. 25-32 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aspu.am/website/images/ journal/6711ce2e.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  2. Акопян А.С. Пошаговое руководство к выполнению теста в рамках LMS-системы Google Classroom и формы его оценивания // Проблемы современной русистики. 2016b. № 2. С. 23-30 [Электронный ресурс]. URL: https://www. aspu.am/website/images/journal/rusagitutyun_2.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  3. Акопян А.С. Использование LMS-системы Google Classroom в преподавании РКИ // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы III Международной научно-методической конференции: в 2 т. (26 мая 2017 г., Омск) / Омский автобронетанковый инженерный институт. Т. 1. Омск: ООО «Издательство Ипполитова», 2017. С. 128-135. EDN YOLMVR [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_29175270_90230080.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  4. Акопян А.С. Создание заданий и тестов по русскому языку в LMS-системе Google Classroom и их использование в студенческой аудитории // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике: сборник научных статей (24-26 сентября 2017 г., Ереван) / отв. ред. К.С. Акопян. Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2018. С. 186-194. EDN YSDXBR [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_36680864_24860055.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  5. Акопян А.С. Педагогические условия развития профессиональных компетенций студентов при помощи Google for Education (методические рекомендации) // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (26-28 сентября 2019 г., Ереван). Ереван: РоссийскоАрмянский (Славянский) университет, 2019. Ч. 2. С. 133-136. EDN WNPBFQ [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_41267323_36517922.pdf (Дата обращения: 05.08.2023)
  6. Акопян А.С. Методический аспект рассмотрения фразеологических единиц русского языка на примере Formsтренажеров // Проблемы современной русистики. 2020a. № 6 (10). С. 50-65 [Электронный ресурс]. URL: https:// msu.am/wpcontent/uploads/2020/12/%D0%90%D0% BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0% D1%85-%D0%A5_19_09_2020.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  7. Акопян А.С. Мотивация учащихся к самостоятельной внеаудиторной работе // Сб. ст. Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания РКИ» (17 апреля 2020 г.). Ереван: Изд-во АГПУ им. Хачатура Абовяна, 2020b. С. 190-199
  8. Акопян А.С. О преимуществах и недостатках применения ИКТвпедагогической работе // Проблемы современной русистики. 2020c. №5 (9). С. 89-98 [Электронный ресурс]. URL: https://msu.am/wp-content/uploads/2020/07/% D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD %D0%B0%D1%85-I%D0%A5_24_02_2020_c-ORCID.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  9. Акопян А.С. Применение информационных технологий в вузе как способ повышения уровня успеваемости студентов // Сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию С.И. Ожегова. М., 2021a. Ч. 1. С. 72-75 [Электронный ресурс]. URL: https://ozhegov.rus.study/wp-content/ themes/ozhegov/docs/sbornik_dokladov.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  10. Акопян А.С. Применение информационных технологий как способ повышения уровня успеваемости студентов и школьников в вузах и школах РА // Проблемы современной русистики. 2021b. №7 (11). С. 58-67 [Электронный ресурс]. URL: https://msu.am/wp-content/ uploads/docs/Almanakh_XI_14_04_2021.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  11. Акопян А.С. Использование тестов-симуляторов на уроках СРЯ и РКИ // Тенденция развития глобальной образовательной экосистемы в сфере медиа, кино и PR: материалы II Международной научно-практической конференции (9 декабря 2022, г. Алматы). Алматы: Алматы Менеджмент Университет, 2022. С. 13-18
  12. Акопян А.С., Акопян Д.Р. Роль интернета в жизни человека в XXI веке и его влияние на современный русский язык // Преподаватель года 2023: cборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса (Петрозаводск, 22 мая 2023 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2023. С. 44-49. EDN: LVPMDX [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_53837034_92695138.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  13. Акопян А.С., Акопян Д.Р., Садыканова С.Х. Использование ИКТ при обучении фразеологическим единицам // Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Современные тренды в архитектуре и строительстве: энергоэффективность, энергосбережение, BIM технологии, проблемы городской среды». Алматы, 2021. С. 6-13
  14. Акопян А.С., Гаспарян Э.В. Использование информационных технологий при организации внеаудиторной работы по русскому языку // Вестник Медицинского института им. Меграбяна. 2020. № 9. С. 183-188
  15. Акопян А.С., Мовсесян Н.С. Изучение фразеологизмов русского языка с помощью электронного симулятора на примере Forms-тренажеров // IV Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность» (14-16 октября 2020 г., Москва). V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан»: сборник статей. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 52-58. EDN: JZGHHZ [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_46298494_80287454.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  16. Акопян А.С., Мовсесян Н.С., Пилосян А.А. Роль инфографики при обучении фразеологизмам на уроках русского языка в национальной школе Республики Армения // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VII Международной научно-методической конференции (Омск, 21 мая 2021 г.). Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. С. 97-105. EDN HSMTTP [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_45783352_94797646.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  17. Акопян А.С., Паракесикян Т.Р. Презентация авторского электронного школьного фразеологического словаря-минимума // Конкурс «Студент года 2023»: cборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023a. С. 437-444. EDN: ETKMJV [Электронный ресурс]. URL: https://www. elibrary.ru/download/ elibrary_53850877_12449624.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  18. Акопян А.С., Паракесикян Т.Р. Создание электронного школьного фразеологического словаря-минимума: методические и технологические решения // Проблемы современной русистики. 2023b. № 11 (15) С. 107-115 [Электронный ресурс]. URL: https://msu.am/wp-content/uploads/docs/ Almanakh%20XV%20 (11)_2023.pdf (дата обращения: 05.08.2023)
  19. Акопян А.С., Паракесикян Т.Р. Электронный школьный фразеологический словарь-минимум: методические рекомендации // «Культура научного и профессионально-делового общения»: ХXVII Международная студенческая научно-практическая конференция. М.: Изд-во РУДН, 2023c. (В печати)
  20. Борзилова Ю.С. Современные интернет-приложения как вспомогательное звено в организации учебной деятельности студентов. SCI-ARTICLE.RU, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1444802992 (дата обращения: 05.08.2023)
  21. Google - Google для образования // Информация с «Альфапедия» [Электронный ресурс]. URL: https:// alphapedia.ru/w/Google_for_Education (дата обращения: 05.08.2023)

© Акопян А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах