Институт дополнительного образования БГУ: традиции и перспективы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются этапы становления и современное состояние довузовской подготовки иностранных граждан в Белорусском государственном университете. Отмечаются достижения, определяются перспективы и основные задачи дальнейшего развития довузовского образования. Представлена структура созданного в университете в 2020 году Института дополнительного образования. Делается вывод о том, что создание Института дополнительного образования Белорусского государственного университета позволило скоординировать и активизировать работу по экспорту образования, а также повысить качество подготовки иностранных граждан благодаря совершенствованию традиционных и внедрению в учебный процесс новейших образовательных и информационных технологий.

Полный текст

Формирование системы доуниверситет- по ноябрь был сформирован подготовительный ского образования иностранных граждан факультет, и уже 27 ноября в г. Минск прибыло в Белорусском государственном университе- 59 граждан Республики Куба, ставших первыте началось в далеком 1961 г. В период с июня ми иностранными слушателями факультета. В первое десятилетие его работы (1961-1970) обучение прошли 569 человек из 13 стран, причем 501 слушатель был направлен правительством Вьетнама. В 1971-1980 гг. на факультете обучались 1944 слушателя из 74 стран, в том числе 447 - из Вьетнама, 144 - из Гвинеи, 111 - из Афганистана, 110 - из Алжира. Период с 1981 по 1990 г. ознаменован самым большим количеством обучающихся - 2559 слушателей из 68 стран, в том числе 289 - из Сирии, 272 - из Ливана, 176 - из Иордании, 150 - из Вьетнама, 146 - из Йемена и т. д. (Система доуниверситетской подготовки иностранных граж дан, 2022: 14). Преподаватели факультета помогали готовить национальные кадры не только в стенах БГУ - более 50 из них были командированы в университеты 22 стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1991-2000 гг., несмотря на сложности этого периода, обучение на подготовительном факультете прошли 1774 слушателя из 59 стран. В этот период начинается активное сотрудничество с Китайской Народной Республикой - в 1990-е годы обучение на факультете прошли 477 слушателей из КНР (Система доуниверситетской подготовки иностранных граж дан, 2022: 14-15). Очередным этапом развития доуниверситетского образования в БГУ стало создание факультета доуниверситетского образования (ФДО). Решением Ученого совета БГУ 1 июля 2000 г. были объединены подготовительный факультет для иностранных граждан и факультет доуниверситетской подготовки и профориентации молодежи, где обучались выпускники белорусских школ. На протяжении следующих двух десятилетий последовательно осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на поддержку существующих механизмов набора иностранных студентов и создание новых. Одним из перспективных направлений стало развитие инфраструктуры экспорта образовательных услуг через рекрутинговые агентства, а также открытие информационно-образовательных структур БГУ (сетевого маркетинга) за рубежом. С целью обеспечения высокого качества подготовки иностранных граждан к обучению в вузах страны, наряду с организационными мероприятиями, велась непрерывная работа по созданию современных учебников и учебных пособий, учитывающих передовые тенденции в сфере образования. Так, в 2011 г. преподавателями факультета было подготовлено учебное пособие нового поколения по учебной дисциплине «Русский язык как иностранный». Это первое в Беларуси учебное издание по РКИ с белорусской национально-культурологической ориентацией. Через пять лет было разработано новое учебное пособие «Русский язык как иностранный. Базовый уровень. В 3 частях: А0, А1, А2» с элементами рабочей тетради для студента. Необходимо также отметить создание уникального учебно-методического комплекта «Русский язык как иностранный. Общее владение. I сертификационный уровень», который объединил пять пособий, преследующих несколько задач: выполнение заданий на практических занятиях, самостоятельная работа обучающегося, контрольно-измерительные материалы и проч. Весной 2020 г. в целях дальнейшего развития системы дополнительного образования в БГУ руководством университета принято решение объединить факультеты, работающие в данном направлении. В результате проведенной работы 1 июля 2020 г. был создан Институт дополнительного образования (ИДО) БГУ, в структуру которого вошли: • факультет доуниверситетского образования иностранных граждан - собственно прежний ФДО; • факультет повышения квалификации и переподготовки кадров; • учебный центр доуниверситетской подготовки, основной задачей которого стала работа по реализации программ подготовительного отделения и подготовительных курсов для белорусских граждан. Перед руководством педагогическим коллективом ИДО были поставлены следующие задачи: Navoichyk, P.I. Russian language: Research, Testing and Practice. 2022. 8(1), 32-36 • развитие лучших международных образовательных технологий и практик, выработка навыков межкультурной коммуникации, гибких компетенций иностранных граждан с акцентом на их адаптивность в условиях глобализации; • развитие сетевого взаимодействия ведущих вузов, обмен лучшими научными, образовательными, социокультурными практиками; • формирование медиаобраза университета как одного из самых интернациональных и многопрофильных в Беларуси; • развитие поликультурной среды кампуса, формирование междисциплинарных профессиональных и социокультурных компетенций иностранных граждан (Актуальные проблемы обучения иностранных граждан, 2021: 7). Данное решение позволило снять определенную внутреннюю конкуренцию на образовательном поле, оптимизировать кадровую работу и при этом не нарушить сложившуюся систему подготовки иностранных и белорусских граждан по программам подготовительного отделения. С целью оптимизации работы по конкретным учебно-методическим направлениям структура ФДО при создании Института также была реформирована: вместо двух кафедр (русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин, а также кафедры доуниверситетской подготовки) были созданы три: • русского языка как иностранного; • русского языка как иностранного в профессиональном обучении; • общеобразовательных дисциплин. Большое значение для дальнейшего развития довузовского образования имеет недавно принятый в Беларуси новый Кодекс об образовании. Он максимально учитывает современное состояние системы образования и перспективы ее развития. В частности, сделан акцент на включение в учебный процесс дистанционного обучения, что предполагает активное обращение к цифровой образовательной среде, интеграцию традиционных и электронных средств обучения. В связи с этим особую значимость приобретает разработка электронных учебно-методических комплексов. Для решения данной задачи в 2021 г. на ФДОИГ была создана Лаборатория цифровизации довузовской подготовки. За истекший период сотрудниками лаборатории разработаны курсы по всем учебным дисциплинам, в которых содержатся задания для самостоятельной работы обучающихся, домашней работы и работы на занятиях. Материалы представлены в различных форматах, позволяющих успешно воспроизводить их как на интерактивной доске или компьютере, так и на телефоне, планшете. С целью внедрения наработок лаборатории в учебный процесс регулярно проводятся учебно-методические семинары по работе с различными образовательными интернет-ресурсами, по работе в системе LMS Moodle. Таким образом, модернизация информационно-технического обеспечения на ФДОИГ БГУ и обеспечение учебной ресурсной базой позволили внедрить разработанные электронные материалы и образовательный интернет-контент в традиционное аудиторное обучение с использованием интерактивных панелей (мультибордов). В настоящее время перед кафедрами стоит также задача достичь более совершенной сбалансированности в преподавании общеобразовательных учебных дисциплин и РКИ. Планируется создание творческих коллективов, объединяющих в своем составе филолога (специалиста по РКИ) и преподавателя-предметника (физика, математика и проч.) для разработки учебников и учебных пособий по общеобразовательным дисциплинам с максимальным учетом языковых знаний и умений иностранных слушателей на разных этапах подготовки. Навойчик П.И. Русский тест: теория и практика. 2022. Т. 8. № 1. С. 32-36 Общеизвестно, что для успешного преодоления языкового барьера аудиторных занятий недостаточно. Важным направлением адаптационных мероприятий, является вовлечение слушателей в культурно-массовую деятельность. В 2020/2021 учебном году на ФДОИГ были открыты кабинеты русской, белорусской и мировой культур. На их базе была организована работа клубов, что позволило разнообразить спектр социокультурных мероприятий, организуемых факультетом. К примеру, литературно-музыкальная композиция «Язык родной! Как ты прекрасен!», прозвучавшая на белорусском, русском, чеченском, монгольском, турецком и китайском языках, открыла неделю языка в клубе русского языка. В рамках работы кабинета белорусской культуры благодаря педагогам из центра дополнительного образования детей и молодежи «Ветразь» г. Минска иностранные слушатели узнали о секретах народного творчества: способах подготовки соломки, методах работы с ней. И такие мероприятия проводятся на протяжении всего учебного года. Успешная деятельность по развитию системы подготовки иностранных граждан невозможна без расширения и укрепления международного сотрудничества. Основным и важнейшим российским партнером Белорусского государственного университета в системе довузовского образования является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов». Наши преподаватели регулярно участвуют в совместных методических вебинарах, научных конференциях, готовят слушателей к международным олимпиадам и проч. Так, на нашем факультете ежегодно проводится научно-практическая студенческая конференция «Per aspera ad astra». Научные работы победителей вузовского этапа представляются на международной студенческой научно-практической конференции, организаторами которой являются совместно ФДОИГ ИДО БГУ и Институт русского языка РУДН. В текущем учебном году наши слушатели также приняли участие в Международной олимпиаде для иностранных студентов «Русский язык в профессии», организованной Институтом русского языка РУДН. Входящий в состав ИДО факультет повышения квалификации и переподготовки также вносит свою лепту в развитие системы подготовки кадров по РКИ. Образовательные программы по русскому языку как иностранному занимают в деятельности факультета особое место: осуществляется переподготовка по специальности «Русский язык как иностранный», организовываются и проводятся программы повышения квалификации и обучающих курсов (практикумов) для различных категорий слушателей из Беларуси, а также стран дальнего и ближнего зарубежья. Таким образом, создание Института дополнительного образования позволило скоординировать и активизировать работу по экспорту образования в университете, а также повысить качество подготовки иностранных граждан благодаря совершенствованию традиционных и внедрению в учебный процесс новейших образовательных (в том числе информационных) технологий.
×

Об авторах

Павел Иванович Навойчик

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: navoich@bsu.by
кандидат филологических наук, доцент, директор-декан Института дополнительного образования 220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 4

Список литературы

  1. Актуальные проблемы обучения иностранных граждан в системе довузовского образования [Электронный ресурс]: сб. ст., посвящ. 100-летию Белорус. гос. ун-та и 60-летию Института доп. образования. Вып. 3 / под ред. Е.П. Любецкой, П.И. Навойчика. Минск: БГУ, 2021. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
  2. Система доуниверситетской подготовки иностранных граждан / П.И. Навойчик [и др.]; под ред. П.И. Навойчика, Е.В. Кишкевич, В.М. Молофеева. Минск: БГУ, 2022. 123 с

© Навойчик П.И., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах