Феномен глобального города-государства в мировой политике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сингапур единственный из мировых городов-государств, которому удалось успешно сформировать инфраструктуру и предпосылки активного вовлечения в глобальные транснациональные потоки, это и позволяет трактовать его в качестве глобального городагосударства, что обусловливает актуальность данного исследования. Цель исследования - изучение феномена глобального города-государства через призму политического устройства, специфики политического режима и процессов государственного управления. Материалами исследования явились труды российских и зарубежных исследователей в сфере государственного управления, политологии, урбанистки. В качестве методов исследования использовались общенаучные подходы, а также исследовательские концепции, соответствующие объекту и цели исследования: конкретно-исторический метод; системный подход; концепции неолиберализма, трансрегионализма, глобального города, политического лидерства. Выявлены специфика политического режима и государственного устройства Сингапура, характерные черты формирования и развития полностью урбанизированной территории, исследованы вопросы генезиса данного территориального образования. Выявлено, что формирование Сингапура в качестве города-государства обусловила специфика колониальных и постколониальных процессов макрорегиона Юго-восточной Азии, полностью урбанизированная территория позволяет развивать ее комплексно, на основании единой государственной концепции, реализуя технологии «умного города», а политический режим характеризуется чертами авторитаризма, имеет патерналистский характер. В сфере государственного устройства глобального города-государства Сингапур выявлена существенная специфика - формирование властного конгломерата национального и муниципального уровней власти.

Полный текст

Введение Глобальный город - феномен преимущественно экономический, возникает при обретении глобальными экономическими сетями, концентрирующимися в мегаполисе, определенной автономии от политических сетей и традиционной административно-управленческой иерархии муниципалитет - субнациональный регион - национальное государство. В городегосударстве, исходя из специфики государственного устройства, характера международной деятельности и формирования городской/национальной политики, такая автономия, как в традиционных глобальных городах, невозможна. Соответственно, феномен глобального города-государства изначально содержит в себе определенное противоречие, связанное с необходимостью увязать атерриториальные глобальные процессы, присущие глобальным городам, с процессами государственного управления, координации и контроля, присущими городу-государству. Тем не менее в современной мировой политике данный феномен, исходя из специфических условий исторического развития, особенностей государственного устройства и политического режима, вовлеченности в глобальные потоки, реализовывался. Таким образом, исследование феномена глобального города-государства в мировой политике и транснациональных глобальных сетях является актуальной исследовательской задачей, исходя из его уникального статуса и возможностей в процессах международного обмена, вовлеченности в мировое пространство потоков, значительной специфики формирования и реализации городской политики, а также с учетом отсутствия комплексных российских политологических исследований научной проблематики данной области исследования. Соответственно, цель исследования - изучить феномен глобального города-государства в сфере политического устройства, специфики международно-политической деятельности, формирования и реализации городской политики, а также вопросы его генезиса. Материалы и методы Материалами исследования явились труды российских и зарубежных исследователей в сфере политологии, государственного управления, урбанистки, социологии. Исследование феномена города-государства, участия городов в процессах мировой политики представлены в работах В.С. Мартьянова [1], М.М. Лебедевой, В.М. Сергеева [2]; Панг Йенг Фонг исследует процессы формирования и развития глобального города государства [3]; анализ городов Сингапур и Гонконг в качестве государственных образований, активно вовлеченных в глобальные транснациональные потоки, приведен в работах К. Олдса, Г. Йенга [4], Й.М. Йенга, Дж. Ли и Г. Ки [5]; специфика государственного устройства городов-государств рассматривается и интерпретируется в трудах К. Вонга, К.М. Гессе, Т.Дж. Сиглера [6], Р. Морриса [7]. В исследовании применены подходы неолиберализма и трансрегионализма, рассматривающие субнациональные территориальные образования в качестве акторов международно-политической деятельности; концепция глобального города, изучающая формирование и развитие городов-государств на основе вовлеченности в глобальные сети транснациональных компаний; концепции политического лидерства, а также общенаучные методы, обусловленные объектом исследования: конкретно-исторический метод, системный подход, методы анализа и синтеза. Результаты исследования В первую очередь рассмотрим генезис Сингапура в качестве городагосударства. Процессы деколонизации британских колоний начались после Второй мировой войны, на это был ряд объективных причин, связанных с истощением ресурсов государств-метрополий, активизацией 206 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Колыхалов М.И. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 204-211 image национально-освободительных движений и формированием национальных элит, глобальными мировыми трендами по демонтажу института колониальной зависимости. Однако не все колонии подверглись деколонизации, до сих пор 14 территорий, имеющих стратегическое геополитическое, либо военное значение, являются ассоциированными Британскими заморскими территориями [8. P. 157-159]. Сингапур же, ставший в период колонизации важнейшим торговым портом, а затем значимым военным укреплением, стратегически расположенный между Китаем и Индией на одном из важнейших судоходных каналов в мире - Малаккском проливе, после Второй мировой войны был деколонизирован [9. P. 1412-1414]. Безусловно, именно Вторая мировая война послужила триггером процессов деколонизации в мире, она оказала преобразующее воздействие на все колониальные режимы. Как отмечает М. Коллинз, в результате войны произошло ослабление имперских сил, у которых в процессе боевых действий образовались существенные долги. Крепнущие националистические державы, особенно в Азии, смогли перехватить инициативу, государственный контроль был подорван, а влияние коммунистического Китая стало существенно усиливаться [10. P. 4]. В 1963 г. Сингапур последним из государств Малайского полуострова вышел из-под прямого управления Британией и вошел в состав Малайской Федерации (с 16 сентября 1963 г. - Федерация Малайзии). По замыслу сингапурских властей это должно было позволить стране получить выход на малазийские рынки и решить проблему с обеспечением населения питьевой водой. Малайзия также видела выгоды от включения в состав государства важного логистического и торгового центра с большими перспективами развития [11. P. 215]. Однако, осознавая растущую социальную напряженность между этническими китайцами и малайцами, а также появление симпатий к социалистическим идеям у властей Малайзии, в 1965 г. Ли Куан Ю принимает решение о выходе Сингапура из Федерации Малайзия. Данное решение было реализовано бесконфликтно, так как Малайзия также была недовольна нахождением Сингапура в составе Федерации, считая, что это приводит к дисбалансу этнического состава населения, росту этнической и религиозной напряженности [10]. Именно на основе этих факторов и процессов возникло обоюдное желание и Сингапура, и малазийских властей по выходу его из состава Федерации, что позволило Сингапуру стать уникальным в мире административнотерриториальным образованием - городом-государством. С другой стороны, данных предпосылок не сложилось в других аналогичных колониальных территориях мира, которые либо не были деколонизированы, как Гибралтар, Сеута, Мелилья, либо позднее были переданы в соответствующую юрисдикцию более крупного государства, как например Гонконг или Макао [12. С. 89]. Представляют интерес процессы целенаправленного формирования глобального города-государства. Глобальный город-государство - феномен в мировой политической и социально-экономической системе, сочетающий как возможности и специфику города-государства, связанные с компактностью АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 207 Kolykhalov MI. RUDN Journal of Public Administration. 2025;12(2):204-211 image территории, ее урбанизированностью, возможностью концентрировать национальные ресурсы для реализации политики городского развития, так и необходимость решения задачи формирования инфраструктуры глобального города: развития институтов международной деятельности, открытого характера экономики и позиционирования в качестве макрорегионального (мирового) лидера в той или иной сфере международной деятельности, чем и обусловлены специфика и целенаправленный характер данных процессов. По мнению ряда исследователей, не все города-государства имеют способность инициировать и успешно завершить процессы формирования структуры глобального города, т.е. перейти в состояние глобального города-государства. Многое зависит от существующих политико-экономических и социальноорганизационных процессов, способности ключевых действующих акторов (властных институтов, национальных элит, транснациональных компаний и национального бизнеса) осуществлять необходимые целенаправленные действия для реализации соответствующих стратегий. Другой аспект данной проблемы заключается в том, что и ведущие, и развивающиеся глобальные города в национальном государстве управляются на всех уровнях власти относительно более сложным, менее согласованным и менее стратегическим образом, чем глобальный город-государство. Как отмечают К. Олдс и Г. Йенг, «внутринациональных регионов или городов, конкурирующих за материальные блага в глобальном городе-государстве, не существует, материальные и нематериальные ресурсы концентрируются на достижении единой цели. Политика строительства глобального города-нации, как правило, фокусируется на решении сложностей и реализации сильных сторон имеющихся вариантов развития данной политики, а не на том, какая внутригосударственная территориальная единица заслуживает внимания и ресурсов» [4. P. 512-513]. В результате целенаправленной реализации политики формирования инфраструктуры глобального города и обеспечения вовлеченности в глобальные транснациональные потоки, достижения глобальным городомгосударством статуса мирового финансового центра и второго по величине в мире центра офшорного бизнеса Сингапуру присвоен статус Альфа («самый яркий») уже в первом исследовании в 1998 г. коллектива GaWC. Во всех последующих и актуальных исследованиях Сингапур также находится в топе ведущих глобальных городов мира1. В государственном устройстве глобального города-государства следует выделить ряд ключевых особенностей. В Сингапуре особая унитарная система власти, характеризующаяся тем, что три традиционных уровня власти: муниципалитет, субнациональный регион, национальное государство - представляют собой один властный конгломерат. Отсутствует мэр города и городской совет. Правящая Партия народного действия (ПНД) упразднила image 1 Официальный сайт исследовательского коллектива GaWC (Globalization and World Cities Research Network). URL: https://gawc.lboro.ac.uk/gawc-worlds/the-world-according-to-gawc/ world-cities-2024/ (дата обращения: 25.12.2024). 208 CURRENT PROBLEMS OF PUBLIC ADMINISTRATION Колыхалов М.И. Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2025. Т. 12. № 2. С. 204-211 image городской совет еще в 1959 г., до обретения Сингапуром независимости, и роль мэра во властной структуре исчезла. Однако местное самоуправление как институт сохранилось и представлено пятью советами общественного развития: Центрального Сингапура, Северо-Восточный, Северо-Западный, Юго-Восточный и Юго-Западный, созданными по территориальному признаку и не являющимися органами, избираемыми напрямую. В здании мэрии разместились правительственные учреждения, оно стало использоваться для проведения государственных и международных мероприятий2. Вопросами местного значения, развитием и содержанием инфраструктуры, городским планированием, организацией деятельности муниципальных служб и предоставлением муниципальных услуг занимается министерство национального развития в структуре правительства Сингапура3. Также с точки зрения сравнения с глобальными городами можно констатировать, что глобальный город-государство обладает политическим потенциалом и легитимностью для мобилизации и использования стратегических ресурсов в достижении национальных/местных целей, которые отсутствуют в глобальных городах, не являющихся государственными образованиями. Это обусловлено тем, что властные структуры города-государства имеют национальный масштаб и могут принимать решения во всех сферах и направлениях, включая «создание финансовых рынков и управление ими», «управление территориальными границами», либо формирование оффшорных юрисдикций для иностранного капитала и бизнеса [4. P. 510]. В Сингапуре, например, иммиграционная политика и границы могут жестко регулироваться для облегчения реструктуризации рынка труда - потенциала, которого нет ни в одном другом городе мира [13. P. 1025-1026]. Исследователи трактуют модель политического устройства Сингапура как патерналистскую с чертами авторитаризма. Так, подход ПНД к управлению Сингапуром описывается К.П. Таном «как мягкий авторитарный и управленческий прагматизм» [14], Э. Юэ как «нелиберальнопрагматичный» [15], а А. Онг трактует его как «патерналистский» [16]. По мнению К.П. Тана, мягкий авторитарный режим относится к экономически открытой и глобально ориентированной модели, которая более открыта, чем жесткий авторитаризм, часто ассоциируемый с автократическими режимами (например, китайским), но которая поддерживает более контролирующую и архаичную структуру, чем либеральная демократия [14. P. 8-9]. Таким образом, модель политического устройства Сингапура можно трактовать как патерналистскую с чертами авторитаризма. Авторитарный характер политического устройства Сингапура обусловлен как историческими факторами (ведущая политическая сила и национальный лидер image 2 Официальный сайт правительства Сингапура. URL: https://www.gov.sg/features (дата обращения: 25.12.2024). 3 Официальный сайт правительства Сингапура. URL: https://www.sgdi.gov.sg/ministries/mnd (дата обращения: 25.12.2024). АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 209 Kolykhalov MI. RUDN Journal of Public Administration. 2025;12(2):204-211 image Ли Куан Ю вышли на политическую арену еще в колониальную эпоху, а позже эти политические субъекты стояли у истоков процессов деколонизации и формирования независимого Сингапура), так и патерналистским характером сингапурского общества, которое приняло эти авторитарные тенденции национального управления, тем более социально-экономические достижения данного режима являются весьма впечатляющими даже в мировом масштабе. В то же время, глобальный город-государство обладает целым рядом специфичных черт политического устройства и государственного управления. Структура модели государственного аппарата одноуровневая, сфера реализации муниципальных услуг и решения вопросов местного значения являются элементом государственного управления, соответственно, отсутствует необходимость соотнесения городской и национальной политики, что достаточно актуально для других глобальных городов мира. Процессы государственного управления, реализации политики городского планирования редко осложняются процедурами широкого вовлечения граждан, что опять же характерно для глобальных городов. В Сингапуре строго контролируются использование городского пространства, под эгидой государства реализуются комплексные проекты развития социально-экономической инфраструктуры и инфраструктуры глобального города. Заключение Подводя итог проведенного исследования, можно сделать ряд выводов, исходя из поставленной исследовательской цели. Генезис глобального городагосударства Сингапур имеет уникальную природу в практике мировых политических процессов. Его деколонизация обусловлена глобальными процессами деколонизации в мире, региональной спецификой Юго-Восточной Азии, в которой не осталось ни одной колонии, позиции формирующейся политической элиты по достижению баланса интересов с Великобританией в чувствительных геополитических сферах, а история обретения независимости - соотнесением двух факторов: политики ведущей политической силы и национального лидера на обретение независимости и политики Малайзии по сохранению привилегий коренному малайскому населению и нежелательности изменения этнического состава при нахождении Сингапура в Федерации, а также целым набором политических, социально-экономических и цивилизационных различий. Процессы формирования инфраструктуры глобального города в Сингапуре носили целенаправленный характер, под эгидой государства, что позволило использовать преимущества Сингапура - крупнейшего морского порта в мире - в качестве мирового центра финансов, туризма и оффшорного бизнеса, сформировать самую открытую экономику в мире и войти в лидеры рейтинга глобальных городов мира по версии авторитетных исследовательских коллективов и рейтинговых агентств. Модель политического устройства Сингапура весьма специфичная, одноуровневая, характеризуется патерналистским характером и авторитарными тенденциями.
×

Об авторах

Максим Игоревич Колыхалов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: maxim_kolykhalov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3137-1889
SPIN-код: 2099-7828

кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и отраслевых политик, Сибирский институт управления

Россия, 630102, Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6

Список литературы

  1. Мартьянов В.С. Сети городов как альтернатива государствам: уязвимая теория или реальное будущее? // PolitBook. 2016. № 2. С. 73–86. EDN: UMAENQ
  2. Лебедева М.М., Сергеев В.М. Мегаполис как актор мировой политики // Космополис. 2004. № 4. С. 193–200. EDN: RPHSRP
  3. Fong P.E. The distinctive features of two city-­states development: Hong Kong and Singapore // In search of an East Asian development model / ed. by P.L. Berger, H.M. Hsiao. New York : Routledge, 2024. P. 220–238. https://doi.org/10.4324/9781003575719-15
  4. Olds K., Yeung H. Pathways to global city formation: a view from the developmental city-­state of Singapore // Review of international political economy. 2004. Vol. 11. № 3. P. 489–521. https://doi.org/10.1080/0969229042000252873
  5. Yeung Yu., Lee J., Kee G. Hong Kong and Macao under Chinese sovereignty // Eurasian geography and economics. 2008. Vol. 49. № 3. P. 304–325. https://doi.org/10.2747/1539-7216.49.3.304
  6. Wong C., Hesse M., Sigler T.J. City-­states in relational urbanization: The case of Luxembourg and Singapore. Urban geography. 2022. Vol. 43. № 4. P. 501–522. https://doi.org/10.1080/ 02723638.2021.1878331 EDN: DHSGQT
  7. Morris R. Modern city state // AQ-Australian Quarterly. 2012. Vol. 83. № 2. P. 26–28.
  8. Yusuf H.O., Chowdhury T. The persistence of colonial constitutionalism in British Overseas Territories // Global Constitutionalism. 2019. Vol. 8. № 1. P. 157–190. https://doi.org/10.1017/S2045381718000369
  9. Lange M., Mahoney J., vom Hau M. Colonialism and development: A comparative analysis of Spanish and British colonies // American journal of sociology. 2006. Vol. 111. № 5. P. 1412–1462. https://doi.org/10.1086/499510
  10. Collins M. Decolonization // The encyclopedia of empire / ed. by J.M. MacKenzie. 2016. P. 1–15. https://doi.org/10.1002/9781118455074
  11. White N.J. The settlement of decolonization and post-­colonial economic development: Indonesia, Malaysia, and Singapore compared // Bijdragen tot de taal-, land- en volkenkunde/Journal of the Humanities and Social Sciences of Southeast Asia. 2017. Vol. 173. № 2–3. P. 208–241. https://doi.org/10.1163/22134379-17302003
  12. Черкасова Е.Г. Гибралтар, Сеута и Мелилья: территориальные проблемы Испании // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 9. С. 89–99. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-9-89-99 EDN: ZFMGEH
  13. Yeoh B., Chang T.C. Globalising Singapore: Debating transnational flows in the city // Urban studies. 2001. Vol. 38. № 7. P. 1025–1044. EDN: HAUYGH
  14. Tan K.P. Meritocracy and elitism in a global city: Ideological shifts in Singapore // International Political Science Review. 2008. Vol. 29. № 1. P. 7–27. https://doi.org/10.1177/0192512107083445 EDN: JMQKYN
  15. Yue A. Hawking in the creative city: Rice rhapsody, sexuality and the cultural politics of New Asia in Singapore // Feminist media studies. 2007. Vol. 7. № 4. P. 365–380. https://doi.org/10.1080/14680770701631570
  16. Ong A. Creating places of radical openness in Singapore // Research in drama education: The journal of applied theatre and performance. 2015. Vol. 20. № 3. P. 271–277. https://doi.org/10.1080/13569783.2015.1059740

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колыхалов М.И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.