Российско-китайское сотрудничество в сфере обороны и безопасности: достижения, вызовы, управленческие аспекты
- Авторы: Явчуновская Р.А.1, Полончук Р.А.2
-
Учреждения:
- Академия военных наук РФ
- Институт Китая и современной Азии РАН
- Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
- Страницы: 374-381
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/41643
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-3-374-381
- EDN: https://elibrary.ru/BQYHRZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрено сотрудничество России и Китая в сфере обеспечения обороны и безопасности государства в условиях угроз прокси-войны. Особое внимание уделено совместным практическим мероприятиям, позволяющим развивать российско-китайское сотрудничество в военной сфере. Проанализированы управленческие аспекты взаимодействия и сотрудничества двух стран в сфере обороны и безопасности.
Полный текст
Введение В современных условиях международной обстановки расширяется спектр вызовов и угроз национальной безопасности, которые могут воздействовать на любое государство. С учетом возрастающей роли России в мире, гарантированное обеспечение безопасности в военно-политической и военно-стратегической сферах становится важнейшим приоритетом для соответствующих ведомств в ходе реализации международного сотрудничества на глобальном и региональном уровнях. Результаты анализа развития событий на мировой арене убедительно свидетельствуют о важности и целесообразности политического и технологического (включая и военно-техническое) сотрудничества с ближайшим соседом России - Китайской Народной Республикой (КНР). Цель исследования заключается в рассмотрении факторов, оказывающих влияние на российско-китайское сотрудничество в области национальной обороноспособности и национальной безопасности. Методология исследования основана на применении геополитического подхода, анализе данных, свидетельствующих о длительном развитии военного сотрудничества России и Китая, а также на системно-сравнительном методе, позволившем раскрыть процессы развития стратегического партнерства двух стран. Роль военного сотрудничества в укреплении стратегического партнерства между Россией и Китаем Комплекс угроз, возникающих на фоне постепенного нарастания противоборства между Китаем и США в технологической сфере, нестабильности на Корейском полуострове, продвижения США Индо-Тихоокеанской стратегии для проецирования влияния в регионе и создания 16 сентября 2021 г. многостороннего партнерства AUKUS могут при определенных условиях вынудить политическое руководство КНР начать боевые действия для защиты национальных интересов [1]. В большинстве из будущих потенциальных конфликтов в Северо-Восточной Азии (СВА) Китай будет одним из их участников. Одним из вариантов воплощения в жизнь стратегии по сохранению имеющегося баланса сил в СВА для России может стать интенсификация сотрудничества с КНР путем расширения спектра выполняемых совместно задач военно-политического характера. Достоверно известно, что политики и стратеги КНР рассматривают Россию как сильную в военном отношении страну, которая на современном этапе в ходе противодействия с коллективным Западом (для большинства китайских экспертов первично противодействие экономик России и 32 стран Европы, для части специалистов важно противоборство только военно-экономических секторов экономики) формирует новый баланс сил в глобальном масштабе. Значительные успехи, достигнутые двумя странами в области обеспечения обороны и безопасности, можно объяснить во многом совпадающими геополитическими интересами. Долговременная заинтересованность Китая в сотрудничестве с Россией в значительной степени обусловлена воззрениями китайских военных чиновников и экспертов на непрекращающиеся попытки США дестабилизировать не только внутриполитическую обстановку, но и обстановку в СВА по примеру «цветных революций» на Ближнем Востоке. Оценивая внешнюю опасность, китайские руководители исходят из того, что к любому изменению международной обстановки следует быть готовыми заблаговременно, в т.ч. и к неблагоприятным для КНР сценариям [2]. Военное сотрудничество Москвы и Пекина развивалось планомерно. В период с 1949 по 1969 гг. из СССР Китаю было экспортировано оружие на сумму около 4,1 млрд долл. В период с 1951 по 1960 гг. были совместно созданы объекты военного назначения на общую сумму около 439,3 млн долл., безвозмездно было передано около 650 лицензий на производство военной техники. По оценкам специалистов из СССР в Китай командировали более 5 300 военных советников и специалистов для помощи китайским военнослужащим в освоении передаваемого вооружения. Российско-китайское оборонно-техническое взаимодействие получило значительное развитие. Две страны обязались развивать стратегическое взаимодействие в оборонной сфере, а в случае возникновения и устранения возникших вызовов и угроз оперативно проводить консультации [3]. Общеизвестно, что торговля оружием и технологиями двойного назначения между двумя странами осуществлялась на основе принятого еще в 1992 г. межправительственного «Соглашения о военно-техническом сотрудничестве», а затем, в соответствии с достигнутыми договоренностями, соглашение было пролонгировано до 2022 г. В его рамках Россия поставляла Китаю: • военную авиационную технику: истребители Су-25, Су-27, Су-30МКК, Су35; вертолеты Ми-171, Ка-32 и «Ансат»; транспортные самолеты Ил-76; самолеты-заправщики Ил-78; управляемые авиационные бомбы; крылатые ракеты М807; • системы ПВО: ЗРС дальнего действия С-300ПМ1 и С-400; ЗРК малой дальности «Тор-М» и «Тунгуска», ЗРК средней дальности «Бук»; • морскую военную технику: дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» и «Лада», ракетные эсминцы; противокорабельные ракеты «Москит»; • вооружение и военную технику для сухопутных войск: танки Т-80У, управляемые снаряды для танков; управляемые артиллерийские снаряды «Краснополь»; управляемые снаряды «Бастион»[4]. В КНР в целом удовлетворены достигнутым уровнем развития отношений с РФ, в связи с этим Пекин позитивно оценивал и оценивает возможности поступательного наращивания двусторонних отношений в сфере безопасности и обороны. 2000-е гг. в КНР прошли под флагом научно-технической революции, заключавшейся в освоении западных технологий. В связи с этим китайское руководство приняло принципиальное решение вооружать Народноосвободительную армию Китая (НОАК) исходя из принципа «с опорой на собственные силы». Пекин стремился к переводу двустороннего сотрудничества на качественно новый уровень, который характеризовался бы тесным научно-техническим и производственно-технологическим взаимодействием для совместной разработки новых образцов оружия, при создании которых китайские специалисты сталкивались с трудностями. В ряде случаев Китай предпринимал попытки использовать результаты военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией для расширения рынка сбыта собственной продукции военного назначения, в т.ч. за счет стран Центральной Азии, Алжира, Венесуэлы, Египта, Эфиопии, традиционно ориентированных на импорт российской военной техники [4]. Изучение военного сотрудничества Китая с зарубежными странами показало рост активности КНР в данной области. Из-за отсутствия реального боевого опыта китайское командование использует все возможности для «компенсации» за счет участия национальных вооруженных сил в двусторонних и многосторонних учениях, операциях в рамках мандата ООН и охраны акваторий Мирового океана, в т.ч. и от морских пиратов. Военное сотрудничество России и Китая в последние годы позволяет охарактеризовать его как деятельность, нацеленную на формирование новых направлений для расширения взаимодействия РФ и КНР в сфере безопасности. При этом направленность сотрудничества Москвы и Пекина носит ярко выраженный «антиамериканский» характер. К основным направлениям совместной работы в военной сфере можно отнести в первую очередь: 1) сотрудничество по линии оборонно-промышленного комплекса (ОПК), интенсивное развитие которого станет возможным только при наличии отлаженной институциональной структуры взаимных прямых инвестиций, финансирования и кредитования масштабных совместных проектов, практического перехода на взаиморасчеты в национальных валютах и т.д.; 2) участие в двусторонних и многосторонних мероприятиях боевой учебы. Совместные учения имеют особое значение для обеих сторон, вынужденных искать пути противодействия растущему давлению США и их союзников; 3) подготовку китайских военных специалистов, являющихся неотъемлемой частью государственно-партийной номенклатуры и играющих большую управленческую роль в политике Китая; 4) организацию на регулярной основе встреч высших должностных лиц военного и внешнеполитического ведомств двух стран. Зарубежные эксперты, отслеживающие возросший масштаб контактов России и Китая, высказываются, что Москва и Пекин углубляют военное сотрудничество на фоне специальной военной операции и готовятся взять на себя большую ответственность за стабильность в регионе. Однако все больше голосов предупреждают об опасности полноценного военного союза КНР и РФ. И это, судя по всему, больше всего беспокоит коллективный Запад. Но наиболее реалистичные западные аналитики признают, что к этому две соседние страны подтолкнули именно США и их союзники. Политика сдерживания, угрозы, санкции, вмешательство во внутренние дела не могли не привести к более тесному военному сотрудничеству Китая и России, которые поддерживают отношения стратегического партнерства. Ли Шуин, научный сотрудник Академии военных наук и эксперт по российским военным вопросам, отметил, что совместные китайско-российские учения, как нормализованное и институционализированное соглашение о военном сотрудничестве, служат существенным проявлением китайско-российского стратегического партнерства по координации в военной области. «Совместные учения Китая и России демонстрируют углубляющееся взаимное политическое и военное доверие между двумя странами, а также их решимость и волю к борьбе с международным терроризмом и поддержанию региональной безопасности и стабильности. Относительная стабильность региональной ситуации в последние годы тесно связана с благами общественной безопасности, предоставляемыми Китаем и Россией», - сказал он2. Тесное взаимодействие в международных делах всесторонне поддерживается: помимо регулярных встреч глав внешнеполитических ведомств в ходе взаимных визитов и на площадках международных форумов, между МИДами России и Китая действует система плановых консультаций на уровне заместителей министров и директоров департаментов. Российско-китайские отношения в области ВТС уверенно утвердилась в числе ключевых факторов поддержания международной безопасности и стабильности, становления многополярного мироустройства, демократизации механизмов глобального управления, обеспечения верховенства международного права. Потенциал международного сотрудничества в военной сфере в национальных интересах России и Китая существует и вероятно будет расширяться после окончания специальной военной операции (СВО), так как России потребуются технологии Китая в области беспилотной авиации, систем связи, автоматизированных систем боевого управления и т.д., а Китаю будет необходим, вероятнее всего, реальный боевой опыт проведения специальных военных операций. Изучение возможностей развития российско-китайской промышленной кооперации на основе опыта ВТС двух стран позволяет говорить о необходимости пересмотра имеющих место подходов к ее организации. Китай практически преодолел зависимость от импорта готовых вооружений и военной техники, занимая одно из лидирующих мест в мире по самообеспечению и номенклатуре производимых изделий. Проводятся лишь ограниченные закупки российских образцов, имеющих исключительно высокие характеристики, в дополнение к собственному производству. Как отметил С. Лузянин, «в условиях обострения военно-политического китайско-американского противостояния Россия выступает надежным стратегическим тылом и гарантом сдерживания США. При этом ценность и важность российского стратегического компонента в условиях сохранения, а в отдельных случаях и возрастания асимметрии между ядерными триадами Китая и США в пользу последних будет только усиливаться. Возможно, что потребуется определенная гармонизация российско-китайского военного взаимодействия на всех уровнях - от локального, включая развитие трехсторонних связей КНР, РФ и Белоруссии, до глобального формата» [2]. Рассмотрение перспектив развития российско-китайского 2 Морское взаимодействие: курсами мира и взаимопонимания // Министерство обороны РФ. 29.07.2023. URL: https://ric.mil.ru/Novosti/item/505604/ (дата обращения: 15.05.2024). ВТС показало наличие обоюдных интересов российской и китайской стороны к продолжению и диверсификации сотрудничества. Наиболее перспективным направлением сотрудничества для двух стран являются совместные НИОКР в высокотехнологичных областях: создание систем ПВО/ПРО, истребителей 5/6-го поколений, подводных кораблей и космических аппаратов. Заключение В ближайшей перспективе на территории СВА возможно резкое обострение межгосударственных отношений с применением противостоящими сторонами военной силы. Сотрудничество между Россией и Китаем приобретает все большую доверительность и ценность в сегодняшнем турбулентном мире, и это в полной мере определяет стабильность китайско-российских отношений, что свидетельствует о высоком уровне взаимодействия. Во многом совпадающие геополитические и государственно-национальные интересы определяют заинтересованность двух стран в стратегически эффективном военном сотрудничестве. Анализ мероприятий в масштабах российско-китайского взаимодействия за период с 2015 по 2024 гг. позволяет охарактеризовать его как интенсивно реализуемое, способствующее развитию двусторонних и многосторонних программ и прогнозировать новые возможности для диверсификации сотрудничества России и Китая.Об авторах
Регина Анатольевна Явчуновская
Академия военных наук РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: reguina10@mail.ru
доктор политических наук, профессор, действительный член 119330, Россия, Москва, Университетский пр-т, д. 14
Руслан Андреевич Полончук
Институт Китая и современной Азии РАН
Email: polonchuk@iccaras.ru
ORCID iD: 0009-0000-5495-3016
кандидат политических наук, старший научный сотрудник
117997, Россия, Москва, Нахимовский пр-т, д. 32Список литературы
- Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / под общ. ред. А.С. Коржевского ; редкол.: В.В. Толстых, И.А. Копылов. M. : РГГУ, 2021. 604 с.
- Лузянин С. Эпоха Си Цзиньпина: новые стратегические приоритеты // Национальная оборона. 2023. № 3. URL: https://oborona.ru/product/luzyanin-sergej/ehpoha-si-czinpinanovye-strategicheskie-prioritety-44526.shtml (дата обращения: 30.04.2024).
- Owen J.M. Sino-Russian Cooperation Against Liberal Hegemony // International Politics. 2020. № 57. P. 809-833.
- Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад № 58/2020 / С.Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др. Российский совет по международным делам (РСМД). М. : НП РСМД, 2020. 254 с.
- Кашин В.Б. Китайский экспорт вооружений, военной и специальной техники после 2015 года // Экспорт вооружений. 2020. № 4. С. 19-22.
- Indo-Pacific strategies: Navigating geopolitics at the dawn of a new age / Ed. by B.J. Cannon, K. Hakata. Routledge, 2021. 271 p.