Основные тенденции развития языковой политики России
- Авторы: У Т.1
-
Учреждения:
- Северо-Западный педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 3 (2024)
- Страницы: 320-326
- Раздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/public-administration/article/view/41637
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8313-2024-11-3-320-326
- EDN: https://elibrary.ru/CHJRAZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследованы сущность и роль языковой политики России на современном этапе развития государства. Отмечено, что мировой и российский исторический опыт регламентирует определяющую роль языкового фактора в обеспечении стабильного политического развития и ощутимого улучшения ситуации в социальной сфере страны. В качестве составных элементов обеспечения эффективной системы регулирования и развития языковой политики в РФ определены: изучение языковой ситуации, кодификация языковых норм, определение основных принципов и путей совершенствования языковой политики, а также практическое воплощение целей политики и запланированной государственной программы для обеспечения национального единства.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Изучение проблем языковой политики является актуальным в социолингвистике, политологии, философии и ряде других наук. Для России такие исследования представляются особенно значимыми, так как решение проблем языковой политики сегодня - это вопрос не только национальной идентичности, но и, отчасти, государственной безопасности. Цель исследования - проанализировать языковую политику в России на современном этапе, а также определить основные тенденции влияния государства на ее становление. Методы исследования Методологию исследования составил аналитический обзор законодательных документов международного и национального значения, официальных статистических данных и компетентных литературных источников - теоретико-методологических наработок исследователей в сфере становления и развития языковой политики в России и мире. Результаты исследования и обсуждение Языковая политика определяется рядом исследователей как система государственных мер, направленных на поддержание функций государственного языка. В каждой стране языковая политика - часть национальной политики. Составляющими языковой политики являются: языковое планирование, языковой контроль, языковые институты [1]. Языковое планирование предусматривает наработки законодательной и нормативной базы для регулирования языковой политики. Языковой контроль включает разработку закона, определяющего санкции за невыполнение и нарушение языкового законодательства [2]. Языковые институты предусматривают создание соответствующих ответственных структур по языковым вопросам и органов контроля и координации языковой политики (например, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации). Данные структуры и институты на постоянной основе должны проводить мониторинг языковых вопросов. Как показывает опыт развитых стран (Швейцария, Финляндия, Дания и др.), такими органами контроля и координации должны быть не только государственные, но и общественные организации, научные центры [3]. В России история языковой политики, ее стратегий развития, несмотря на наличие негативных результатов вмешательства в процессы функционирования языка неквалифицированных специалистов, ознаменована положительными периодами и примерами регулирования языковых процессов в обществе. Еще в первой половине прошлого века в стране была проведена колоссальная работа по созданию алфавитов и письменности для бесписьменных языков народов СССР, кроме того, значительное внимание специалисты в сферах лингвистики и социологии уделяли преодолению проблем безграмотности и распространению русского языка как языка межнационального общения, образования и государственного делопроизводства на территории СССР [4]. Целостные принципы стратегии языковой политики первой половины XX в. отражены и в современной России, но при этом перманентно с развитием науки и общества уточняются экстралингвистические, в частности, геополитические, факторы и языковая ситуация в целом [5]. Обращаясь к современному законодательству Российской Федерации, первично следует выделить, что Основным Законом (Конституция РФ) определено следующее: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита входят в обязанность государства. В соответствии с положениями статьи 68 Основного Закона (Часть 2) РФ являет собой гаранта для всех ее народов в части права на сохранение родного языка, а также создания и сохранения условий для его изучения и развития [6]. Также следует выделить концептуальные положения Федерального Закона «О языках народов Российской Федерации» [6], где определяются языки народов РФ и находятся под защитой государства, которое на всей территории страны обязуется способствовать развитию национальных языков, двуязычию и многоязычию. Изучая позиции специалистов сферы социологии, политологии и лингвистики в отношении языковой политики в РФ и мире, следует подчеркнуть разнообразие подходов к определению ее дефиниции. Так, в научной области государственного управления языковая политика - это демонстрация отношения государства в лице органов государственной власти к решению языковых проблем в конкретной стране [7]. По определению А.А. Каневского, это также совокупность установок, концепций, законодательных актов и мер, предназначенных для воздействия на процессы языковой жизни общества и регулирования этих процессов [1]. Государственная языковая политика - это деятельность государства и общества, направленная на решение проблем в сфере языковых отношений по согласованию интересов различных языковых групп [8]. Исходя из того, что языковая политика в современном российском государстве призвана быть частью национальной политики, отражать ее принципы и отвечать государственной идеологии, предлагаем определять ее как составляющую этнонациональной политики, направленной на утверждение, развитие и повсеместное функционирование русского языка как государственного в стране, надлежащее обеспечение языковых прав национальных и региональных сообществ для консолидации общества. Здесь важно подчеркнуть, что в рамках обеспечения равного доступа к развитию языка всех национальных меньшинств РФ просматриваются субъекты этнополитики как равноправные партнеры при разработке и реализации лингвополитики на принципах демократии. Там, где взаимодействие субъектов этнополитики в языковых вопросах отсутствует, где царит диктат одного из субъектов, там языковая политика имеет тоталитарно-господствующий характер одного из языков. Язык - это фактор, который по своему значению в разграничении культур уступает только религии. Запад отличается от подавляющего большинства цивилизаций своим многоязычием. Японский, хинди, пекинский диалект китайского, арабский, а также непосредственно русский языки признаны сейчас как главные языки цивилизаций [9]. Так, ключевым шагом к развитию этнополитики в рамках языковых аспектов стало приведение положений государственной языковой политики РФ в соответствие со стандартами и нормами Европейской хартии [10]. Сейчас на территории субъектов РФ, где тот или иной нерусский язык является одним из основных языков населения субъекта и связан с определенной этнической общностью, данному языку присваивается статус официального языка региона. Кроме того, в многочисленных республиках РФ нерусский язык может стать и вторым государственным языком. Сегодня уже в двадцати двух республиках существуют несколько десятков официально признанных региональных языков (например, в Дагестане, Башкирии, Татарстане, Чувашии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии). Учитывая, что целью российской этнополитики является достижение межнационального единения и политического согласия общества, а также реализация провозглашенных международными документами и законодательством нашего государства прав всех этносов по использованию языка в частной и государственной жизни, язык следует рассматривать как объект политики со своими теоретико-методологическими аспектами функционирования и влияния на социальные процессы. Русский литературный язык объединяет национальности всех регионов страны, способствует осознанию ими общей судьбы, истории, традиций, духовности. Попытки разъединить этносы по языковому признаку, поделить их по этнографическому принципу могут иметь лишь временный успех, потому что в самый ответственный момент истории, в случае возникновения экстремальной ситуации в генезисе национального срабатывает инстинкт сохранения этнической идентичности, как это не раз подтверждала и свидетельствует история России [11]. Текущая ситуация в отношении тенденций становления и развития языковой политики в РФ зависит в большей степени от сложного государственного устройства. Следует подчеркнуть, что Россия включает 85 равноправных субъектов, на территории которых проживают свыше 100 коренных народов, а также ряд этнических групп [10]. Данными народами и группами этносов представлено более 150 языков разных языковых семей, среди которых: славянские, тюркские, финно-угорские, монгольские, северокавказские и пр., около 80 литературных языков. При этом в РФ отражается достаточно высокий уровень языкового единения: на русском языке говорит 98,2 % населения; 23 % населения владеет еще 38 языками, а остальные 114 языков распространены всего среди 1 % населения [8]. Отдельно стоит выделить образовательную систему как структурообразующий фактор языковой политики государства. В России 91,6 % школ с обучением на русском языке, на нерусских языках обучаются менее 1 %. Самый крупный язык помимо русского и татарского - якутский. Кроме английского растет изучение китайского и испанского языков [3]. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, несмотря на приоритетность русского языка как государственного, обосновывается целесообразность и необходимость включения в образовательные программы учебных заведений всех уровней образования курсов по другим языкам, разрабатываются авторские методологии обучения билингвизму, выдвигается на первый план роль знания языков в системе адаптации личности учащегося в поликультурном обществе. Заключение Таким образом, как существенный аспект национальной идеи, закрепленный в статусе государственного официального символа, язык выступает важным фактором консолидации общества, формирования политической нации, идентификации всех граждан как политического сообщества. Он также становится признаком принадлежности человека к определенному территориальному, экономическому, информационному и т.д. пространству государства, даже определенных союзов стран. Средствами языка происходит идентификация людей разных национальностей в политическую систему, нацию или народ. Возвышенный до уровня государственного, язык, на котором принимаются законы, становится приоритетным во всех сферах общественной жизни, государственного управления. Он выполняет представительскую роль на межгосударственном уровне страны, ее государственных органов. Поэтому приоритетом государственной языковой политики России является утверждение и развитие русского языка - определяющего фактора и главного признака идентичности нации, которая исторически проживает на территории страны, составляет абсолютное большинство ее населения, дала официальное название государству и входит в число базовых системообразующих компонентов российской государственности.Об авторах
Тин У
Северо-Западный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: wutingnina@163.com
ORCID iD: 0000-0001-9219-0582
кандидат политических наук, преподаватель Института иностранных языков
730070, Китайская Народная Республика, Ланьчжоу, ул. Аньнин Дунлу, д. 967Список литературы
- Каневский А.А. Языковая политика как вид национальной политики государства // Философия права. 2015. № 4 (71). С. 47-51.
- Вострикова Е.В., Куслий П.С. Язык как динамическая система: наследие Вильгельма фон Гумбольдта и современное языкознание // Epistemology & Philosophy of Science. 2020. Т. 57. № 1. С. 110-130. https://doi.org/10.5840/eps202057110
- Арефьев А.Л. Русский язык в современном мире // Университетская книга. 2017. № 1-2. С. 22-23.
- Петрулевич И.А., Месропян Л.М. Современная языковая политика Российской Федерации: основные векторы и тенденции развития // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. C. 66-76.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.05.2020).
- Закон РФ “О языках народов Российской Федерации” от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_15524/ (дата обращения: 14.03.2024).
- Алпатов В.М. Языковая политика в России и мире // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. 2014. № 1. С. 11-24.
- Сулейманов А.А. Языковая политика в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 551-553.
- Korotayev A., Borinskaya S., Starostin G., Meshcherina K. Evolution of Eurasian and African family systems, cross-cultural research, comparative linguistics, and deep history // Social evolution & history. 2019. Vol. 18. № 2. P. 286-312. https://doi.org/10.30884/seh/2019.02.15
- Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств // Серии европейских договоров - № 148. URL: https://www.coe.int/ru/web/european-charter-regional-orminority-languages/tekst-hartii (дата обращения: 14.03.2024).
- Сулейменова Э.Д. Глобализация и языковая политика // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2020. Т. 17. № 1. С. 112-120. https://doi.org/10.22363/2618897X-2020-17-1-112-120
- Биткеева А.Н., Вингендер М. Сценарии в языковой политике России: вопросы концепции и методологии // Социолингвистика. 2020. № 1. C. 34-53. https://doi.org/10.37892/27132951-1-1-34-53
- Minasyan A. Language policy, national identity and politics // European scientific journal. 2019. № 2. P. 273-277.
- Penfield S. Language activism and language policy // Cambridge handbook on language policy / Ed. by B. Spolsky. Cambridge University Press; 2012. P. 460-465.