№ 2 (2016)
Статьи
ОТ РЕДАКЦИИ
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):7-9
7-9
Бюрократия: опыт осмысления
Аннотация
Статья посвящена концептуальному раскрытию авторского понимания бюрократии как формальной рационализации любой человеческой деятельности с целью вертикально-внешнего управления ею. Вообще-то это универсально-международное явление, но в каждой стране оно имеет свою специфику. Традиционно все дела в России строились по властно-вертикальному принципу. Профессионально-коммуникативная горизонталь всегда недооценивалась или даже вытеснялась на периферию. Для российской бюрократической «культуры» очень характерна также фигура начальника - человека без определенной профессионально-деловой привязки, управленца «на все руки», инструментально грамотного и политически лояльного. Для выхода на некий приемлемый уровень бюрократии важно структурировать рациональность поиском оптимальности, укреплять гражданское общество и связанный с ним публичный контроль, развивать сложностное мышление, насыщать отношения между людьми социальным капиталом (прежде всего доверием) и т.д.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):10-20
10-20
Архитектоника латиноамериканского идентификационного дискурса в XX в. (часть 1)
Аннотация
Процесс становления идентификационного дискурса раскрывается в статье в тесной связи с социально-политической ситуацией, сложившейся на латиноамериканском континенте в первой трети ХХ в. Выявляются особенности и специфика периферийных форм модернизационных процессов. На примере становления философии «мексиканской сущности» рассматриваются познавательные стратегии национальной рефлексии, обусловленные поиском путей присоединения к опыту модернизации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):21-29
21-29
Пол и идентичность: от бинарной логики к гуманизму плюральности?
Аннотация
В статье исследуется возможность построения идентичности пола вне бинарных оппозиций, выступающих структурными основаниями как для нашей культуры, так и для нашего мышления. Анализируется проблематичность преодоления бинарности, при снятии которой формируется новая бинарная оппозиция. Рассматривается перспектива достижения подлинного гуманизма при сохранении типизации субъекта посредством бинарных категорий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):30-42
30-42
Общество и религия в постсекулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие
Аннотация
В статье рассматриваeтся понятие постсекулярного мира как феномена эпохи постмодерна применительно к западному и российскому обществам. Показано взаимодействие религии, церкви и общества в условиях секуляризации социума. Анализируются взгляды Ч. Тэйлора на сущностные основания секулярной (постсекулярной) эпохи. Выделяется теоретический конструкт новой «американской теологии» с различными типологиями Бога, формирующимися «в ответ» на объективные трансформационные изменения постмодерна. Приводятся концепции западных философов и теологов, характеризующие процессы постмодернизации религиозной сферы: «технологического Бога» Г. Ричарсона, «политического Бога» Х. Кокса. Прослеживаются противоречивые тенденции современности, состоящие в одновременной секуляризации общества и актуализации религии, повышении ее духовной и экзистенциальной значимости для человека.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):43-51
43-51
«Оппортунисты неба» и опыт общности веры. Бог как этикетка
Аннотация
Несмотря на то, что имя Бога настойчиво присутствует как в академическом, так и в политическом дискурсе, реальность такова, что Бог, похоже, действительно «умер», как некогда утверждали Ницше, Сартр и Камю, поскольку между посланием и настоящими устремлениями его авторов зияет разрыв, который ставит мир под знак хаоса и боли. Я попыталась «просканировать» степень честности некоторых влиятельных интеллектуалов нашего времени и некоторых политиков, которые объявляют себя христианами и привносят в идеологию своих партий христианские понятия и ценности. Я назвала их «оппортунистами Неба», потому что эти интеллектуалы превратили Бога в предмет анализа, подобный любому другому предмету, а политики произносят Его имя для того, чтобы добиться успеха на выборах. Мы видим, как они забираются Богу на плечи, чтобы построить собственную карьеру: интеллектуал хочет признания со стороны ученого сообщества, которое предполагает, что он должен быть беспристрастным, непредвзятым, независимым; политик желает завоевать голоса электората, требующего от него быть нравственным. Секулярное государство устанавливает свою собственную мораль, которая не отрицает универсальные ценности, но, по сути, меняет их смысл. Критерием, от которого никто не может отклониться, становится критерий политической корректности . В данной статье я исследую то, каким образом в дело преодоления мирового кризиса вовлечена православная церковь, начиная с решения ключевых вопросов о человеческом бытии, об общности веры и о грехе. Человеку предложена жизнь внутри Логоса - принципа, творящего общность веры. Отсюда следует важность принятия христоцентричной жизненной перспективы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):52-63
52-63
История средневековой философии как проблема современности: конструирование или интерпретация?
Аннотация
В статье критически рассматривается круг стереотипов, сформировавшихся за последние два века как в гуманитарной науке, так и в широком общественном сознании вокруг понятия «Средневековье» вообще и понятия «средневековая философия» в частности. В свете новейших исследований и методологических подходов демонстрируется их несостоятельность, вызванная попыткой перенесения в нашу современность стереотипных отношений к Средневековью, сформулированных идеологией Нового времени.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):64-77
64-77
Идеи Иммануила Канта в преддверии «Нового Просвещения»
Аннотация
В статье представлен анализ идей И. Канта в контексте авторской концепции «Нового Просвещения». «Просвещаться», согласно И. Канту, - это не право, а долг всего человечества. «Старое Просвещение» не заканчивается как историческая эпоха, его сменяет «Новое Просвещение» в XXI в. Основные черты «Нового Просвещения»: защита разума от иррационализма, свобода, глобальное творчество и справедливость.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):78-83
78-83
Один философский диалог: (взаимо)понимание и искусство неопределенности
Аннотация
Идея философского диалога - идея продуманного разговора между собеседниками, настроенными на совместное прояснение понятий и решение проблем. В произведении М. Хайдеггера «Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим» продуманный разговор подразумевает событие движения мысли за пределы «готовых» определений культуры к реальности еще не определенного мира. Опыт неопределенности раскрывается в диалоге в тесной связи (созвучии) с японским искусством недосказанности. Статья посвящена диалогу как разговору, который сравнивается с классическим и отличается особым вниманием к языку, феноменологическим «воздержанием» от принятых процедур получения знания, возвращением к истокам философского вопрошания. Акцент сделан на процессе понимания, которое в диалоге сближается с образом прокладывания пути - осознанно-осторожного, чуткого к знакам, различиям, непредсказуемого в своих открытиях, принципиально незавершенного.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):84-94
84-94
Платон о Гомере: герои-лжецы и понятие несправедливости в «Гипии меньшем»
Аннотация
Диалог Платона «Гиппий меньший», в котором Сократ встречает известного софиста Гиппия, посвящен выявлению основ этического. В нем гомеровские персонажи Ахилл и Одиссей рассматриваются в качестве альтернативных моделей морали. Логика диалога разворачивается от рассмотрения конкретных героев-лжецов, Ахилла и Одиссея, к понятию несправедливости и к вопросу - является ли сознательно чинимая несправедливость морально более предпочтительной, чем несправедливость, которую мы творим, не осознавая этого? Задача статьи заключается в том, чтобы показать, как мысль Сократа движется от конкретного к абстрактному в два этапа, начиная с анализа конкретных примеров и заканчивая отбрасыванием всего конкретного. В конце диалога Сократ совершает прорыв к стоящему за обозначенными этическими проблемами метафизическому вопросу: когда истина бытия требует, чтобы мы говорили нечто, что на поверхности оказывается ложным (то, что в «Государстве» превращается в «благородную ложь»)? По-новому обозначив проблему морального - по крайней мере настолько, насколько его оценка поступков Одиссея сопоставима с тем, как этот герой представлен в тексте Гомера, - Сократ открывает в этическом вопросе вопрос метафизический, поскольку в конечном итоге в «Гиппии меньшем» ставится вопрос о душе и о том, что образует благую душу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):95-101
95-101
Смысл жизни и ценности культуры в контексте религиозно-метафизического анализа войны: опыт России 1914-1918 гг
Аннотация
В статье систематизированы высказывания представителей общественной мысли России, указавших на историческое, политическое, философское и богословское измерения Первой мировой войны, ставшей новой точкой «историософского отсчета» и важным моментом коллективной идентификации и индивидуального самоопределения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):102-112
102-112
Собственные имена как жесткие десигнаторы
Аннотация
Статья посвящена анализу концепции собственных имен как жестких десигнаторов. На основании критики аргументов в пользу этой теории значения собственных имен и ее объяснительной силы делается вывод о ее сомнительности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):113-121
113-121
Модификация vs коммодификация
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):122-127
122-127
Экзистенциальное измерение теории трансгуманизма сквозь призму идей Л. Витгенштейна
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):128-134
128-134
Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):135-141
135-141
Этико-философские аспекты деятельности политического консультанта
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):142-147
142-147
Отражение ближневосточных теоретических источников древнегреческой философии в зарубежной историографии
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):148-152
148-152
Орехов А.М. Интеллектуальная собственность: эскизы общей теории
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):153-154
153-154
Иванов В.Г. «Charts power» - «рейтинговая сила» как инструмент мягкой силы и экономическое оружие: технологии использования и стратегии противодействия
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):155-157
155-157
Наши авторы
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2016;(2):158-159
158-159