№ 1 (2015)

Обложка

Статьи

К вопросу об автономии вузовского преподавателя

Гречко П.К.

Аннотация

С опорой на И. Канта автономия определяется как «мужество пользоваться собственным умом». Что до автономии преподавателя, или академической автономии, то она мыслится в терминах свободы исследования и преподавания. Современное состояние автономии вузовского преподавателя идентифицируется как административно-академический бихевиоризм: стимул - реакция, стимул - реакция... В качестве независимости академическая автономия требует свободы от так называемого административного ресурса. Телеология академической свободы связана с потребностью-целью самоактуализации в смысле А. Маслоу. Будучи самоуправлением, автономия преподавателя регулируется своими собственными принципами, нормами и идеалами - словом, академическим этосом. Автономией, разумеется, можно и злоупотреблять. Для становления и развития академической автономии нам определенно нужно больше доверять преподавателю и его профессионализму, а также опыту и здравому смыслу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):5-19
pages 5-19 views

Метафизика человечности: от гуманизма и гуманитаризма к проектной культуре

Резник Ю.М.

Аннотация

Человеческое в человеке можно рассматривать с этической и метафизической точек зрения. В метафизическом плане человечность означает свободное развитие творческого духа человека, проявляющегося во всей совокупности его бытия. Автор рассматривает человека как возможность стать человеком, обрести человечность. Другими словами, человеку, который является целью и проектом для самого себя, еще предстоит осуществиться, сбыться в сфере инобытия. Это - проект самобытия или набросок присутствия. Возможное в человеке есть еще не ставшее сущее, его недостающее бытие, являющееся отсутствующей частью сущего и ускользающее всякий раз от него (как реально-сущего) к иному ему (как возможно-должному). Человек сам устанавливает приоритеты и способы достижения своей человечности. Он вырабатывает проект своего бытия, намечаемый к построению в будущем и корректируемый им в ходе жизни. Хайдеггер пересматривает смысл гуманизма, подвергая его критике с точки зрения фундаментальной онтологии. Автор, соглашаясь с принципиальными положениями хайдеггеровской феноменологии, не разделяет часть ее положений - идею захваченности мысли бытием, тезис о зависимости человека от расположения бытия, характеристику экзистенции как субстанции человека. В частности, в статье проводится мысль о том, что человеческое в человеке определяется не бытием как таковым, а свободным выбором личности. Ответственность за свое бытие несет сам человек, и только от него зависит то, как и насколько он следует своей сущности, признавая или отклоняя требования бытия.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):20-32
pages 20-32 views

Постантропоцентрический антигуманизм против другого гуманизма как гуманизма Другого

Тлостанова М.В.

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ преимущественно западного постантропоцентрического антигуманизма в его основных проявлениях - реактивном, технократически-апологетическом и критическом - и незападного гуманизма как реитерации важности так и неосуществленных гуманистических принципов в отношении лиминальных субъектов модерности, лишившихся права считаться людьми. Автор подробно останавливается на пересечениях и расхождениях между западными теориями аффекта и деколониальной геополитикой и телесной политикой знания, ощущения и бытия, показывая, что многие «открытия» аффективного поворота уже давно были представлены в незападном теоретизировании, хотя и оставались неизвестными или нелегитимными в глазах мейнстримовской науки. Особую остроту эта проблема обрела в рамках дискуссии о человеческом, природном и животном, децентрации человека как вида и стирания и расшатывания казалось бы незыблемых модерных границ и иерархий между человеческим и природным. Во второй части статьи речь идет о дальнейшей проблематизации границы между человеком и животным в рамках так называемого «аутистского взгляда», который может выражаться как в форме научного эксперимента, так и в форме перформанса, которая зачастую оказывается более результативной.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):33-48
pages 33-48 views

Субъект философии освобождения: к постановке проблемы

Черноморская Д.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы концептуализации субъекта философии освобождения. Энрике Дуссель выстраивает теорию, которая была бы голосом Другого, исключенного из мировой системы. Вместе с тем, как полагает автор статьи, аргентинский философ достаточно широко трактует понятие «Другой». Для успешного анализа философии освобождения, таким образом, необходимо дать дефиницию этого понятия и поставить вопрос о том, голосом кого претендует быть Энрике Дуссель.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):49-57
pages 49-57 views

Латиноамериканский дискурс самоидентификации: онтологический этап

Бондарь О.Ю.

Аннотация

Автор раскрывает специфику латиноамериканского идентификационного дискурса, выявляя характерные понятия, определяющие состав его номенклатуры. Оптимальный путь обсуждения данной проблемы автор ищет, исследуя зависимость идентификационного инструментария от историко-культурного контекста и его влияния на содержание входящих в его состав терминов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):58-69
pages 58-69 views

Приближение к Другому: опыт прочтения «Соляриса»

Рудановская С.В.

Аннотация

Понимание Другого основывается на понимании «своего» и зачастую искажается и блокируется принятыми в культуре дефинициями, оценками и стандартами описания. «Солярис» С. Лема представляет «радикального Другого», который сопротивляется любым окончательным определениям, заключениям, классификациям. В статье рассматриваются различные модусы восприятия Соляриса (далекий - близкий, объект - субъект, отталкивающий - притягательный), которые в то же время отражают общие интенции и эмоциональный настрой человека разумного и, прежде всего, его глубоко укорененное желание покончить с Другим как с раздражающим фактором или угрозой существованию. Приближение к Другому интерпретируется как приближение человека к пониманию самого себя, своей личной истории (достижение уровня откровенности), а также как приближение к новому, почти невозможному, горизонтальному восприятию мира, где с Другим можно быть рядом несмотря ни на что, не пытаясь при этом сделать его управляемым, предсказуемым, безнадежно «своим» (достижение уровня экзистенциального признания Другого).
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):70-84
pages 70-84 views

Субстанциальность желания и трансформации сексуального

Тагиров Ф.В.

Аннотация

Статья посвящена сложной и противоречивой проблеме направленности сексуального желания, а также влиянию институциональных трансформаций, происходящих в ряде современных обществ, на понимание границ и критериев его нормальности. Методологической предпосылкой выступает выделение двух основных подходов к данному вопросу - эссенциализма и конструктивизма, - различаемых в первую очередь с точки зрения того, как они представляют желание и его субстанциальность.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):85-99
pages 85-99 views

В глазах наблюдателя: насилие как социальный процесс

Бэк Т.К.

Аннотация

Социальная философия часто обращается к понятию «насилие». Вместе с тем его определение остается пока одной из нерешенных задач. В российской философской мысли доминируют веберианские и марксистские представления о насилии, но практически не представлены социально-феноменологические и социально-конструктивистские подходы. Статья доктора Терезы Коломы Бэк представляет основные направления развития социально-феноменологического анализа феномена насилия. Доктор Бэк говорит о необходимости триангулярного похода к исследованию насилия. К привычной паре субъектов («тот, кто совершает насилие» и «тот, против кого совершается насилие») предлагается добавить «того, кто наблюдает». Речь идет не об определенных социальных ролях, а о разных непостоянных модусах переживания насильственной интеракции. Становится возможным интерпретировать насилие «как социальный процесс, функцией которого является негация и переформировывание отношений». Насилие обеспечивает поддержание ассиметричности этих отношений. Обращение к позиции «наблюдателя» позволяет рассмотреть «насилие» не только через обращение к динамике микросоциального взаимодействия телесных субъектов, но и через анализ структур власти и доминирования в обществе. В своей статье Тереза Колома Бэк приходит к выводу, что именно «наблюдатель», под которым понимается не только непосредственный свидетель совершенного акта, но и всякая оценивающая публика, в итоге устанавливает окончательную интерпретацию того или иного действия как (не)насильственного. Совершая в своем роде феноменологическую редукцию, автор призывает нас перейти от эмпирического исследования насильственной интеракции к исследованию интерпретаций, которые способствуют нашему «признанию» того или иного случая «насилием», а не законным принуждением, например. Подобный подход представляется важным для анализа конфликтов ХХI в., в которых становится все сложнее выделить «классовую» или «идеологическую» составляющую. Намного более перспективным является стремление к рассмотрению тройственной интерпретации, которая совершается участниками насильственной интеракции и которая тесно связана с социальными структурами, обеспечивающими потенциальную возможность/невозможность появления насильственного акта.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):100-115
pages 100-115 views

Насилие и религия как социальные феномены современности (философско-антропологический контекст)

Чистякова О.В.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных феноменов современного общества - насилия и религии - в их взаимодействии и противостоянии. Насилие представлено в различных формах его проявления: властной, выражающейся в командно-подчинительных отношениях, тотального контроля с символами Паноптикона, самоконтроля, иррациональностью и деструкцией обезличенных масс, агрессивности и неуправляемости толпы, миметического насилия на основе имитации и выбора «жертвы». В статье выявляются возможности возникновения насилия в сфере религии и подчеркивается роль Церкви (в целостно-философском ее значении) в противодействии различным проявлениям насилия в современных обществах. Отмечается изменившийся характер насилия начала XXI в., связанный с развитием технологий, убыстренным нелинейным развитием истории, использованием психологического манипулирования массами, включенностью религиозной категоризации в целях подчинения сообществ людей и проведения разрушительных, иногда военных, действий. Проводится идея необходимости противодействия насилию и иррациональности путем рационализации всех сфер человеческой деятельности. Акцентируется внимание на нравственно-антропологическом и духовном потенциалах религии в предотвращении насилия и сведения к минимуму его последствий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):116-136
pages 116-136 views

Социальное пространство и насилие

Сурков А.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена насилия в его связи с социальным пространством. Автор рассматривает проблему «отчуждения», которая проявляется в возникновении внутри определенной территории отдельных анклавов, закрытых как для входа, так и для выхода. На микросоциальном уровне это способствует интерпретации акторами своих партнеров по коммуникации как тех, кто представляет опасность. В статье также отмечается, что социальное пространство наполнено артефактами и следами присутствия/отсутствия насилия в системе общественных отношений.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):137-144
pages 137-144 views

Историческое объяснение и исторические имена

Черняк А.З.

Аннотация

Статья посвящена одному из аспектов проблемы исторического объяснения, а именно исследованию вклада значений исторических имен в историческое объяснение. Важным условием объяснения является релевантность объясняющего объясняемому. Она определяется соответствием объяснения вопросу, на который оно отвечает, или теме, которой оно посвящено. Исторические объяснения, как правило, используют имена исторических деятелей, событий, мест и т.п. Как следствие, релевантность такого объяснения зависит от совпадения значений (референций) этих имен со значениями аналогичных терминов, с помощью которых сформулировано объясняемое (в вопросе или иным образом). В статье рассматриваются две основные теории референций собственных имен - дескриптивная и историческая - и делается вывод о том, что полное совпадение референций исторических имен, участвующих в описании объясняемого и объясняющего, соответственно, не достижимо в обычных условиях. Таким образом, невозможно и полное выполнение условия релевантности исторического объяснения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):145-162
pages 145-162 views

Философия собственности как предпосылка пропетологии

Орехов А.М., Скачко М.В.

Аннотация

Современные исследования в социальных науках требуют создания новых мультидисциплинарных направлений, среди которых могла бы быть пропетология - междисциплинарное учение о собственности. Разделами пропетологии являются экономика собственности, социология собственности, право собственности, политическая теория собственности и т.п. Философию собственности необходимо рассматривать как первую предпосылку пропетологии, она задает методологический и мировоззренческий ракурс в исследованиях собственности. Структурно философия собственности состоит из таких разделов, как онтология собственности, эпистемология и методология исследования собственности, аксиология собственности, этика собственности, - каждый из которых формирует свое собственное направление философского исследования собственности.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):163-175
pages 163-175 views

Проблема причинности микро- и макроуровней объекта: «сверху - вниз» и «снизу - вверх» (онтологический аспект)

Васильева К.К., Ложкина А.Н.

Аннотация

Внимание авторов обращено к научным проблемам в естествознании, которые центрируются вокруг общенаучного понятия причинности. В условиях кризиса значимость причинных связей объектов особенно возрастает. Современная философия характеризуется ростом индетерминистских и т.п. концепций. Понятия детерминированного хаоса и индетерминистической причинности еще недавно казались «концептуально аномальными, если не семантически противоречивыми» (James H. Fetzer). Так, в неупорядоченных средах возможна перколяция («просачивание») квантового индетерминизма (на принципах которого предположительно основано и сознание) до макромира. Разрабатывается триада «свобода - детерминизм - индетерминизм». В работе показана необходимость анализа данной проблемы в пространственно-временном аспекте: чередование господства то топологии пространства (митоз клетки, сон), то свободы «Я» во времени.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):176-185
pages 176-185 views

Методологические аспекты исследования предфилософских традиций древности

Волкова Л.Л., Жданов В.В., Жорова П.С.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):186-189
pages 186-189 views

Автоматизация: освобождение и порабощение человека (в контексте концепции вещи Ж. Бодрийяра)

Бабкина Я.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):190-196
pages 190-196 views

Sub specie aeterni, или Как правильно жить? (анализ этической установки Л. Витгенштейна)

Костина С.А.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):197-203
pages 197-203 views

Расовая и религиозная гармония: сингапурская интерпретация толерантности

Одинцова Ю.И.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):204-214
pages 204-214 views

Наши авторы

- -.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2015;(1):215-217
pages 215-217 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах