Том 26, № 3 (2022): РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
- Год: 2022
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1579
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-3
Весь выпуск
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦА РОЗЕНЦВЕЙГА
Очарование философии Ф. Розенцвейга
Аннотация
Философские работы Ф. Розенцвейга представляют интерес и имеют особое значение как для академических исследований, так и для личных экзистенциальных поисков. В своих работах Розенцвейг глубоко переосмысливает основы иудейской и христианской религиозной жизни, связанные с самой сутью человеческого существования. Страх смерти, следование платоновскому эросу, преодоление атеизма в духе Гёте в опыте веры - эти ключевые мотивы задают сложный дискурс теологической и философской мысли Розенцвейга, приглашая читателя в поистине волшебное духовное путешествие. Статья представляет собой интригующее введение к настоящему выпуску «Вестника РУДН. Серия: Философия», который призван раскрыть различные аспекты философии одного из самых выдающихся немецко-еврейских мыслителей двадцатого века, посредством обращения к таким темам, как критика и восприятие немецкого идеализма и экзистенциализма, «новое мышление» как философского система, философская интерпретация библейских текстов, Каббалы и мистицизма.
Розенцвейг и Лютер. Понятие веры в перспективе «нового мышления» и перевода Библии
Аннотация
В своей «Звезде избавления» Розенцвейг вступает в спор не только с философией, но и с теологией. Наряду с Августином и Фридрихом Шлейермахером Мартин Лютер был тем двойником, перед лицом которого он развивал свое диалогическое «новое мышление». Эссе носит следы этого спора в письмах, фокусируясь здесь на прочтении Розенцвейгом «Веры Лютера» Рикарды Хух. Эта литературная картина затем соотносится с теологией Реформации Лютера, как она возникает из современных исследований. На следующем этапе «Звезда» интерпретируется как книга, которая, с одной стороны, во многом обязана предыдущему восприятию Лютера, но, с другой стороны, также показывает мышление реформатора в новом свете. Наконец, поздние работы по проблеме перевода принимаются во внимание для того, чтобы оправдать «онемечивание» (Verdeutschung) Розенцвейгом еврейской Библии, предпринятое вместе с Бубером, с помощью «немецкой Библии» Лютера.
Запрет идолопоклонства и концепция различия в философии Франца Розенцвейга
Аннотация
Целью исследования является анализ контекста, сущности и философских следствий переосмысления Францем Розенцвейгом запрета идолопоклонства в качестве следствия строгого монотеизма. Чаще всего идолопоклонство в общем смысле определяется как поклонение некоторым образам (идолам), которые, будучи почитаемыми объектами, считаются представляющими дух или божество. Исследование ограничивается анализом значения запрета идолопоклонства для интерпретации Розенцвейгом концепции различия, лежащего в основе его теоретической модели Другого. Рассмотрение исходит из общего предположения, что соприкосновение традиции с модерном является фактором, определяющим радикальные изменения в философии модернизирующихся обществ. В этом контексте древний запрет идолопоклонства означает отклонение и запрет любых репрезентаций в качестве форм сложного опосредования, которое, в свою очередь, является отличительным признаком модерна. Однако, согласно Розенцвейгу, идолопоклонство представляет собой не использование образов в качестве репрезентаций Бога, считающегося нерепрезентируемым, а фиксацию на одном образе, что означало бы произвольное ограничение бесконечной свободы Бога открывать себя визуально. Отсюда следует, что переосмысленный запрет идолопоклонства не требует полного запрета репрезентации, но она должна быть понята в качестве ограниченной во времени. Такой подход не допускает отождествления репрезентации некоторого объекта с ним самим, знака с вещью, и поэтому в его рамках запрещается самореференциальность. Позиция Розенцвейга определяет также его понимание привычности, непривычности и различия в искусстве и переводе. Акценту Розенцвейга на очень сильном воздействии различия, вызывающего чувство непривычности и чуждости и являющегося характерной чертой произведения искусства, соответствует его понимание перевода, который должен сделать устойчивые общепринятые смыслы непривычными. Таким образом, переосмысленный запрет идолопоклонства лежит в основе концепции Розенцвейга сочетания еврейской традиции и модерна.
Герман Коген, Мартин Бубер, Франц Розенцвейг о Торе: еврейское «учение» versus «закон»
Аннотация
Г. Коген, М. Бубер и Ф. Розенцвейг были выдающимися фигурами «Еврейского ренессанса», как его называл сам Бубер. Данное рассмотрение ограничивается их позициями по отношению к двум базовым еврейским понятиям: учение, т.е. теоретическая теологическая часть традиции, и закон, т.е. практическая часть. В историческом плане автор сосредоточится на периоде, который охватывает приблизительно двадцать лет: от эссе Когена «Об этике и философии религии в их взаимосвязи» (1904) до эссе Розенцвейга «Строители», которое представляет собой ответ на недавно опубликованные Бубером «Речам об иудаизме». Этот период включает в себя практически все основные философские труды рассматриваемых авторов: это и «Система философии» Когена (1902-1912), и его же «Религия разума из истоков иудаизма» (1919), «Звезда избавления» Розенцвейга (1921), а также «Я и Ты» Бубера (1923). Мыслить, чувствовать и предаваться своему подлинному делу, не вынося себя за общекультурные рамки, или, ещё более категорично: достигать обшего, самого всеобщего как такового именно в том, что является собственным - таким образом все трое философов видят призвание своего еврейского самоопределения. Ни один из них не посвятил всю свою жизнь сугубо «еврейским» вопросам, в наименьшей степени ими занимался Герман Коген. Однако в отношении каждого из этих авторов может быть поставлен вопрос о том, как возможно писать на немецком языке об общечеловеческом так, чтобы при этом совершенно недвусмысленно быть евреем.
Розенцвейг и Бахтин. Герменевтика языка и словесного творчества в системе философии диалога
Аннотация
При всем различии учений и судьбы Франца Розенцвейга и Михаила Бахтина их сопоставление друг с другом чрезвычайно поучительно и раскрывает важные и часто потерянные смыслы философии ХХ века. Бахтин в 1929 году дебютировал как автор «Проблем творчества Достоевского», но после этого отправился в многолетнюю ссылку и вышел из забвения только в 60-е годы, Розенцвейг в 1929 году умер и на долгие годы был почти забыт. Сейчас, почти сто лет спустя мы видим в философии Бахтина, особенно в его ранних работах, и в философии Розенцвейга очень много общего. Оба стремились создать новую философскую систему, радикально переосмысливающую сам предмет философии. Оба вышли за пределы традиционной новоевропейской онтологии, оба осознали фундаментальность языка и словесности в философии будущего, наконец, оба стали создателями философии диалога как важного направления в мысли ХХ века. При всем, при том, между Бахтиным и Розенцвейгом было немало различий культурного, религиозного и интеллектуального характера. Однако рассмотрение как общих черт, так и различий в философии Бахтина и Розенцвейга чрезвычайно плодотворно не только для истории культуры 20-го века, но и для философских исследований будущего.
Истолкование истока у Ф. Розенцвейга и М. Хайдеггера
Аннотация
Исследуется проблема истолкования такого предельного для философской мысли концепта, как исток, фундирующего экзистенциально ориентированные построения Франца Розенцвейга и Мартина Хайдеггера. При всех пересечениях и совпадениях, сближающих диалогическое и бытийно-историческое мышление, аргументируется принципиальное различие интепретаций, сообщаемых истоку в «Звезде избавления» и в «Бытии и времени». Такое дифференцирование позиций определено необходимостью как нейтрализовать романтические коннотации, выставляющие исток (Ursprung) в качестве бездны (Abgrund) , так и методологически прояснить возможность не столько помыслить, сколько практически утвердить ограниченное и не замкнутое на самом себе интегральное бытие, включающее в себя измерения сущего и должного. Истоку забвения и возобновления, навязываемого хайдеггеровской герменевтикой фактичности, противопоставляется розенцвейговский исток «вечного сверхмира», реконструируемого с оглядкой на религиозно-философские интуиции Германа Когена и его анализ бесконечно малой величины как принципа реальности. Позицию Розенцвейга, нацеливающую на коррелятивное рассмотрение чисто логического содержания инфинитезимальной величины (почти-Ничто) и экзистенциального переживания конечности всего сущего, выгодно отличает отсутствие односторонней направленности на припоминание, где за-ступание хоть и декларируется, но тут же сдерживается бытием-к-смерти. Как следствие, розенцвейговский диалогизм оказывается свободен от переоценивания того, что в трактовке Хайдеггера называется решимостью, на деле мало чем отличающейся от оцепенения в просвете бытия. Актуализация в собственном учении когеновской проблемы реализации бесконечной задачи позволяют Розенцвейгу пойти дальше бытия-к-смерти в сочленении траекторий исходных элементов в истинный гештальт.
СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ Б. ЭПШТЕЙНА И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Социальная онтология Б. Эпштейна
Аннотация
В статье проводится анализ социальной онтологии американского философа Б. Эпштейна. Социальная онтология - это учение о базовых принципах устройства социальной реальности, основанное на междисциплинарных и трансдисциплинарных стратегиях исследования социального мира. В современной социальной онтологии существует пять основных программ: CIIF-программа Дж. Сёрля, «Кембриджская программа» Т. Лоусона, «Тафтская программа» Б. Эпштейна, «критический реализм» и «другой институционализм». Б. Эпштейн предлагает свою модель переконцептуализации структурного поля социальной онтологии; начиная исследования в социальной онтологии, нам необходимо сделать выбор в пользу тех социальных объектов, которые там будут успешно работать, и при помощи которых мы можем сфокусировать наше внимание на исследовании социального мира. Социальная онтология продвигается вперед, если она выясняет и уточняет контексты следующих пунктов: групповые интенции, законы, «корпорации» как объединения людей, собственность, институты, социальные группы. В программе Б. Эпштейна ведущую роль играют два понятия - «обоснование» и «фиксация»; согласно Б. Эпштейну, «фиксация» и «обоснование» дают нам два фундаментальных аспекта в конструировании социального мира. Соответственно, социальная онтология включает в себя два различных проекта. «Проект обоснования» есть исследование условий, которые позволяют устанавливать те или иные социальные факты. Ставится вопрос о том, какие известные нам факты иного рода способны метафизически фундированно обосновать нужные нам социальные факты. «Проект фиксации» есть исследование того, что порождает данные «условия». Другими словами, какова природа «условий обоснования» для данных социальных фактов, - чтобы они стали такими, как мы их видим. Последняя работа Б. Эпштейна «Муравьиная ловушка: переосмысление оснований социальных наук» посвящена критике онтологического индивидуализма в философском анализе социального знания.
Концептуальные рамки социальной онтологии
Аннотация
Предлагается рассмотреть вопросы конструирования структурного поля социальной онтологии, и соответственно с этим, в исследовании социального мира. Социальная онтология также получает новые векторы влияния и в традиционных философских дискуссиях. Предмет и предметное поле социальной онтологии постепенно проясняются и уточняются; особенно в отношении различия между причинными отношениями и в целом экспландумом социальных феноменов. Для всякого социального факта мы можем сформулировать два различных вопроса: что вызвало этот факт и почему этот факт таков, как он есть. Определяются и объясняются два вида исследования: во-первых, исследование посредством «обоснования» социальных фактов, и, во-вторых, то, как социальные категории «фиксируют» данный факт. Различие между этими двумя типами исследований традиционно используется для прояснения значений различных программ в социальной теории, особенно теории «практики» и теории «онтологического индивидуализма». «Фиксация» и «основание» дают нам два фундаментальных вектора в конструировании социального мира. Соответственно, социальная онтология включает в себя два различных проекта - «проект основания» и «проект фиксации».
Природа социального факта в социальной онтологии Б. Эпштейна
Аннотация
Представлен анализ социальной онтологии американского философа Б. Эпштейна. Социальная онтология изучает природу социального мира: каковы его основные элементы и как они соединяются вместе. Существуют разные теории в современной социальной онтологии: теория структурации, теория коммуникативного действия, социальный конструктивизм, критический реализм. Б. Эпштейн выступает против психологических теорий социальной онтологии и онтологического индивидуализма при объяснении социального мира. Б. Эпштейн различает онтологические вопросы о социальном мире и причинно-следственные связи между событиями. Исходной категорией социальной онтологии для американского философа является социальный факт. Для установления социального факта необходимы два действия: дать онтологическое объяснение имеющемуся социальному факту и найти факты, определяющие условия, необходимые для социального факта. Соответственно, Б. Эпштейн различает два проекта: проект основания социального факта и проект фиксации социального факта. Проект основания социального факта дает онтологическое объяснение социальному факту, изучает условия наличия социальных фактов. Проект фиксации исследует то, что порождает условия основания для социальных фактов. Отношение основания и отношение фиксации не являются причинно-следственными отношениями. Социальный факт должен иметь диахронические составные элементы, что является, в частности, проверкой социальной теории на истинность. В статье также рассматривается теория социальных фактов Дж. Серля. Теорию Дж. Серля Б. Эпштейн относит к психологической концепции, основанной на коллективном принятии сообществом определенных правил. Эта позиция представляется не совсем верной, так как Дж. Серль в понимании природы социального факта опирается на социальные институты, а сам факт относит к институциональным фактам.
Как возможна социальная онтология с точки зрения эпистемологии и философии языка?
Аннотация
В статье критически рассматривается проект социальной онтологии Брайана Эпштейна. Авторы предлагают интерпретировать социальный факт как производный от соответствующей перспективы наблюдателя, осуществляющего структурную реконструкцию социального феномена и выявляют трудности на пути анализа социальных фактов, как структурно независимых от причинно детерминирующих факторов. Показано, что детерминация и основание социальных фактов не могут пониматься как асимметричные, обосновывается симметричный характер отношений между детерминируемым комплексным фактом и детерминирующими их онтологическими основаниями, а описывающие их суждения предлагается полагать эквивалентными, а также доказывается необходимость привлечения философско-научной методологии, ресурсов философии языка и эпистемологии для решения вопроса об обоснованности проектов «онтологической фиксации», которые авторы статьи предлагают рассматривать как научную классификацию. Понимание онтологии социального возможно лишь при выходе за ее пределы, а любые классификации могут быть идиосинкразиями отдельных классификаторов или наблюдателей, научно неравноценных и требующих эпистемологической оценки. Авторы отмечают, что эпистемология позволяет судить о необходимости или, напротив, искусственности, классификации, и вопрос об онтологическом основании социального факта должен решаться по аналогии. Соответственно поиск таких онтологических оснований не возможен без предварительного разрешения эпистемологической задачи: какие классификации (фиксации) «природных» или «социальных видов» структурно-необходимы (в том смысле, что их свойства проистекают из внутренний структуры), а какие - произвольно конструируются наблюдателем, исходя из его идиосинкразии или локально-исторической, культурной или идеологической позиции.
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Старый, давно необитаемый флигель: «Критика практического разума» как порождение архитектурного классицизма
Аннотация
«Критика практического разума» традиционно считается одним из основных произведений Канта по практической философии, структурные и стилистические аналогии которого с «Критикой чистого разума» подкрепляют убеждение в его фундаментальном систематическом значении. Тем не менее очерк строения системы философии в первой «Критике» отдельной критики разума в его практическом употреблении не предусматривает. Это побуждает исследовать вопрос о смысле и задаче критики практического разума в основных сочинениях Канта 1780-х годов. В ходе такого исследования выясняется, что понятие такой критики появляется у Канта в «Основоположении к метафизике нравов», имеющем целью отыскать и утвердить верховный принцип чистых нравов, дать его полноценную «дедукцию», и постольку служить достаточным введением в систему метафизики морали. Именно для такой дедукции, для доказательства нормативной силы и истины категорических императивов Кант считает необходимым переход к критике практического разума. Однако этот переход и эта критика подразумеваются внутри предметного поля «Основоположения»: изложенные в «Основоположении» основные черты практической критики разума достаточны, по Канту, для целей обоснования критической морали. Если же данная в нем дедукция закона потерпит неудачу, никакие последующие «успехи метафизики» этой неудачи не компенсируют, - ибо дедукция совершается у «последней границы практической философии», за которой простирается область моральной веры. Кантоведы признают новшествами второй «Критики» учение о «фактуме разума» и о высшем производном благе. Однако позволительно сомневаться в том, что они действительно представляют собою новшество и движение вперед.
Беллицистский взгляд Гегеля на войну. Исходное состояние и ранние произведения
Аннотация
Взгляд Г. В. Ф. Гегеля на войну уже более столетия вызывает острые споры и приводит к взаимоисключающим интерпретациям. Для собственной оценки гегелевских воззрений необходимо учитывать исходное состояние философских воззрений по вопросу войны и мира, от которого Гегель отталкивался, а также развитие гегелевского понимания войны от ранних произведений к зрелым. В первой части исследования характеризуется кантовский взгляд на войну как исходный пункт для Гегеля. Вопреки распространенным представлениям об И. Канте как об исключительном пацифисте, у кенигсбергского философа имелось и философско-историческое толкование войны, в котором она представала как нечто возвышенное. Тем не менее, этико-правовое понимание мира и вето на войну со стороны практического разума являлись доминирующими в кантовской философии, подчиняя себе возвышенную трактовку войны. Уже ближайшие современники Канта не смогли удержаться на этой позиции, акцентируя либо одну, либо другую сторону в истолковании войны. Гегель, начиная с ранних работ - статьи «О научных способах исследования естественного права», рукописей «Система нравственности» и «Конституция Германии» - подчеркивал нравственный момент войны и ее необходимость, благодаря чему ставится заслон на пути изоляции систем, атомизации индивидов и сохраняется целое в своем нравственном здоровье. Вечный мир, напротив, ведет к болезни. Своеобразием гегелевского взгляда явилось утверждение о равенстве притязаний и одинаковой истинности прав воюющих сторон, что делает принципиально невозможным оценивание войны с точки зрения ее справедливости или несправедливости.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Логика чистого познания Германа Когена как философия науки
Аннотация
Показывается связь «Логики чистого познания» Германа Когена с революционными преобразованиями в физике и математике конца XIX века. Коген критиковал ответ Канта на вопрос «Как возможна математика?»; если Кант отсылает к априорным формам созерцания, то Коген усматривает в этом ограничение свободы математического мышления пределами созерцания. Доказывается, что позиция Когена соответствует основному направлению математики последних десятилетий XIX века, в частности, стремлению К. Вейерштрасса избавиться от геометрических и механических интуиций в математическом анализе. Коген был в курсе и новейших идей физики его времени, они также обсуждаются в «Логике чистого познания». Революционный настрой физики и математики той эпохи близок Когену и вызывает у него ответный энтузиазм. Происходящей научной революции созвучны утверждения Когена, что основоположения науки являются гипотезами. Чистота чистого мышления не гарантирует правильности любых его конструкций. Каждый шаг в развитии науки требует критики имеющихся представлений. Развитие познания от наивного ко все более критическому показывает движение от картины мира как совокупности устойчивых вещей к картине непрерывных движений и изменений, где изменения важнее, чем изменяющееся. Такое развитие науки Коген усматривает в изменении представлений о субстанции в современной ему физике и приветствует замену материальной субстанции на энергию, считая это движение подтверждением критического идеализма. В завершение обсуждается вопрос, можно ли говорить об актуальности логики чистого познания Когена.
К. Поппер и проблема эссенциализма в философии
Аннотация
В современной философии эссенциализм в большинстве случаев рассматривается как отсталое и, по сути, неверное философское направление. И одним из ученых, создавших ему такую репутацию был известный английский философ австрийского происхождения Карл Поппер. Успех его книги «Открытое общество и его враги» привел к тому, что, фактически, эссенциализм не только стал считаться на Западе несостоятельным когнитивно, но и подозрительным как теоретическая основа фашизма, коммунизма и тоталитаризма. В статье доводы К. Поппера против эссенциализма рассмотрены заново, и показано, что критика К. Поппером эссенциализма как антинаучной и устаревшей доктрины - это не точка зрения всей философии, а всего лишь позиция эмпирического в своей основе позитивизма. Эссенциализм имеет дело с реальностью, которая лежит по ту сторону явлений. И это, по мнению К. Поппера, необходимо ведет к «окончательным» определениям. Однако в соответствии с учением о фальсификации самого К. Поппера, всякий научный вывод в пределах своего срока годности является «окончательным». В статье показано, что в действительности эссенциализм не только играл чрезвычайную роль в классической метафизической теории познания, но и продолжает это делать в рамках современной онтологии. Причем в последнем случае он делает это с помощью абдукции - специфической формы логического вывода, порождающей научные гипотезы. Существование же в науке абдукции, порождающей новое знание, говорит о том, что эссенциализм - это не нечто, в лучшем случае, терпимое и извинительное. Это - магистральный путь развития наук вообще. Во всех случаях автор статьи рассматривает только логические сущности, а не юридические, теологические или какие бы то ни было еще.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Философия акселерационизма: новый путь осмысления современной социальной реальности (в контексте идей Ника Ланда)
Аннотация
Современные типы социальной реальности, охваченные медиатизацией, виртуализацией и технологическими процессами, требуют сегодня обновленных путей их постижения. Данное исследование посвящено возникшей в последнее время новой аналитической форме осмысления современности - акселерационизму, который пока достаточно редко обсуждается в российской философии. Представители акселерационизма призывают к радикальному и быстрому ускорению социально-экономических и технологических процессов капиталистических обществ. Беря за основу исторически сложившиеся характеристики капитализма, последователи этого теоретического движения нацеливают на перенаправление их функционирования на столь стремительное развитие, при котором все деструктивные элементы существующей капиталистической системы просто не выдержат и отпадут в силу их неустойчивости и неэффективности. В статье отражены некоторые идеи «Манифеста акселерационистской политики» А. Уильямса и Н. Срничка, после которого усилилась и приобрела отчетливые теоретические ориентиры акселерационистская тенденция в философии и социальных науках. Освещаются идеи «Манифеста» об ускорении технологической эволюции как средстве разрешения социальных конфликтов, о высвобождении всех латентных сил капиталистического производства для достижения состояния посткапитализма, поддержки нового типа неолиберализма и глобальной «гегемонии левых», отрицания возврата к фордистскому типу производства и призыва восстановить будущее как таковое, возможности которого уже утрачены провалом неолиберальных проектов и «параличом» левых сил. Таким образом в «Манифесте» и работах самого яркого представителя и основателя акселерационизма Ника Ланда представлена позиция создания совершенно новой программы и самого стиля мышления в отношении изменения современной капиталистической системы по вектору акселерации (ускорения). Особое внимание уделяется восприятию и интерпретации концепта «детерриториализация» Ж. Делеза и Ф. Гваттари в творчестве Н. Ланда. Подчеркивается нацеленность акселерационизма на будущее, как своего рода реализацию парадоксального тезиса «взгляда назад из будущего». В содержании акселерационистской теории Н. Ланда показаны фундаментальные понятия K-space (киберпространство), K-war (кибервойна), время и реальность, технократическое будущее социума как Техономическая Сингулярность, расширение капитала в противоположность его ретерриториализации. Выводится смысл идеи Ланда об ускоренном «разгоне» капитализма и переходе к более прогрессивному будущему через крах отживших структур и явлений существующей системы капитализма и его технологического базиса.
Фанатизм как тип ментальности в трудах Габриэля Марселя и Карен Армстронг
Аннотация
Рассматривается фанатический тип ментальности в его светских и религиозных формах на основе анализа трудов Габриэля Марселя и Карен Армстронг. Истоки феномена фанатизма обнаруживаются в базовых основах культуры Нового времени как времени замещения логосом мифа (Армстронг) и господства абстрактного духа (Марсель). Предпринятое французским философом и британским религиоведом осмысление оснований фанатизма как широкого феномена связывается с интерпретациями понятия трансцендентного. Хотя социально-духовная ситуация, в которой работают Марсель и Армстронг, различна, их выводы в целом совпадают и становятся особенно актуальными сегодня, когда мир оказался на грани новой мировой войны. Кратко сформулированы определения некоторых базовых категорий философии Г. Марселя - «философский опыт», «первая рефлексия», «вторая рефлексия», «фанатизированное сознание», «диспонибельность», «абстракция», «абстрактный дух», «коллективное насилие», «собственность», «бытие», «идеолог», «интерсубъективность», «идентичность» и др. Обсуждается рефлексия Габриэля Марселя в отношении принципиального отличия истинно верующего и религиозного фанатика, при том, что и там, и там речь ведется от имени абсолютных ценностей. Воля к отказу от «постановки под вопрос» объекта своей веры предполагает невосприимчивость к аргументам критического мышления, которое по определению призвано было бы выступать своего рода противоядием для фанатизма как особого типа радикального сознания. Основой фанатизма оказывается нечувствительность к тому, что является идефикс фанатика, при этом современные фанатики, в отличие от обыденного о них представления, зачастую являются хорошо образованными людьми. Это децентрированное сознание, в котором господствует «отелесненная мысль». Такая идея может именоваться идеей равенства или справедливости, но собственно мыслью, рождающейся из пережитого опыта и сочувствия к людям, не является.