Том 22, № 2 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 14
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1078
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-2
Весь выпуск
Онтология и теория познания
Условия применимости классической логики к философским рассуждениям
Аннотация
Исследованы условия применимости классической логики высказываний к философским рассуждениям. Это исследование проведено в рамках различных семантик для многозначных логик. В качестве последних рассматривались: семантика многозначных логик, метатеория значений истинности Зиновьева, элементарная теория операторов истинности и ложности. В метатеории логической семантики, в которой строятся семантики для многозначных логик, принимают классическую логику. В этой метатеории используется теория J -операторов (введенных Россером и Тьюркеттом). Теория J -операторов является частью метатеории логической семантики. Семантическое утверждение вида « P принимает значение vk» содержательно соответствует формуле J k(P). Показано, что для формул языка-объекта P , для котоых выполняется условие ( P принимает выделенное значение или P принимает анти-выделенное значение), имеет место классическая логика. Синтезирующий подход в исследованиях и построениях А. Зиновьева привел к тому, что он объединил логику, онтологию и методологию в единую науку, в которой первые являются ее аспектами. Только в процессе изложения он выделяет в ней три части: 1) базисную логику, 2) логическую онтологию, и 3) логическую методологию. В этом состоит радикальное отличие от подходов Д. Гильберта и А. Тарского, отделявших язык-объект от метаязыка, семантику от синтаксиса. Также рассматривалась элементарная теория операторов истинности и ложности, обоснованная в обобщенной на неклассический случай объединенной Буль-Фреге семантике. Показано, что для формулы языка-объекта P , для которых выполняется условие (содержательно выраженное) формула P либо истинна, либо ложна, то для нее имеет место классическая двузначная логика. Отмечается, что рассмотренные условия близки к определениям высказываниям в естественном языке.
Принцип сведения к абсурду как онтологическая проблема
Аннотация
Обсуждается онтологический статус доказательств сведением к абсурду. Проблема в том, что в таких доказательствах в качестве исходной допускается невозможная (или все-таки возможная?) ситуация. Каков онтологический статус подобных ситуаций, имеют ли они онтологическое оправдание? Ответ на поставленный вопрос предполагает рассмотрение структуры доказательств сведением к абсурду, выбор подходящей логики и поиск адекватной онтологии. В статье показано, что в классическом исчислении предикатов первого порядка доказательства сведением к абсурду включают как частный случай доказательства от противного. Интуиционистское исчисление предикатов использует доказательства сведением к абсурду, однако доказательства от противного в нем не принимаются. Далее разбирается ключевое понятие «абсурд». Показано, что трактовка абсурда как бессмыслицы ведет в тупик, поскольку проблема смысла не имеет адекватного решения в современной науке. Мы не можем гарантировать наличие смыслового значения у правильно построенных выражений знаковой системы, но можем обеспечить наличие денотационного значения у таких выражений в искусственных знаковых системах. Применительно к нашей проблеме это указывает на необходимость поиска денотационного значения у противоречий. Поскольку модели логических исчислений строятся средствами теории множеств, область поиска суживается до выбора подходящей теории множеств. В статье рассматривается модифицированная теория множеств ZF, в которой аксиома существования пустого множества заменяется на ее отрицание. В этом случае удается придать противоречиям денотационное значение, но тогда противоречия вида A и не- A получают онтологическое оправдание, поскольку как A , так и не- A оказываются выполненными.
Глаукома эпистемологическая и псематический парадокс (автологичность истины и гетерологичность лжи)
Аннотация
Язык, мозг, вычисления: от семиотической асимметрии к рекурсивным правилам
Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу одной из наиболее влиятельных теоретических областей, использующей корреляционные принципы структурно-функциональной организации мозга и когнитивных характеристик естественного языка. Особая роль в данном подходе присваивается принципу вычислимости. В статье обсуждаются преимущества и недостатки модулярного и холистического подходов в контексте семиотической асимметрии. Важно отметить, что информационное представление языка в виде системы иерархически упорядоченных объектов хорошо сочетается с коннекционистской моделью мозга, в которой каждый вычисляющий элемент сети отвечает за определенные нейрональные функции. Такое методологическое упрощение создает ряд противоречий. В данной работе анализируются методологические основания нейросетевого подхода и принципы рекурсивной организации языковых процессов. Основной вопрос состоит в следующем: определяет ли структура нейронных связей процессы формирования ментальных репрезентаций и грамматические вычисления? Единообразие логико-синтаксической структуры нейронов в нейросетевых моделях порождает не вполне корректную гипотезу о том, что мозг - это нейросеть, способная к вычислению синтаксических и грамматических правил. Одна из целей данной статьи состоит в выявлении методологических противоречий, указывающих на особенности языковой структуры и принципов языковой деятельности, несогласующихся с вычислительными моделями.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Компаративный анализ ценностей России и Европы в контексте исследования экзистенциальной безопасности
Аннотация
Исследование обращено к изучению системы ценностных ориентиров в современном обществе в условиях глобализации и межкультурной коммуникации, открытого, информационного мира. Понимание ценностей и ценностной динамики связано с возможностями экзистенциально-аксиологического подхода, который в данном случае применяется для изучения традиционных и либеральных (эмансипативных) ценностей. Методология исследования представлена экзистенциальным подходом к пониманию ценностей, а также применением метода, разработанного Р. Инглехардом и К. Велцелем для исследования современных социокультурных и политических ценностей. Представлен компаративный подход к изучению ценностей личности и общества европейских стран и России на основе вторичного анализа результатов Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), имеющего лонгитюдный характер. В выборку были включены Роcсия и европейские страны, участвовавшие в исследованиях WVS, в котором было изучено отношение населения к религии, семье, работе, политической жизни, здоровью и др. На основе этих данных показаны особенности проявления традиционных, светско-рациональных ценностей и ценностей самовыражения в европейских странах. Проведена корреляция данных по европейским странам, полученных World Values Survey, и исследования Индекса счастья 2016 года. Выявлено, что высокий уровень эмансипативных ценностей демонстрируют страны, в которых индекс счастья в свою очередь также имеет высокий ценностный показатель. При этом выявлено, что некоторые традиционные ценности играют существенную роль в современной системе ценностей человека и оказываются в гибридной взаимосвязи с либеральными ориентирами. Ценности самовыражения оказались связанными с экзистенциальной безопасностью личности в условиях кризиса института семьи и ослабления социальных связей в постиндустриальном обществе.
К вопросу о стратегиях в гуманитарных исследованиях (на материале отечественной латиноамериканистики). Часть II
Аннотация
В статье рассматривается ключевая для отечественной латиноамериканистики проблема культурного синтеза. Ставится вопрос определения смыслового поля термина «культурный синтез», о возможности или невозможности (культуро)порождающего (типа) взаимодействия и его границах в случае (исторически) разнородных культурных традиций, встретившихся на землях Нового Света. Автор последовательно раскрывает различные уровни осмысления проблемы, предложенные отечественной латиноамериканистикой. Представлена и проведена критика «дотеоретической» установки, связанной с концепцией «культурной метисации», уходящей своими корнями в континентальную культурологическую и философскую рефлексию. Раскрываются интерпретативные модели, возникшие в отечественном культурологическом литературоведении и социокультурном системном анализе, в которых происходит отказ от одномерных историко-социальных объяснительных схем, предлагается переосмысление и переоценка общетеоретических и общеисторических подходов, что позволяет выявить и представить процесс культурогенеза в Латинской Америке в его изначальной неравновесности, нелинейности и анормативности. Выявляются теоретические и методологические ресурсы цивилизационного дискурса, обсуждается возможность его применения к анализу данной проблемы. Выявляются типологические черты классических объектов, сложившихся «монолитов», и становящихся неклассических образований, пограничных. В рамках концепции пограничных цивилизаций представляются векторы поисков решения вопроса, заданные онтологическим (статическим) и историческим (динамическим) подходами.
Социально-философское осмысление политических истоков пролетарской культуры
Аннотация
Актуальность исследования заключается в необходимости переосмысления понятия «культура» в современном отечественном пространстве для того, чтобы более адекватно представлять процесс развития культуры в будущем. Целью статьи является выявление политических истоков движения пролетарской культуры, которые сыграли ведущую роль в создании новой концепции культуры. В качестве материалов используются документы из архивов деятелей революционного движения, научные статьи и книги отечественных и зарубежных авторов. В качестве основного метода используется проблемно-аналитическая реконструкция, выполненная в рамках деятельностного подхода, который позволяет раскрыть предмет в его развитии и сосредоточиться на конкретных практических ситуациях его воплощения. Подобная реконструкция проблемы позволяет сделать самостоятельную интерпретацию вопроса, которая бы учитывала современную ситуацию. В статье авторы акцентируют свое внимание на предыстории движения пролетарской культуры. Анализируя социально-политический контекст зарождения движения, авторы приходят к выводу об искусственно созданной необходимости в политическом просвещении общества со стороны революционеров. Статья демонстрирует намеренную работу по управлению общественным мнением класса рабочих, которую проделывают первые деятели рабочих кружков по пролетарской культуре. В результате было показано, как именно оформляется идеология культурного движения в революционный период и насколько значимую функцию она выполняет для его реализации. Авторы данной статьи дают критическую оценку истории зарождения движения, высказывая оригинальные суждения о политической подоплеке понятия культуры.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Россия как особенная форма всеобщности христианского мира: к вопросу о диалектике взаимодействия русского и европейского духа
Аннотация
Основное содержание статьи посвящено анализу спекулятивной (гегелевской) диалектики соотношения Европейского мира и России как всеобщего и особенного моментов христианской идеи. Обращаясь к всеобщей диалектике исторического процесса, авторы развивают мысль о том, что в своем движении к конкретной всеобщности христианской идеи «европейское человечество» (Гуссерль) с необходимостью обнаруживает внутри себя свою собственную отрицательность, «свое иное» (Россия). Через это Иное европейский дух опосредует себя, снимает момент абстрактной всеобщности рассудочного рационализма Просвещения («modernity», «индустриализм»), вступая в «постисторическую» эпоху конкретной всеобщности единой христианской постиндустриальной цивилизации. Этим «своим иным» духовной Европы (или Запада в целом) является Россия, историческая судьба которой была связана с усвоением восточнохристианской духовности (Россия как «поствизантийская» составляющая единого европейско-христианского человечества), усвоением достижений великой европейской культуры. Постигая европейский дух, Россия, в то же время, постоянно находилась в военно-политической и идейной «борьбе с Западом», начиная от столкновения с тевтонскими рыцарями XIII века или польскими интервентами начала XVII столетия и заканчивая «холодной войной» и современным украинским кризисом. В статье также проводится мысль о том, что в настоящее время вышеуказанная диалектическая отрицательность Европы и России достигла своего предельного напряжения и вплотную подошла к своему духовному преодолению (снятию, примирению, отрицанию отрицания) из себя самой. Результатом этого процесса должна стать действительная универсальная Европа, внутри которой Россия, наконец, сумеет обрести свое «положительно-разумное» место.
Мост С̣ирāт̣ как путь к Истине: истолкование Насира Хусрава
Аннотация
Статья посвящена истолкованию персидским философом XI века Насиром Хусравом понятия «мост С̣ирāт̣», а также связанных с ним понятий «ад» и «рай». В исламе можно выделить две позиции относительно способов толкования аятов Корана: одна группа настаивала на прямом, буквальном толковании Корана, а другие утверждали необходимость эзотерической интерпретации текста, поиска скрытого смысла. Насир Хусрав применяет метод толкования «таʼв͞ил» к тексту Откровения и хадисам, что позволяет ему интерпретировать религиозные понятия в философском ключе и наполнить их новыми смыслами. В отличие от буквалистов, которые считали мост С̣ирāт̣ реально существующим, в понимании исмаилитского философа мост С̣ирāт̣ - это образ духовного пути человека. В конце этого пути душа человека попадает либо в рай, либо в ад. Для Насира Хусрава рай - это возвращение единичной души человека к своему истоку - Всеобщей Душе. Ад понимается Насиром Хусравом не как место, где будет совершено наказание, а как состояние души, которая не может вернуться к своему истоку, а потому страдает, запертая в границах материального мира. Статья сопровождается переводом отрывка из философского трактата Насира Хусрава «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), посвященного объяснению понятия «мост С̣ирāт̣».
К вопросу о влиянии Ж.-Ж. Руссо на творчество И. Канта
Аннотация
Статья показывает преемственность в развитии ключевых идей Ж.Ж. Руссо в творчестве И. Канта о сущности нравственности, ее соотношении с общественной моралью, природе нравственного чувства и роли нравственности для образования. Показаны основные достижения и ограниченность методологического подхода Ж.Ж. Руссо и те аспекты в его позиции, которые разработал Кант путем их диалектического отрицания с преемственным сохранением всего лучшего. Исследование предполагает анализ как первоисточников, так и критической литературы. Совершен синтез герменевтического и диалектического методов. Герменевтический метод позволяет понять системы Руссо и Канта в их целостности и в то же время указать на их наиболее значимые аспекты. Диалектический метод позволил вскрыть противоречия в идеях Руссо, благодаря чему стало возможным развитие данных идей Кантом, но уже на других основаниях. В статье обсуждается, каким образом Руссо повлиял на Канта в определении природы нравственности через определение сущности нравственного закона. При этом указано на различия в понимании нравственного чувства у Канта и Руссо: по Канту, оно имеет своим источником чистый практический разум, в то время как у Руссо - сострадание к человеческому роду (человеческую природу). Выводом к статье служит положение, что главные открытия Канта и в области теоретического, и в области практического разума были непосредственно подготовлены Руссо, но при этом Кант разрешил противоречия в позиции великого «гражданина Женевы».
ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ
Религиозно-философская герменевтика Г. Оберхаммера (на материале «Шаранагатигадьи» Рамануджи). Часть II
Аннотация
Статья посвящена представлению российским читателям второй части одной из работ австрийского индолога и философа Герхарда Оберхаммера, представляющей собой анализ одного из религиозных текстов Рамануджи - «Шаранагатигадьи». На материале «Шаранагатигадьи» Оберхаммер демонстрирует принципы исследовательской работы, предлагаемые религиозной герменевтикой. Австрийский философ и индолог не случайно берет один из трудно поддающихся анализу текстов Рамануджи, обычно остающийся вне внимания исследователей его философской системы. Текст представляет собой своеобразный диалог с божественной парой Вишну-Лакшми, и его содержание по сути является описанием достоинств этой пары. Более похожий на молитвенное обращение, текст нуждается в особой герменевтической процедуре прочтения, которую и предлагает Оберхаммер в своей статье.
В присутствии Другого. «Шаранагатигадья» Рамануджи. Значимый текст вишнуитской религиозной традиции (Часть II). Перевод с немецкого Псху Р.В., Даниловой Н.Н
Научные сообщения
Догматика как первичное толкование религиозного чувства в философии религии Ф.Д.Э. Шлейермахера
Аннотация
Традиционно труды Шлейермахера делятся на два блока: труды по герменевтике и труды по философии религии и теологии. Исследования философии Шлейермахера часто концентрируются на одном из них, что приводит к разрыву цельной философской системы автора. Религия, согласно Шлейремахеру, относится к особой сфере жизни человека - сфере чувства. Религиозное чувство Шлейремахер называет чувством бесконечного. Человек, однако, не может испытывать чувство в связи с бесконечным, не выражая его при этом вовне. Одной из форм выражения религиозного чувства, согласно Шлейермахеру, является догматика - результат дидактического выражения религиозного чувства. Данная статья посвящена рассмотрению связи между религией и герменевтикой, которая проявляется в догматике. В статье обосновывается тезис, согласно которому догматика выступает в системе Шлейермахера как специфический способ передачи индивидуального религиозного чувства другим людям, т. е. рассматривается как толкование и интерпретация индивидуального опыта, который выражается в системе понятий и символов.