Том 22, № 2 (2018)

Онтология и теория познания

Условия применимости классической логики к философским рассуждениям

Павлов С.А.

Аннотация

Исследованы условия применимости классической логики высказываний к философским рассуждениям. Это исследование проведено в рамках различных семантик для многозначных логик. В качестве последних рассматривались: семантика многозначных логик, метатеория значений истинности Зиновьева, элементарная теория операторов истинности и ложности. В метатеории логической семантики, в которой строятся семантики для многозначных логик, принимают классическую логику. В этой метатеории используется теория J -операторов (введенных Россером и Тьюркеттом). Теория J -операторов является частью метатеории логической семантики. Семантическое утверждение вида « P принимает значение vk» содержательно соответствует формуле J k(P). Показано, что для формул языка-объекта P , для котоых выполняется условие ( P принимает выделенное значение или P принимает анти-выделенное значение), имеет место классическая логика. Синтезирующий подход в исследованиях и построениях А. Зиновьева привел к тому, что он объединил логику, онтологию и методологию в единую науку, в которой первые являются ее аспектами. Только в процессе изложения он выделяет в ней три части: 1) базисную логику, 2) логическую онтологию, и 3) логическую методологию. В этом состоит радикальное отличие от подходов Д. Гильберта и А. Тарского, отделявших язык-объект от метаязыка, семантику от синтаксиса. Также рассматривалась элементарная теория операторов истинности и ложности, обоснованная в обобщенной на неклассический случай объединенной Буль-Фреге семантике. Показано, что для формулы языка-объекта P , для которых выполняется условие (содержательно выраженное) формула P либо истинна, либо ложна, то для нее имеет место классическая двузначная логика. Отмечается, что рассмотренные условия близки к определениям высказываниям в естественном языке.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):139-148
pages 139-148 views

Принцип сведения к абсурду как онтологическая проблема

Анисов А.М.

Аннотация

Обсуждается онтологический статус доказательств сведением к абсурду. Проблема в том, что в таких доказательствах в качестве исходной допускается невозможная (или все-таки возможная?) ситуация. Каков онтологический статус подобных ситуаций, имеют ли они онтологическое оправдание? Ответ на поставленный вопрос предполагает рассмотрение структуры доказательств сведением к абсурду, выбор подходящей логики и поиск адекватной онтологии. В статье показано, что в классическом исчислении предикатов первого порядка доказательства сведением к абсурду включают как частный случай доказательства от противного. Интуиционистское исчисление предикатов использует доказательства сведением к абсурду, однако доказательства от противного в нем не принимаются. Далее разбирается ключевое понятие «абсурд». Показано, что трактовка абсурда как бессмыслицы ведет в тупик, поскольку проблема смысла не имеет адекватного решения в современной науке. Мы не можем гарантировать наличие смыслового значения у правильно построенных выражений знаковой системы, но можем обеспечить наличие денотационного значения у таких выражений в искусственных знаковых системах. Применительно к нашей проблеме это указывает на необходимость поиска денотационного значения у противоречий. Поскольку модели логических исчислений строятся средствами теории множеств, область поиска суживается до выбора подходящей теории множеств. В статье рассматривается модифицированная теория множеств ZF, в которой аксиома существования пустого множества заменяется на ее отрицание. В этом случае удается придать противоречиям денотационное значение, но тогда противоречия вида A и не- A получают онтологическое оправдание, поскольку как A , так и не- A оказываются выполненными.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):149-157
pages 149-157 views

Глаукома эпистемологическая и псематический парадокс (автологичность истины и гетерологичность лжи)

Павленко А.Н.

Аннотация

В работе рассмотрены основные аргументы дефляционной концепции истины: подходы А. Тарского, У.В. Куайна, Х. Патнема и некоторые другие. Приведены два репрезентативных примера элиминации истины как выделенной оценки суждений: концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна и «конструктивный эмпиризм» Б. ван Фраассена. Выявлено, что утверждение о том, что «„истины“, как выделенной оценки суждений, не существует» является самопредикативным и приводит к нелепости. Продемонстрировано, что элиминация (избыточность) «истины» из познания, с необходимостью, затребует и элиминацию «лжи». Показано, что при ответе на вопрос “может ли «ложное предложение», понимаемое как предложение «не истинное», то есть р, обладать тем признаком, которое оно обозначает как объект «ложь», то есть «быть не истинным»?”, возникает парадокс, который назван «псематическим» от греческого слова ψέματα (ложь). Суть парадокса в том, что а) если «всякое ложное предложение, обозначающее ложь» само не является всяким истинным предложением, обозначающим истину, то оно, по определению «всякого ложного предложения, обозначающего ложь» - не является обозначающим ложь. И , наоборот, б) Если «всякое ложное предложение, обозначающее ложь» само является всяким истинным предложением, обозначающим истину, то, следовательно, оно является «всяким ложным предложением, обозначающим ложь», и обозначает ложь . В любом случае получается, что суждение «ложные предложения обозначают ложь» одновременно и обладает тем признаком, который оно обозначает, и не обладает им. Обнаружено, что «истина» обладает автологической природой, а «ложь» - гетерологической. Ключевые слова: псематический парадокс, истина, ложь, логика, эпистемология, онтология, конструктивный эмпиризм, языковые игры, Г. Фреге, А. Тарский, У.В. Куайн, Х. Патнем
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):158-167
pages 158-167 views

Язык, мозг, вычисления: от семиотической асимметрии к рекурсивным правилам

Барышников П.Н.

Аннотация

Данная статья посвящена сравнительному анализу одной из наиболее влиятельных теоретических областей, использующей корреляционные принципы структурно-функциональной организации мозга и когнитивных характеристик естественного языка. Особая роль в данном подходе присваивается принципу вычислимости. В статье обсуждаются преимущества и недостатки модулярного и холистического подходов в контексте семиотической асимметрии. Важно отметить, что информационное представление языка в виде системы иерархически упорядоченных объектов хорошо сочетается с коннекционистской моделью мозга, в которой каждый вычисляющий элемент сети отвечает за определенные нейрональные функции. Такое методологическое упрощение создает ряд противоречий. В данной работе анализируются методологические основания нейросетевого подхода и принципы рекурсивной организации языковых процессов. Основной вопрос состоит в следующем: определяет ли структура нейронных связей процессы формирования ментальных репрезентаций и грамматические вычисления? Единообразие логико-синтаксической структуры нейронов в нейросетевых моделях порождает не вполне корректную гипотезу о том, что мозг - это нейросеть, способная к вычислению синтаксических и грамматических правил. Одна из целей данной статьи состоит в выявлении методологических противоречий, указывающих на особенности языковой структуры и принципов языковой деятельности, несогласующихся с вычислительными моделями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):168-182
pages 168-182 views

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Компаративный анализ ценностей России и Европы в контексте исследования экзистенциальной безопасности

Баева Л.В.

Аннотация

Исследование обращено к изучению системы ценностных ориентиров в современном обществе в условиях глобализации и межкультурной коммуникации, открытого, информационного мира. Понимание ценностей и ценностной динамики связано с возможностями экзистенциально-аксиологического подхода, который в данном случае применяется для изучения традиционных и либеральных (эмансипативных) ценностей. Методология исследования представлена экзистенциальным подходом к пониманию ценностей, а также применением метода, разработанного Р. Инглехардом и К. Велцелем для исследования современных социокультурных и политических ценностей. Представлен компаративный подход к изучению ценностей личности и общества европейских стран и России на основе вторичного анализа результатов Всемирного исследования ценностей (World Values Survey), имеющего лонгитюдный характер. В выборку были включены Роcсия и европейские страны, участвовавшие в исследованиях WVS, в котором было изучено отношение населения к религии, семье, работе, политической жизни, здоровью и др. На основе этих данных показаны особенности проявления традиционных, светско-рациональных ценностей и ценностей самовыражения в европейских странах. Проведена корреляция данных по европейским странам, полученных World Values Survey, и исследования Индекса счастья 2016 года. Выявлено, что высокий уровень эмансипативных ценностей демонстрируют страны, в которых индекс счастья в свою очередь также имеет высокий ценностный показатель. При этом выявлено, что некоторые традиционные ценности играют существенную роль в современной системе ценностей человека и оказываются в гибридной взаимосвязи с либеральными ориентирами. Ценности самовыражения оказались связанными с экзистенциальной безопасностью личности в условиях кризиса института семьи и ослабления социальных связей в постиндустриальном обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):183-196
pages 183-196 views

К вопросу о стратегиях в гуманитарных исследованиях (на материале отечественной латиноамериканистики). Часть II

Бондарь О.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается ключевая для отечественной латиноамериканистики проблема культурного синтеза. Ставится вопрос определения смыслового поля термина «культурный синтез», о возможности или невозможности (культуро)порождающего (типа) взаимодействия и его границах в случае (исторически) разнородных культурных традиций, встретившихся на землях Нового Света. Автор последовательно раскрывает различные уровни осмысления проблемы, предложенные отечественной латиноамериканистикой. Представлена и проведена критика «дотеоретической» установки, связанной с концепцией «культурной метисации», уходящей своими корнями в континентальную культурологическую и философскую рефлексию. Раскрываются интерпретативные модели, возникшие в отечественном культурологическом литературоведении и социокультурном системном анализе, в которых происходит отказ от одномерных историко-социальных объяснительных схем, предлагается переосмысление и переоценка общетеоретических и общеисторических подходов, что позволяет выявить и представить процесс культурогенеза в Латинской Америке в его изначальной неравновесности, нелинейности и анормативности. Выявляются теоретические и методологические ресурсы цивилизационного дискурса, обсуждается возможность его применения к анализу данной проблемы. Выявляются типологические черты классических объектов, сложившихся «монолитов», и становящихся неклассических образований, пограничных. В рамках концепции пограничных цивилизаций представляются векторы поисков решения вопроса, заданные онтологическим (статическим) и историческим (динамическим) подходами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):197-205
pages 197-205 views

Социально-философское осмысление политических истоков пролетарской культуры

Колычев П.М., Хахалова А.А.

Аннотация

Актуальность исследования заключается в необходимости переосмысления понятия «культура» в современном отечественном пространстве для того, чтобы более адекватно представлять процесс развития культуры в будущем. Целью статьи является выявление политических истоков движения пролетарской культуры, которые сыграли ведущую роль в создании новой концепции культуры. В качестве материалов используются документы из архивов деятелей революционного движения, научные статьи и книги отечественных и зарубежных авторов. В качестве основного метода используется проблемно-аналитическая реконструкция, выполненная в рамках деятельностного подхода, который позволяет раскрыть предмет в его развитии и сосредоточиться на конкретных практических ситуациях его воплощения. Подобная реконструкция проблемы позволяет сделать самостоятельную интерпретацию вопроса, которая бы учитывала современную ситуацию. В статье авторы акцентируют свое внимание на предыстории движения пролетарской культуры. Анализируя социально-политический контекст зарождения движения, авторы приходят к выводу об искусственно созданной необходимости в политическом просвещении общества со стороны революционеров. Статья демонстрирует намеренную работу по управлению общественным мнением класса рабочих, которую проделывают первые деятели рабочих кружков по пролетарской культуре. В результате было показано, как именно оформляется идеология культурного движения в революционный период и насколько значимую функцию она выполняет для его реализации. Авторы данной статьи дают критическую оценку истории зарождения движения, высказывая оригинальные суждения о политической подоплеке понятия культуры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):206-216
pages 206-216 views

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Россия как особенная форма всеобщности христианского мира: к вопросу о диалектике взаимодействия русского и европейского духа

Бойко П.Е., Бухович Е.В.

Аннотация

Основное содержание статьи посвящено анализу спекулятивной (гегелевской) диалектики соотношения Европейского мира и России как всеобщего и особенного моментов христианской идеи. Обращаясь к всеобщей диалектике исторического процесса, авторы развивают мысль о том, что в своем движении к конкретной всеобщности христианской идеи «европейское человечество» (Гуссерль) с необходимостью обнаруживает внутри себя свою собственную отрицательность, «свое иное» (Россия). Через это Иное европейский дух опосредует себя, снимает момент абстрактной всеобщности рассудочного рационализма Просвещения («modernity», «индустриализм»), вступая в «постисторическую» эпоху конкретной всеобщности единой христианской постиндустриальной цивилизации. Этим «своим иным» духовной Европы (или Запада в целом) является Россия, историческая судьба которой была связана с усвоением восточнохристианской духовности (Россия как «поствизантийская» составляющая единого европейско-христианского человечества), усвоением достижений великой европейской культуры. Постигая европейский дух, Россия, в то же время, постоянно находилась в военно-политической и идейной «борьбе с Западом», начиная от столкновения с тевтонскими рыцарями XIII века или польскими интервентами начала XVII столетия и заканчивая «холодной войной» и современным украинским кризисом. В статье также проводится мысль о том, что в настоящее время вышеуказанная диалектическая отрицательность Европы и России достигла своего предельного напряжения и вплотную подошла к своему духовному преодолению (снятию, примирению, отрицанию отрицания) из себя самой. Результатом этого процесса должна стать действительная универсальная Европа, внутри которой Россия, наконец, сумеет обрести свое «положительно-разумное» место.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):217-225
pages 217-225 views

Мост С̣ирāт̣ как путь к Истине: истолкование Насира Хусрава

Корнеева Т.Г.

Аннотация

Статья посвящена истолкованию персидским философом XI века Насиром Хусравом понятия «мост С̣ирāт̣», а также связанных с ним понятий «ад» и «рай». В исламе можно выделить две позиции относительно способов толкования аятов Корана: одна группа настаивала на прямом, буквальном толковании Корана, а другие утверждали необходимость эзотерической интерпретации текста, поиска скрытого смысла. Насир Хусрав применяет метод толкования «таʼв͞ил» к тексту Откровения и хадисам, что позволяет ему интерпретировать религиозные понятия в философском ключе и наполнить их новыми смыслами. В отличие от буквалистов, которые считали мост С̣ирāт̣ реально существующим, в понимании исмаилитского философа мост С̣ирāт̣ - это образ духовного пути человека. В конце этого пути душа человека попадает либо в рай, либо в ад. Для Насира Хусрава рай - это возвращение единичной души человека к своему истоку - Всеобщей Душе. Ад понимается Насиром Хусравом не как место, где будет совершено наказание, а как состояние души, которая не может вернуться к своему истоку, а потому страдает, запертая в границах материального мира. Статья сопровождается переводом отрывка из философского трактата Насира Хусрава «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), посвященного объяснению понятия «мост С̣ирāт̣».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):226-235
pages 226-235 views

К вопросу о влиянии Ж.-Ж. Руссо на творчество И. Канта

Шачина А.Ю.

Аннотация

Статья показывает преемственность в развитии ключевых идей Ж.Ж. Руссо в творчестве И. Канта о сущности нравственности, ее соотношении с общественной моралью, природе нравственного чувства и роли нравственности для образования. Показаны основные достижения и ограниченность методологического подхода Ж.Ж. Руссо и те аспекты в его позиции, которые разработал Кант путем их диалектического отрицания с преемственным сохранением всего лучшего. Исследование предполагает анализ как первоисточников, так и критической литературы. Совершен синтез герменевтического и диалектического методов. Герменевтический метод позволяет понять системы Руссо и Канта в их целостности и в то же время указать на их наиболее значимые аспекты. Диалектический метод позволил вскрыть противоречия в идеях Руссо, благодаря чему стало возможным развитие данных идей Кантом, но уже на других основаниях. В статье обсуждается, каким образом Руссо повлиял на Канта в определении природы нравственности через определение сущности нравственного закона. При этом указано на различия в понимании нравственного чувства у Канта и Руссо: по Канту, оно имеет своим источником чистый практический разум, в то время как у Руссо - сострадание к человеческому роду (человеческую природу). Выводом к статье служит положение, что главные открытия Канта и в области теоретического, и в области практического разума были непосредственно подготовлены Руссо, но при этом Кант разрешил противоречия в позиции великого «гражданина Женевы».

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):236-247
pages 236-247 views

ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ

Религиозно-философская герменевтика Г. Оберхаммера (на материале «Шаранагатигадьи» Рамануджи). Часть II

Псху Р.В.

Аннотация

Статья посвящена представлению российским читателям второй части одной из работ австрийского индолога и философа Герхарда Оберхаммера, представляющей собой анализ одного из религиозных текстов Рамануджи - «Шаранагатигадьи». На материале «Шаранагатигадьи» Оберхаммер демонстрирует принципы исследовательской работы, предлагаемые религиозной герменевтикой. Австрийский философ и индолог не случайно берет один из трудно поддающихся анализу текстов Рамануджи, обычно остающийся вне внимания исследователей его философской системы. Текст представляет собой своеобразный диалог с божественной парой Вишну-Лакшми, и его содержание по сути является описанием достоинств этой пары. Более похожий на молитвенное обращение, текст нуждается в особой герменевтической процедуре прочтения, которую и предлагает Оберхаммер в своей статье.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):248-251
pages 248-251 views

В присутствии Другого. «Шаранагатигадья» Рамануджи. Значимый текст вишнуитской религиозной традиции (Часть II). Перевод с немецкого Псху Р.В., Даниловой Н.Н

Оберхаммер Г., Псху Р.В., Даниловой Н.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):252-259
pages 252-259 views

Научные сообщения

Догматика как первичное толкование религиозного чувства в философии религии Ф.Д.Э. Шлейермахера

Беляева А.В.

Аннотация

Традиционно труды Шлейермахера делятся на два блока: труды по герменевтике и труды по философии религии и теологии. Исследования философии Шлейермахера часто концентрируются на одном из них, что приводит к разрыву цельной философской системы автора. Религия, согласно Шлейремахеру, относится к особой сфере жизни человека - сфере чувства. Религиозное чувство Шлейремахер называет чувством бесконечного. Человек, однако, не может испытывать чувство в связи с бесконечным, не выражая его при этом вовне. Одной из форм выражения религиозного чувства, согласно Шлейермахеру, является догматика - результат дидактического выражения религиозного чувства. Данная статья посвящена рассмотрению связи между религией и герменевтикой, которая проявляется в догматике. В статье обосновывается тезис, согласно которому догматика выступает в системе Шлейермахера как специфический способ передачи индивидуального религиозного чувства другим людям, т. е. рассматривается как толкование и интерпретация индивидуального опыта, который выражается в системе понятий и символов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):260-268
pages 260-268 views

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

Н.О. Лосский: новые издания

Ермишин О.Т.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2018;22(2):269-274
pages 269-274 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах