Ценностно-теоретическое обоснование эстетики Йонаса Кона
- Авторы: Гёллер Т.1
-
Учреждения:
- Технологический институт Карлсруэ
- Выпуск: Том 28, № 4 (2024): ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 1165-1186
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/42163
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-4-1165-1186
- EDN: https://elibrary.ru/KIIWCP
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Йонас Кон (1869-1947) основал свою философскую эстетику как критическую теорию ценности на базе немецкой юго-западной школы неокантианства. Для Кона эстетические ценности - это «чисто интенсивные» ценности. Как таковые, они являются самодостаточными ценностями, имманентными произведению искусства. Произведение искусства также образует единство выражения и оформления. Сверхиндивидуальная ценность произведения искусства измеряется этим единством. Это единство не может быть определено дискурсивно, а раскрывается индивидуально в непосредственном, свободном от рефлексии опыте. Тем не менее, эстетические ценности претендуют на надличностную обоснованность. История искусства документирует продолжающиеся споры о всеобщем, основанном на ценностях признании произведений искусства. Обоснование эстетики Кона, сочетающее кантовские, неокантианские и философско-жизненные мотивы, несмотря на некоторые недостатки, является важным вкладом в систематическое обоснование эстетики. Однако эстетика Кона пока не получила того внимания, которого она заслуживает.
Об авторах
Томас Гёллер
Технологический институт Карлсруэ
Автор, ответственный за переписку.
Email: tho.goeller@arcor.de
проф., д-р, кафедра философии 12 Кайзерштрассе, Карлсруэ, 76131, Германия
Список литературы
- Windelband W. Einleitung in die Philosophie. Tübingen; 1914.
- Rickert H. System der Philosophie. 1. Teil. Allgemeine Grundlegung der Philosophie. Tübingen; 1921.
- Cohen H. Ästhetik des reinen Gefühls. Bd. 8. System der Philosophie. 3 Teil. Hildesheim, New York; 1982.
- Cohen H. Kants Begründung der Aestetik. Berlin; 1889.
- Cassirer E. Versuch über den Menschen. Einführung in eine Philosophie der Kultur. Frankfurt a. M.: S. Fischer Verlag; 1990.
- Hartmann Nic. Über die Stellung der ästhetischen Werte im Reich der Werte überhaupt. Bd. 3. In: Kleinere Schriften. Berlin; 1958.
- Geiger M. Zugänge zur Ästhetik. Leipzig; 1928.
- Unger HE. Über die Geschichte der Psychologie als eigenständige Wissenschaft an der Universität Freiburg von ca. 1920 bis ca. 1945 mit dem Schwerpunkt 1933 bis 1945. Universität Freiburg, Psychologisches Institut (Diplomarbeit); 1989.
- Heitmann M. „Jedes Gefühl der Zugehörigkeit fehlt.“ Jonas Cohn (1869-1947). Einblicke in ein deutsch-jüdisches Gelehrtenleben. Kalonymos. 2001;(4):1-4.
- Zeidler KW. Selbstkontinuation, Korrelation und Dialektik: Bruno Bauch, Richard Hönigswald und Jonas Cohn. In: Systemphilosophie als Selbsterkenntnis. Hegel und der Neukantianismus. Fulda HF, Krijnen Ch, hg. Würzburg; 2006.
- Krijnen Ch. Philosophie als System. Prinzipientheoretische Untersuchungen zum Systemgedanken bei Hegel, im Neukantianismus und in der Gegenwartsphilosophie. Würzburg; 2008.
- Flach W. Die Westdeutsche Schule des Neukantianismus. In: Flach W, Holzhey H, hg. Erkenntnistheorie und Logik im Neukantianismus. Hildesheim; 1980.
- Cohn J. Allgemeine Ästhetik. Leipzig. Nachdruck: Verlag der Wissenschaft (= unveränderter Nachdruck der Originalausgabe). Norderstedt; 2015.
- Göller Th. Ernst Cassirers kritische Sprachphilosophie. Darstellung, Kritik, Aktualität. Würzburg; 1986.
- Göller Th. Kantische und nicht-kantische Elemente in Cassirers Begründung der Kulturphilosophie. In: Heinz M, Krijnen Ch, hg. Kant im Neukantianismus - Fortschritt oder Rückschritt? Würzburg; 2007.
- Flach W. Grundzüge der Ideenlehre. Würzburg; 1997.
- Adorno ThW. Engagement. In: Noten zur Literatur III. Frankfurt a.M.; 1980.
- Adorno ThW. Ästhetische Theorie. Adorno G, Tiedemann R, hg. Frankfurt a.M.; 1977.
- Göller Th. Kulturverstehen. Grundprobleme einer epistemologischen Theorie der Kulturalität und kulturellen Erkenntnis. Würzburg; 2000.