Вольфганг Маркс как постнеокантианец: рефлексия рефлексии рефлексии
- Авторы: Эдель Г.1
-
Учреждения:
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 717-725
- Раздел: ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/40986
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-717-725
- EDN: https://elibrary.ru/VRQNOL
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вольфганг Маркс представлен как постнеокантианец par excellence. Вольфганг Маркс начинает с эссе о Пауле Наторпе, затем пишет книгу о Гегеле и Германе Когене, а затем - свою первую большую работу «Топология рефлексии» (1984). В этой книге Вольфганг Маркс отрицает, что великие эпистемологические цели традиционной философии, такие как, в гегелевской перспективе, нахождение «в себе» первой мысли, из которой могут быть получены все дальнейшие мысли, или «в себе» конечной мысли, в которой и с которой философское мышление придет к окончательному завершению, вообще достижимы. Соответственно, не существует «единства мира согласно единству Логоса». Эти философско-критические тезисы объясняют, почему философия Вольфганга Маркса практически не признается сложившимся философским истеблишментом. После «Топологии рефлексии» представлен и второй основной труд - «Миры сознания» (1994), где прозрения, полученные в отношении чистого мышления в «топологии рефлексии», переносятся на сознание и конкретизируются в нем. Наконец, представлено, что Вольфганг Маркс выразил себя во множестве индивидуальных публикаций на различные темы. Среди них как персонализированные вопросы о Рудольфе Карнапе и Мартине Хайдеггере, так и чисто систематические, например, об актуальности философского системного понятия.
Ключевые слова
Об авторах
Геерт Эдель
Автор, ответственный за переписку.
Email: g.edel@geert-edel.de
ORCID iD: 0009-0008-2954-9503
доктор философии, независимый исследователь
Вайк-ауф-Фёр, ГерманияСписок литературы
- Boch M. Eröffnung der Archivbibliothek für Post-Neukantianismus und kritischen Idealismus der Gegenwart. Kant-Studien. 2023;114(3):599-600. https://doi.org/10.1515/kant-2023-2033
- Marx W. Die philosophische Entwicklung Paul Natorps im Hinblick auf das System Hermann Cohens. Zeitschrift für philosophische Forschung. 1964;18(3):486-500.
- Henrich D. Identität und Objektivität. Eine Untersuchung über Kants transzendentale Deduktion. Heidelberg: Carl Winter; 1976.
- Marx W. Hegels Theorie logischer Vermittlung. Kritik der dialektischen Begriffskonstruktionen in der ,Wissenschaft der Logik‘. Stuttgart: Frommann-Holzboog; 1972.
- Marx W. Transzendentale Logik als Wissenschaftstheorie. Systematisch-kritische Untersuchungen zur philosophischen Grundlegungsproblematik in Cohens ,Logik der reinen Erkenntnis‘. Frankfurt/M.: Klostermann; 1977.
- Marx W. Reflexionstopologie. Tübingen: J.C.B. Mohr; 1984.
- Reisinger P. Wolfgang Marx: Reflexionstopologie. Allgemeine Zeitschrift für Philosophie. 1988;13(1):86-88.
- Edel G. Kants transzendentale Topik und die Reflexionstopologie von Wolfgang Marx. In: Der Grund, die Not und die Freude des Bewußtseins. Beiträge zum Internationalen Symposion in Venedig zu Ehren von Wolfgang Marx. Würzburg: Königshausen & Neumann; 2002. S. 9-19. Available from: https://geert-edel.de/Texte/Text8.pdf (accessed: 06.02.2024).
- Marx W. Bewusstseins-Welten: die Konkretion der Reflexionsdynamik. Tübingen: J.C.B. Mohr; 1994.
- Marx W. Erkenntnistheoretische Reflexion zum Problem imprädikativer Begriffsbildungen. In: Ratio. Heft 1. 17. Band. Hamburg: Meiner; 1975. S. 32-44.
- Marx W. Aspekte der Theorie der Grundlagen wissenschaftlicher Erfahrung E. Cassirers. In: Marx W, editor. Determinismus - Indeterminismus. Philosophische Aspekte physikalischer Theoriebildung. Frankfurt/M.: Klostermann; 1990. S. 137-154.
- Marx W. Heideggers Seinsfrage und die Entdifferenzierung der Weltbeziehungen. In: Grethlein T, Leitner H, editors. Inmitten der Zeit. Beiträge zur europäischen Gegenwartsphilosophie. Würzburg; 1996. S. 305-316.
- Marx W. Prousts ästhetischer Realismus. In: Hirth W, editor. Europas Weg in die Moderne. Bonn; 1991. S. 57-72.
- Marx W. Systemform und Rationalität. In: Wiener Jahrbuch für Philosophie Bd. XX 1988. Wien: Wilhelm Braunmüller; 1988. S. 15-32.
- Marx W. Über die Notwendigkeit der Transformation des philosophischen Systembegriffs. In: Heidelberger Jahrbücher. XXI. Berlin-Heidelberg-New York: Springer; 1977. S. 65-74.
- Marx W. Aufgabe und Struktur von theoretischer Philosophie im Rahmen des transzendental-kritischen Idealismus. In: Marx W, editor. Zur Selbstbegründung der Philosophie seit Kant. Klostermann: Frankfurt/M.; 1987. S. 73-105.
- Marx W. Die Logik des Freiheitsbegriffs. In: Hegel Studien. Bd. 11. Bonn: Bouvier; 1976. S. 126-147.
- Marx W. Transzendentale Fundamente der Moral in der Person. In: Perspektiven der Philosophie. Neues Jahrbuch. Bd. 5. Rodopi/Gerstenberg: Würzburg; 1979. S. 243-272.
- Marx W. Ästhetische Ideen. Untersuchungen über die Grundlagen einer Theorie der Kunst. Bonn: Bouvier; 1981.
- Marx W. Über das Märchen vom Ende der Philosophie. Eine Streitschrift für systematische Rationalität. Würzburg: Königshausen & Neumann; 1998.
- Marx W. Systematische Philosophie - keine graue Utopie, sondern unverzichtbare Grundlagenperspektive von philosophischer Arbeit. In: Wiener Jahrbuch für Philosophie. Bd. 42. New Acad. Press; 2010. S. 265-275.