Критика одного разума. О системном единстве трех «Критик»
- Авторы: Бунте М.1
-
Учреждения:
- Университет Вупперталя
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024): ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- Страницы: 688-696
- Раздел: ПОСТНЕОКАНТИАНСТВО
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/40984
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2024-28-3-688-696
- EDN: https://elibrary.ru/YLZAMI
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Среди исследователей до сих пор существуют разногласия по вопросу о замысле, единстве и связности философии Канта. Учитывая временную дистанцию до Канта, такое положение дел столь же удивительно, сколь и неудовлетворительно. Поэтому тем более приятно, что в исследованиях Канта наметилось новое движение, особенно в результате последних научных работ, а также благодаря повторному открытию более ранних работ, что дает надежду на то, что на некоторые фундаментальные вопросы кантовской философии действительно можно найти ответ. Это относится и к вопросу о единстве и структуре трех критических работ, о которых пойдет речь в этой статье. В центре этой темы находится тезис о том, что три критики, взятые вместе, отвечают или пытаются ответить на основную задачу всеобъемлющей критики чистого разума, а именно: утвердить разум в качестве конечного и самоосновополагающего принципа всего опыта. Сама по себе каждая из трех критик представляет собой необходимый момент более всеобъемлющего движения обоснования, которое критика в целом проходит трижды. В каждом из этих отрывков он сталкивается с апориями, которые уже не могут быть разрешены с его соответствующей точки зрения, но приводят к необходимой последовательной точке зрения. Порядок критики разума следует классической доктрине трансцендентализма. Так, разум в теоретическом плане образует принцип систематического единства, в практическом - принцип объективной обоснованности, то есть истинности, а в размышлении о всеобщности единой причины, лежащей в основе обеих форм разума, - принцип совершенства. Отсюда «Критика чистого разума» в целом должна вернуться к своему началу, а именно к изложению своих предпосылок. Тот факт, что сам Кант не завершил свою систему, не должен быть поводом для сожаления, а скорее должен побуждать философствовать с Кантом, а не о нем.
Ключевые слова
Об авторах
Мартин Бунте
Университет Вупперталя
Автор, ответственный за переписку.
Email: MartinBunte@yahoo.de
ORCID iD: 0009-0009-2609-7414
доктор философии
Германия, 42119, Вупперталь, Гауссштрассе, 20Список литературы
- Zeidler KW. Kritische Dialektik und Transzendentalontologie. Der Ausgang des Neukantianismus und die post-neukantianische Systematik R. Hönigswalds, W. Cramers, B. Bauchs, H. Wagners, R. Reiningers und E. Heintels. Bonn: Bouvier; 1995.
- Zeidler KW. Vernunft und Letztbegründung. In: Grundlegungen. Zur Theorie der Vernunft und Letztbegründung. Wien: Ferstl und Perz; 2016. S. 11-60.
- Kant I. Kritik der reinen Vernunft. Hamburg: Meiner; 1998.
- Bunte M. Erkenntnis und Funktion. Zur Vollständigkeit der Urteilstafel und Einheit des kantischen Systems. Berlin: De Gruyter; 2016.
- Kant I. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten. Hamburg: Meiner; 1999.
- Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. Hamburg: Meiner; 1990.
- Kant I. Kritik der Urteilskraft. Hamburg: Meiner; 2006.
- Kant I. Logik. In: Gesammelte Schriften. Band IX. Berlin: Georg Reimer; 1900.