Критика фундаментализма Дьюи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Религиозный фундаментализм продолжает вызывать огромную озабоченность после трагедии 11 сентября, поскольку в этом злодеянии участвовали многочисленные экстремистские группы, в том числе исповедующие религиозный фундаментализм. Эта ужасная трагедия заставила всех граждан мира осознать экзистенциальную угрозу, исходящую от этих организаций. Их существование вызывает бурные дискуссии в различных областях, в том числе в академической сфере, в которой главный вопрос состоит в выяснении того, «что заставляет эти группы действовать беспощадно и бесчеловечно». Помимо политического материала, их экстремизм подпитывается особым подходом к доктринам или догмам, учениям, идеологиям и религиозным традициям веры, которые они исповедуют. Методология, используемая фундаменталистами при подходе к своим религиозным текстам и традициям, является одной из основных проблем в исследовании религиозного фундаментализма. Эта методология относится к авторитарному методу, который влечет за собой два важных вопроса. Почему фундаменталисты считают свои религиозные доктрины и догмы непогрешимыми и неоспоримыми? Почему они полагают, что все остальные знания и ценности подчинены их религиозным текстам? Этот философский анализ направлен на исследование и оценку недостатков авторитарного метода в рамках фундаментализма, противопоставляя его экспериментальному или научному методу Дьюи и соединяя эти два метода с «рефлексивным методом», постулируемым автором.

Об авторах

Едуардус Леманто

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lemanto@yahoo.com
аспирант, кафедра социальной философии Российская Федерация, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Lemanto E. Fundamentalism: a Religious Cognitive Bias? A Philosophical Discourse of Religious Fundamentalism. RUDN Journal of Philosophy. 2023;27(1):163-174. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-1-163-174
  2. Wood RW, Hill PC, Williamson WP. The Psychology of Religious Fundamentalism. New York, London: The Guilford Press; 2005.
  3. Wittgenstein L. Lectures & Conversation: on Aesthetics, Psychology and Religious Belief. Barret C, editor. Berkeley and Los Angeles: University of California Press; 1967.
  4. Kierkegaard S. Concluding Unscientific Postscript to the Philosophical Crumbs. Hannay A, editor and transl. Cambridge: Cambridge University Press; 2009.
  5. Arnswald U, editor. In Search of Meaning: Ludwig Wittgenstein on Ethics, Mysticism and Religion. Karlsruhe: Universitätsverlag Karlsruhe; 2009.
  6. James W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature. London and New York: Routledge; 2002.
  7. Hickman LA. Pragmatism as Post-Postmodernism: Lessons from John Dewey. New York: Fordham University Press; 2007.
  8. Dewey J. A Common Faith. USA: Yale University Press; 1934.
  9. Dewey J. Experience and Nature. London: George Allen & Unwin, LTD; 1929.
  10. Rahman F. Revival and Reform in Islam: A Study of Islamic Fundamentalism. Oxford: Oneworld Publication; 2000.
  11. Dewey J. The Influence of Darwin on Philosophy. New York: Henry Holt and Company; 1910.
  12. Madan TN. Religious Pluralism: Perspectives from Gandhi and Indian Islam. India International Centre Quarterly. 2014;41(1):153-63. Available from: http://www.jstor.org/stable/44733580 (accessed: 02.02.2023).
  13. Fesmire S. John Dewey and Moral Imagination. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press; 2003.
  14. Stuckrad Kv. The Scientification of Religion: An Historical Study of Discursive Change, 1800-2000. Boston/Berlin: Walter de Gruyter Inc.; 2014.

© Леманто Е., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах