Философия ландшафта в модели социокультурного развития Фёдора Степуна

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализ значения географических особенностей в бытии социума - важнейший исследовательский вектор в изучении социально-философских учений. В традицию концептуализации значения географии в истории России большой вклад внесли С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Ф.А. Степун в русле развития связи географических условий и социальных практик разработал философию ландшафта, которую успешно интегрировал в собственное социально-философское учение. Предпринятый в настоящем исследований анализ позволит установить важнейшие принципы социальной философии Степуна, выявить особенности его аргументации, используемые им для обоснования механизма социокультурного развития. Сравнение ландшафта Европы и России - это излюбленный приём Степуна, чтобы акцентировать внимание на формируемых в разных природных условиях совершенно различных систем социальных практик. Оппозиция ограниченное/безграничное становится фундаментом философии ландшафта Степуна. Он устанавливает корреляцию между величиной природного пространства и идентификацией отдельного человека в качестве участника социума. Степун отмечает, что религия играет определяющую роль в формировании социального бытия, поскольку обеспечивает единство общества, без которого невозможно включение географического пространства в социальные практики. Религия из множества индивидов и коллективных образований формирует коллективного социального субъекта, а из их разноплановой деятельности - единую традицию: культуру, имеющую собственную стратегию социального освоения ландшафта. Утрата функциональности религии в качестве инструмента социального единения, по мнению Степуна, приводит в перспективе к гибели культуры. В условиях российского безграничного пространства обеспечить социальное единство и таким образом инкорпорировать ландшафт в бытие социума поможет православная политика. Благодаря православной политике возможно эффективное включение российского ландшафта в систему хозяйства.

Об авторах

Михаил Юрьевич Загирняк

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Автор, ответственный за переписку.
Email: MZagirnyak@kantiana.ru
ORCID iD: 0000-0003-4024-0044

доктор философских наук, научный сотрудник, Образовательно-научный кластер «Институт образования и гуманитарных наук»

Российская Федерация, 236016, Калининград, ул. А. Невского, д. 14

Список литературы

  1. Декарт Р. Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть // Сочинения в 2 т.: Т. 1. М. : Мысль, 1989. С. 461—480.
  2. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. : Наука, 1977.
  3. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 157—733.
  4. Соловьёв С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1—2. М. : Мысль, 1988.
  5. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. М. : Мысль, 1987.
  6. Мустафин А.А. Философия геосоциологии и ее современное методологическое значение. М. : Русайнс, 2018.
  7. Замятин Д.Н. В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств: Эссе. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2011.
  8. Загирняк М.Ю. Индивид и общество в философии неокантианства русского зарубежья. Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2021.
  9. Степун Ф.А. Мысли о России // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 201—398.
  10. Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта // Труды и дни. 1912. № 2. С. 52—56.
  11. Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 804—807.
  12. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы // Бердяев Н.А., Букшан Я.Н., Степун Ф.А., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М. : Берег, 1922. С. 5—33.
  13. Szczukin W.G. European landscapes and civilizations of great plains (F.A. Stepun) // Studia Litteraria Universitatis Iagellonicae Cracoviensis. 2008. № 3. P. 145—162.
  14. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1. СПб. : Книгоиздательское товарищество Просвещение, 1904.
  15. Степун Ф.А. Идея России и форма её раскрытия // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 496—503.
  16. Шпенглер О. Годы решений // Политические произведения. М. : Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. С. 45—221.
  17. Щукин В.Г. От метафизики ландшафта к феноменологии нации. Ф.А. Степун об особенностях русской культуры // Федор Августович Степун / под ред. В.К. Кантора. М. : РОССПЭН, 2012. C. 55—74.
  18. Степун Ф.А. Путь творческой революции // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 425—433.
  19. Степун Ф.А. О человеке «Нового града» // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 443—452.
  20. Степун Ф.А. Чаемая Россия // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 515—533.
  21. Степун Ф.А. О свободе // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 534—554.
  22. Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 557—564.
  23. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 583—595.
  24. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 565—582.
  25. Степун Ф.А. Нация и национализм // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 940—944.
  26. Загирняк М.Ю. Специфика обоснования социальных феноменов в философии культуры Фёдора Степуна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. C. 85—92. https://doi.org/10.17223/1998863X/52/9
  27. Степун Ф.А. Христианство и политика // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 399—422.

© Загирняк М.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах