Философия ландшафта в модели социокультурного развития Фёдора Степуна
- Авторы: Загирняк М.Ю.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 27, № 3 (2023): «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ
- Страницы: 713-725
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/36057
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-3-713-725
- EDN: https://elibrary.ru/FFESYM
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализ значения географических особенностей в бытии социума - важнейший исследовательский вектор в изучении социально-философских учений. В традицию концептуализации значения географии в истории России большой вклад внесли С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Ф.А. Степун в русле развития связи географических условий и социальных практик разработал философию ландшафта, которую успешно интегрировал в собственное социально-философское учение. Предпринятый в настоящем исследований анализ позволит установить важнейшие принципы социальной философии Степуна, выявить особенности его аргументации, используемые им для обоснования механизма социокультурного развития. Сравнение ландшафта Европы и России - это излюбленный приём Степуна, чтобы акцентировать внимание на формируемых в разных природных условиях совершенно различных систем социальных практик. Оппозиция ограниченное/безграничное становится фундаментом философии ландшафта Степуна. Он устанавливает корреляцию между величиной природного пространства и идентификацией отдельного человека в качестве участника социума. Степун отмечает, что религия играет определяющую роль в формировании социального бытия, поскольку обеспечивает единство общества, без которого невозможно включение географического пространства в социальные практики. Религия из множества индивидов и коллективных образований формирует коллективного социального субъекта, а из их разноплановой деятельности - единую традицию: культуру, имеющую собственную стратегию социального освоения ландшафта. Утрата функциональности религии в качестве инструмента социального единения, по мнению Степуна, приводит в перспективе к гибели культуры. В условиях российского безграничного пространства обеспечить социальное единство и таким образом инкорпорировать ландшафт в бытие социума поможет православная политика. Благодаря православной политике возможно эффективное включение российского ландшафта в систему хозяйства.
Ключевые слова
Об авторах
Михаил Юрьевич Загирняк
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: MZagirnyak@kantiana.ru
ORCID iD: 0000-0003-4024-0044
доктор философских наук, научный сотрудник, Образовательно-научный кластер «Институт образования и гуманитарных наук»
Российская Федерация, 236016, Калининград, ул. А. Невского, д. 14Список литературы
- Декарт Р. Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть // Сочинения в 2 т.: Т. 1. М. : Мысль, 1989. С. 461—480.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М. : Наука, 1977.
- Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 157—733.
- Соловьёв С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1—2. М. : Мысль, 1988.
- Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. М. : Мысль, 1987.
- Мустафин А.А. Философия геосоциологии и ее современное методологическое значение. М. : Русайнс, 2018.
- Замятин Д.Н. В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств: Эссе. СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2011.
- Загирняк М.Ю. Индивид и общество в философии неокантианства русского зарубежья. Калининград : Издательство БФУ им. И. Канта, 2021.
- Степун Ф.А. Мысли о России // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 201—398.
- Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта // Труды и дни. 1912. № 2. С. 52—56.
- Степун Ф.А. К феноменологии ландшафта // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 804—807.
- Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы // Бердяев Н.А., Букшан Я.Н., Степун Ф.А., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М. : Берег, 1922. С. 5—33.
- Szczukin W.G. European landscapes and civilizations of great plains (F.A. Stepun) // Studia Litteraria Universitatis Iagellonicae Cracoviensis. 2008. № 3. P. 145—162.
- Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1. СПб. : Книгоиздательское товарищество Просвещение, 1904.
- Степун Ф.А. Идея России и форма её раскрытия // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 496—503.
- Шпенглер О. Годы решений // Политические произведения. М. : Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. С. 45—221.
- Щукин В.Г. От метафизики ландшафта к феноменологии нации. Ф.А. Степун об особенностях русской культуры // Федор Августович Степун / под ред. В.К. Кантора. М. : РОССПЭН, 2012. C. 55—74.
- Степун Ф.А. Путь творческой революции // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 425—433.
- Степун Ф.А. О человеке «Нового града» // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 443—452.
- Степун Ф.А. Чаемая Россия // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 515—533.
- Степун Ф.А. О свободе // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 534—554.
- Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 557—564.
- Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 583—595.
- Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 565—582.
- Степун Ф.А. Нация и национализм // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 940—944.
- Загирняк М.Ю. Специфика обоснования социальных феноменов в философии культуры Фёдора Степуна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 52. C. 85—92. https://doi.org/10.17223/1998863X/52/9
- Степун Ф.А. Христианство и политика // Сочинения. М. : РОССПЭН, 2000. С. 399—422.