Феликс Нёггерат о Канте: трансцендентальный синтез как принцип системообразования
- Авторы: Видебах Х.1
-
Учреждения:
- Выпуск: Том 27, № 3 (2023): «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ
- Страницы: 598-613
- Раздел: «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» КАНТА И ВАРИАНТЫ ЕЕ ПРОЧТЕНИЯ ФИЛОСОФАМИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/36050
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-3-598-613
- EDN: https://elibrary.ru/GUQRHL
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вальтер Беньямин называл Феликса Нёггерата (1885-1960) «универсальным гением» или просто «гением». В своем трактате 1916 года «Синтез и концепция системы в философии» Нёггерат предложил оригинальное и радикальное прочтение кантовской концепции синтеза. Он осмеливается противопоставить мысль несоизмеримости атеоретического бытия. Связь между логикой и несоизмеримостью - это то, что он называет рационализмом. В противоречие с этим утверждением любая попытка исключить атеоретическое бытие из сферы логики является антирационализмом. Нёггерат развивает это в глубоком обсуждении и модификации эпистемологических позиций, особенно позиций Марбургской школы и Германа Когена. Нёггерат конструирует понятие философской системы с помощью трех таблиц трансцендентальных суждений, категорий и принципов Канта в «Критике чистого разума». Известно, что каждая из этих таблиц содержит 12 отдельных элементов в четырех группах по три в каждой. Для с истематического деления определяющей является третья группа под названием «Отношение». Каждому виду отношений Нёггерат отводит одну системную часть. По его убеждению, категориальное отношение должно быть связано с этикой, гипотетическое - с логикой, а дизъюнктивное - с эстетикой. В результате меняется классическая последовательность, начиная с логики. И получается такой порядок членов: а) этика, б) логика, в) эстетика. В логической схеме Нёггерата решающую роль играют конкретные математические понятия метагеометрии. По его мнению, философия может напоминать их точность в построении жизнеспособной концепции бесконечного. Предпосылкой является то, что философия сама не ведет себя математически, а идет своим собственным путем, на критическом расстоянии от «специализированного, деятельного мышления» математики.
Об авторах
Хартвиг Видебах
Автор, ответственный за переписку.
Email: wiedebach@posteo.de
доктор философских наук, независимый исследователь Геппинген, Германия
Список литературы
- Noeggerath F. Synthesis und Systembegriff in der Philosophie. Ein Beitrag zur Kritik des Antirationalismus (Mit zwei Excursen: ‘Über den Urteilscharakter der Metageometrie’ und ‘Über den Platonischen Begriff des μεταξυ’) [dissertation]. Erlangen; 1916.
- Noeggerath F. Synthesis und Systembegriff in der Philosophie. Wiedebach H, Fenves P, editors. New York: Peter Lang; 2023.
- Scholem G. Walter Benjamin und Felix Noeggerath. In: Walter Benjamin und sein Engel. Vierzehn Aufsätze und kleine Beiträge. Tiedemann R, editor. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1983. P. 78-127.
- Deuber-Mankowsky A. Der frühe Walter Benjamin und Hermann Cohen. Jüdische Werte, kritische Philosophie und vergängliche Erfahrung. Berlin: Vorwerk; 2000. P. 38-48.
- Tagliacozzo T. Esperienza e compito infinito nella filosofia del primo Benjamin. Macerata: Qodlibet; 2003. P. 253-295.
- Fenves P. Über das Programm der kommenden Philosophie. In: Benjamin-Handbuch. Leben-Werk-Wirkung. Lindner B et al., editors. Sonderausgabe, Stuttgart/Weimar: Metzler; 2011. P. 134-150.
- Hartmann F, Heimsoeth R, editors. Nicolai Hartmann und Heinz Heimsoeth im Briefwechsel. Bonn: Bouvier; 1978.
- Croce B. Logik als Wissenschaft vom reinen Begriff. Noeggerath F, transl. In: Gesammelte philosophische Schriften in deutscher Übertragung. Reihe 1. Philosophie des Geistes. Bd. 2. Tübingen: J. C. B. Mohr; 1930.
- Benjamin W. Gesammelte Schriften. Vol. 3. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1972.
- Noeggerath F. Das Fenster: eigener Bericht des ehemaligen Korvettenkapitäns von Silhouet über seinen Aufenthalt in einer fremden Stadt. Fischer JM, editor. In: Vergessene Autoren der Moderne 23. Siegen: Univ. Siegen; 1986.
- Benjamin W. Schriften. In 2 vols. Adorno ThW, Adorno G, editors. Frankfurt am Main: Suhrkamp; 1955.
- Opitz M. Literaturkritik. In: Benjamin-Handbuch. Leben-Werk-Wirkung. Lindner B et al., editors. Sonderausgabe, Stuttgart/Weimar: Metzler; 2011. P. 311-332.
- Noeggerath F. Die Gedichte. Nürnberg: Hans Carl; 1961.
- Noeggerath F. Über das Unzeitgemässe der abstrakten Kunst. Merkur. 1951;5(45):1005-1019.
- Moufang W. Magier, Mächte und Mysterien. Handbuch übersinnlicher Vorgänge und deren Deutung. Heidelberg: Keyser; 1954.
- Goethe JW. Analyse und Synthese. In: Goethes Werke, hrsg. im Auftrage der Großherzogin Sophie von Sachsen. Section II. Vol. 11. Pt. 1. Weimar: Böhlau; 1893. P. 71-72.
- Natorp P. Die Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig/Berlin: B. G. Teubner; 1910.
- Natorp P. Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Tübingen: Mohr; 1912.
- Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. In: Werke. Vol. 6. Hildesheim: Olms; 1977.
- Cohen H. Ethik des reinen Willens. In: Werke. Vol. 7. Hildesheim: Olms; 1981.
- Cohen H. Ästhetik des reinen Gefühls I. In: Werke. Vol. 8. Hildesheim: Olms; 1982.
- Wellstein J. Grundlagen der Geometrie. In: Wellstein J, Weber H. Enzyklopädie der Elementar-Mathematik. Vol. 2: Elemente der Geometrie. Leipzig/Berlin: B. G. Teubner; 1915. P. 33-54.
- Kant I. Critique of Pure Reason. United Kingdom: Cambridge University Press; 1998.