Фундаментализм: религиозное когнитивное предубеждение? Философский дискурс религиозного фундаментализма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время фундаментализм является одним из самых распространенных социальных феноменов. Есть два основных подхода в его понимании. Первый опирается на тех, кто воспринимает фундаментализм как движение воинствующего благочестия, присутствующее почти в любой религии, и поэтому фундаментализм не обязательно отождествляется с насилием. Второй - на тех, кто классифицирует фундаментализм как политическое движение, имеющее целью мировую власть, и поэтому оно подвержено превращению в насильственное движение. Внимательно изучив эти две точки зрения, я попытаюсь предложить несколько гипотетических вопросов. Является ли фундаментализм обычным явлением и общей чертой почти любой религии? Ответ положительный. Идентичен ли фундаментализм насильственному движению? Ответ отрицательный. Значит ли это, что фундаментализм совершенно не связан с насильственными движениями? Ответ отрицательный. Если фундаментализм не идентичен насильственным движениям, но многие фундаменталисты также могут оказаться виновниками того, что называется религиозным насилием или насилием во имя религии, то какие аргументы можно привести, чтобы удостовериться, что фундаментализм, как одна из наиболее серьезных социальных проблем нашего поколения, больше не может игнорироваться? Эта статья направлена на изучение фундаментализма с помощью эпистемологического и аксиологического критицизма, а также на исследование того, что в определенном спектре фундаментализм является формой религиозного когнитивного и поведенческого предубеждения, и его следует рассматривать одновременно и как движение воинствующего благочестия, и как политическое движение.

Об авторах

Едуардус Леманто

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lemanto@yahoo.com
аспирант кафедры социальной философии Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism. Berkeley: University of California Press; 1998.
  2. Barr J. Escaping from Fundamentalism. London: SCM Press; 1984.
  3. Grand S. What is Religious Fundamentalism? 2012 Feb 22. Available from: https://www.brookings.edu/events/what-is-religious-fundamentalism/ (accessed: 25.05.22).
  4. Armstrong K. Battle for God. New York: Alfred A. Knopf; 2000.
  5. Maarif AS. Politik Identitas dan Masa Depan Pluralisme Kita. Jakarta: PUSAD Yayasan Wakaf Paramadina; 2010.
  6. Weinberg L, Pedahzur A. Religious Fundamentalism and Political Extremism. Portland: Frank Cass Publisher; 2004.
  7. Marcovitz H. Religious Fundamentalism. San Diego: ReferencePoint Press; 2010.
  8. Wood RW, Hill PC, Williamson WP. The Psychology of Religious Fundamentalism. New York, London: The Guilford Press; 2005.
  9. Schirrmacher T. Fundamentalism: When Religion becomes Dangerous. Bonn: Verlag fur Kultur and Wissenschaft-Culture and Science Publication; 2013.
  10. Murphy N. Beyond Liberalism and Fundamentalism: How Modern and Postmodern Philosophy Set the Theological Agenda. Harrisburg-Pennsylvania: Trinity Press International; 2007.
  11. Phillips DZ. Wittgenstein and Religion. New York: Palgrave Macmillan; 1993.
  12. Plant B. Wittgenstein, Religious “Passion” and Fundamentalism. The Journal of Religious Ethics. 2013;41(2):280-309. https://doi.org/10.1111/jore.12014
  13. Adam RM. Kierkegaard’s Arguments Against Objective Reasoning in Religion. The Monist - Philosophy and Religion in the 19th Century. 1977;60(2):228-243. https://doi.org/10.5840/monist19776023
  14. Amman M, Meloy JR. Stochastic Terrorism: A Linguistic and Psychological Analysis. Perspectives on Terrorism. 2021;15(5):2-13.
  15. Singh J. The Emir of Katibah Nusantara: Bahrumsyah. Journal of Counter Terrorist Trends and Analyses. 2016;8(11):4-7.
  16. Singh B. The Revival of Al Qaeda’s Affiliate in Southeast Asia: the Jemaah Islamiyah. Journal of Counter Terrorist Trends and Analyses. 2017;9(5):5-8.

© Леманто Е., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах