Философия сознания: введение
- Авторы: Васильев В.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 26, № 4 (2022): ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
- Страницы: 735-739
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/33094
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-4-735-739
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вступительная статья В.В. Васильева, приглашенного редактора номера, к тематической рубрике «Философия сознания», предлагает общую постановку вопроса о проблеме исследования сознания сегодня, дает краткий обзор представленных в номере статей, и очерчивает горизонт развития и междисциплинарных, и философских исследований сознания.
Ключевые слова
Полный текст
Трудно спорить, что исследования сознания — это такая область, которая мало кого может оставить равнодушным. Она интересна не только самим исследователям, но и тем, кто смотрит на них со стороны. Хотя тут бывают и весьма специфические интересы. Философов, к примеру, может интересовать вопрос, вправе ли они в наши дни тоже заниматься проблемой сознания, или современным философам скорее уготована роль внешних наблюдателей.
Дело в том, что экспериментальные науки активно вытесняют философию из области исследований сознания. Ученые смело рассуждают о сознании с привычных им позиций. Любопытно, однако, что это делают не только сами ученые, но и перешедшие на их сторону философы. К философам, кстати, экспериментальные исследователи сознания относятся позитивно. Они говорят, что философы дают им полезный инструментарий в виде дефиниций, дистинкций, вопросов и т.п. Могут они позитивно относиться и к попыткам философов интерпретировать полученный учеными экспериментальный материал, хотя многие из них после определенной философской подготовки и сами прекрасно с этим справляются. Так или иначе, но у многих складывается впечатление, что в XXI веке философия сознания может играть в лучшем случае служебную роль в его исследовании.
Статьи по философии сознания, представленные в этом издании, могут служить иллюстрацией сказанного. Это интересные, даже увлекательные тексты, имеющие, между тем, несмотря на их разнообразие, одну общую черту: все они заходят к проблеме сознания со стороны наук. И. В. Черепанов заходит к проблеме сознания со стороны квантовой физики, а П. Н. Барышников — со стороны информационной науки. Статья И. Ф. Михайлова словно бы откликается на эти настроения и предлагает обзор новейших экспериментальных теорий сознания. В статье А. Жудиной о нейрофилософии Г. Нортхоффа обсуждается проект объяснения феноменов сознания нейронаукой.
Ознакомившись с перечисленными статьями, читатель поэтому не только узнает много интересных фактов, но и проникнется духом современных исследований сознания, в том числе философских. Стоит, правда, заметить, что на вопрос о соотношении философии и экспериментальных наук о сознании можно смотреть и иначе. При этом ином взгляде философия окажется не на периферии, а в центре всей области исследований сознания. Эта позиция проистекает из различения трудной и легких проблем сознания, предложенного в конце XX века Д. Чалмерсом. Легкие проблемы сознания, решаемые методами экспериментальных наук, словно бы вращаются вокруг трудной проблемы сознания, разрешить которую по силам лишь философам.
Трудная проблема сознания — это проблема субъективного опыта, наших приватных переживаний. Ее можно рассматривать как заострение более широкой проблемы «сознание — тело», которая в свою очередь является вопросом об онтологическом статусе сознания, понятого как внутренний мир, совокупность квалиа, «феноменальное сознание» (проблема сознания в смысле «сознания доступа», описываемого метафорой глобального рабочего пространства и соотнесенного с обыденным пониманием сознания, относится к числу легких проблем).
Проблема «сознание — тело», распадающаяся на ряд более конкретных вопросов, решение каждого из которых позволяет продвигаться в решении этой общей проблемы (к их числу можно отнести вопросы о том, является ли сознание физическим, порождается ли оно мозгом, является ли оно супервентным на мозге, влияет ли оно на поведение, а также вопрос том, почему оно вообще существует и т.п.), может быть истолкована как предметное ядро философии сознания. И изучаться это ядро может кабинетными методами, т.е. прежде всего методом концептуального анализа. Срединную область философии сознания в таком случае будут составлять вопросы о структуре сознания, такие как вопрос об интенциональности сознания, о сознании доступа, самосознании и т.п. В этой части присутствие экспериментального материала может быть более заметным. Наконец, периферией философии сознания окажутся междисциплинарные темы, включающие в том числе интерпретации экспериментальных данных других наук о сознании.
Значимость подобных интерпретаций велика. Но не надо забывать, что философия сознания может не исчерпываться такими толкованиями. Она может говорить о сознании и собственным голосом. Более того, не исключено, что только при этом условии ее по-настоящему услышат.
Об авторах
Вадим Валерьевич Васильев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim.v.vasilyev@gmail.com
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4