Философия сознания: введение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вступительная статья В.В. Васильева, приглашенного редактора номера, к тематической рубрике «Философия сознания», предлагает общую постановку вопроса о проблеме исследования сознания сегодня, дает краткий обзор представленных в номере статей, и очерчивает горизонт развития и междисциплинарных, и философских исследований сознания.

Полный текст

Трудно спорить, что исследования сознания — это такая область, которая мало кого может оставить равнодушным. Она интересна не только самим исследователям, но и тем, кто смотрит на них со стороны. Хотя тут бывают и весьма специфические интересы. Философов, к примеру, может интересовать вопрос, вправе ли они в наши дни тоже заниматься проблемой сознания, или современным философам скорее уготована роль внешних наблюдателей.

Дело в том, что экспериментальные науки активно вытесняют философию из области исследований сознания. Ученые смело рассуждают о сознании с привычных им позиций. Любопытно, однако, что это делают не только сами ученые, но и перешедшие на их сторону философы. К философам, кстати, экспериментальные исследователи сознания относятся позитивно. Они говорят, что философы дают им полезный инструментарий в виде дефиниций, дистинкций, вопросов и т.п. Могут они позитивно относиться и к попыткам философов интерпретировать полученный учеными экспериментальный материал, хотя многие из них после определенной философской подготовки и сами прекрасно с этим справляются. Так или иначе, но у многих складывается впечатление, что в XXI веке философия сознания может играть в лучшем случае служебную роль в его исследовании.

Статьи по философии сознания, представленные в этом издании, могут служить иллюстрацией сказанного. Это интересные, даже увлекательные тексты, имеющие, между тем, несмотря на их разнообразие, одну общую черту: все они заходят к проблеме сознания со стороны наук. И. В. Черепанов заходит к проблеме сознания со стороны квантовой физики, а П. Н. Барышников — со стороны информационной науки. Статья И. Ф. Михайлова словно бы откликается на эти настроения и предлагает обзор новейших экспериментальных теорий сознания. В статье А. Жудиной о нейрофилософии Г. Нортхоффа обсуждается проект объяснения феноменов сознания нейронаукой.

Ознакомившись с перечисленными статьями, читатель поэтому не только узнает много интересных фактов, но и проникнется духом современных исследований сознания, в том числе философских. Стоит, правда, заметить, что на вопрос о соотношении философии и экспериментальных наук о сознании можно смотреть и иначе. При этом ином взгляде философия окажется не на периферии, а в центре всей области исследований сознания. Эта позиция проистекает из различения трудной и легких проблем сознания, предложенного в конце XX века Д. Чалмерсом. Легкие проблемы сознания, решаемые методами экспериментальных наук, словно бы вращаются вокруг трудной проблемы сознания, разрешить которую по силам лишь философам.

Трудная проблема сознания — это проблема субъективного опыта, наших приватных переживаний. Ее можно рассматривать как заострение более широкой проблемы «сознание — тело», которая в свою очередь является вопросом об онтологическом статусе сознания, понятого как внутренний мир, совокупность квалиа, «феноменальное сознание» (проблема сознания в смысле «сознания доступа», описываемого метафорой глобального рабочего пространства и соотнесенного с обыденным пониманием сознания, относится к числу легких проблем).

Проблема «сознание — тело», распадающаяся на ряд более конкретных вопросов, решение каждого из которых позволяет продвигаться в решении этой общей проблемы (к их числу можно отнести вопросы о том, является ли сознание физическим, порождается ли оно мозгом, является ли оно супервентным на мозге, влияет ли оно на поведение, а также вопрос том, почему оно вообще существует и т.п.), может быть истолкована как предметное ядро философии сознания. И изучаться это ядро может кабинетными методами, т.е. прежде всего методом концептуального анализа. Срединную область философии сознания в таком случае будут составлять вопросы о структуре сознания, такие как вопрос об интенциональности сознания, о сознании доступа, самосознании и т.п. В этой части присутствие экспериментального материала может быть более заметным. Наконец, периферией философии сознания окажутся междисциплинарные темы, включающие в том числе интерпретации экспериментальных данных других наук о сознании.

Значимость подобных интерпретаций велика. Но не надо забывать, что философия сознания может не исчерпываться такими толкованиями. Она может говорить о сознании и собственным голосом. Более того, не исключено, что только при этом условии ее по-настоящему услышат.

×

Об авторах

Вадим Валерьевич Васильев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim.v.vasilyev@gmail.com
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной философии Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

Список литературы


© Васильев В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах