Образование и телесность: вклад философии спорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тематика телесности активно обсуждается в образовании. Автор задается целью очертить круг вопросов, которые могут быть рассмотрены в философии спорта, и которые могли бы способствовать плодотворному диалогу с философией образования. Отмечается, что философия образования может извлечь пользу из размышлений о телесности и человеческом движении, а именно из областей спорта и игр. В статье представлена философия спорта как область исследований, в которой рассматривается проблематика человеческих движений в спорте и играх. Выделяются элементы, которые не являются специфическими для указанных практик, и способствуют рефлексии по разным направлениям. Исследуется опыт телесности и диалогическое измерение человеческого движения на основе феноменологии М. Мерло-Понти; движение указывает на уникальный способ быть коммуникативным. В заключение автор рассматривает некоторые размышления об играх как опыте, который помогает задуматься об отношениях с другими людьми и окружающей средой. С данной точки зрения возможно определить ряд характеристик, значимых для понимания образования в сфере человеческого движения и игр, таких как опыт, диалог и выразительность. Размышления о человеческих движениях способны усилить роль телесности в образовании как коллективного опыта и признание выразительного потенциала тела в построении знаний.

Об авторах

Ана Кристина Циммерманн

Университет Сан-Паулу

Автор, ответственный за переписку.
Email: ana.zimmermann@usp.br

доцент

Brazil, São Paulo - SP, 05508-030, Av. Prof. Mello Moraes, 65

Список литературы

  1. O’Loughlin M. Paying attention to bodies in education: theoretical resources and practical suggestions. Educational Philosophy and Theory. 1998;30(3):474-487.
  2. Stolz SA. Embodied Learning. Educational Philosophy and Theory. 2015; 47(5):275-297.
  3. Selchenok AK, Berest VA. Corporeality and the self: dissolving borders with technology. RUDN Journal of Philosophy. 2019;23(3):302-311.
  4. Marcel G. Being and having. Reino Unido, Read Books; 2007.
  5. Mauss M. Sociology and Psychology: Essays by Marcel Mauss. [Trans. Brewster B]. London: Routledge and Kegan Paul; 1979. Р. 95-135.
  6. Merleau-Ponty M. Phenomenology of perception. London: Routledge; 2002 (1962).
  7. Todd S, Hoveid MH, Langmann E. Educating the Senses: Explorations in Aesthetics, Embodiment and Sensory Pedagogy. Studies in Philosophy and Education. 2021;(40):243-248. https://doi.org/10.1007/s11217-021-09776-7
  8. Assmann H. Paradigmas educacionais e corporeidade. Piracicaba: Unimep; 1995.
  9. Buber M. Between man and man. London: Routledge; 2002 (1947).
  10. Torres CR. The Bloomsbury Companion to the Philosophy of Sport. London, Bloomsbury Publishing; 2014.
  11. Breivik G. From ‘philosophy of sport’ to ‘philosophies of sports’? History, identity and diversification of sport philosophy. Journal of the Philosophy of Sport. 2019;46(3):301-320. https://doi.org/10.1080/00948705.2019.1660882
  12. Huizinga J. Homo ludens: A study of the play-element in culture. London: Routledge &Kegan Paul; 1949.
  13. Caillois R. Man, play and games. New York: The Free Press of Glencoe; 1961.
  14. UN. United Nations. Sport for Development and Peace: Towards Achieving the Millennium Development Goals. Report from the United Nations Inter-Agency Task Force on Sport for Development and Peace. New York: UN; 2003.
  15. Zimmermann AC, Morgan WJ. Play, Sport, and Dialogue as Pathways to Peace? Peace Review. 2020;32(4):434-440. https://doi.org/10.1080/10402659.2020.1921396
  16. Renson R. Safeguarding Ludodiversity: The Role of a Sport Museum in the Promotion and Protection of Movement Culture. In: Saura SC, Zimmermann AC, editors. Traditional Games. São Paulo: Editora Laços; 2016. Р. 159-194.
  17. Polanyi M. The tacit dimension. London: Routledge and Kegan Paul; 1966.
  18. Irobi E. O que eles trouxeram consigo: carnaval e persistência da performance estética africana na diáspora. Projeto História. 2012;(44):273-293.
  19. Zimmermann AC, Morgan WJ. The possibilities and consequences of understanding play as dialogue. Sport, Ethics and Philosophy. 2011;5(1):46-62. https://doi.org/10.1080/17511321.2010.511250
  20. Badiou A. Handbook of inaesthetics. Stanford, California: Stanford University Press; 2005.

© Циммерманн А.К., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах