Что такое философия образования?
- Авторы: Морган В.Д.1
-
Учреждения:
- Кардиффский университет
- Выпуск: Том 25, № 4 (2021): ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- Страницы: 565-573
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/29689
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-565-573
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается вопрос, что такое философия и как она соотносится с образованием. Современные академические подходы в философии ставят под сомнение теоретическую основу конкретных аспектов знания и человеческого опыта, включая образование. Это активная, а не пассивная или описательная дисциплина. Образование определяется аналогичным образом как процесс приобретения знаний, навыков (включая сбор эмпирических данных и рассуждений на их основе), культурных норм, ценностей и убеждений. Автор статьи рассматривает развитие современной философии образования с акцентом на концептуальный анализ. Отмечается, что с философской точки зрения образование - сознательное развитие зрелости, требующее способности к интеллектуальной и экономической автономии. Рассматриваются проблемы современной философии образования, в частности, вызовы постмодернизма и постправды в мире Интернета. Определяется необходимость сравнительных философских подходов, отличных от принятых в западном мире; в качестве потенциальных альтернатив предлагаются философская антропология и сравнительное образование. Автор замечает, что, хотя в настоящее время не существует консенсуса относительно того, как может быть разработана последовательная современная философия образования, анализ концепций, метафизических рассуждений и этики все же может стать основой для последовательной и обоснованной философии образования независимо от той или иной культурной среды.
Ключевые слова
Об авторах
В. Джон Морган
Кардиффский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: MorganJ74@cardiff.ac.uk
профессор Школы социальных наук, почетный профессор фонда Леверхьюм, Уэльский институт социально-экономических исследований
38 Park Place, Cardiff, CF10 3BB, Wales, United KingdomСписок литературы
- Barrow R. Greek and Roman Education. London: Macmillan Education; 1976.
- Wilkins AS. Roman Education. Cambridge: Cambridge University Press; 1914.
- Curtis SJ, Boultwood MEA. A Short History of Educational Ideas. 5th ed. London: HarperCollins Distribution Services; 1965.
- Rusk RR. Doctrines of the Great Educators [revised by Scotland J]. New York: St Martins Press, 1979. https://doi.org/10.1007/978-1-349-16075-4
- O’Hear A. History of the philosophy of education. In Honderich T, editor. The Oxford Companion to Philosophy. Oxford and New York: Oxford University Press; 1995. P. 213-216.
- Feuer LS. Ideology and the Ideologists. London: Routledge; 2010.
- Ellul J. Propaganda: The formation of men’s attitudes. New York: Vintage Books; 1973.
- Emmett ER. Learning to Philosophize. Harmondsworth, England: Penguin Books; 1970.
- Banda D, Morgan, WJ. Folklore as an instrument of education among the Chewa people of Zambia. International Review of Education. 2013;59(2):197-216. https://doi.org/10.1007/s1159-013-9353-5
- Polanyi M. The Tacit Dimension. Chicago, London: University of Chicago Press; 2009.
- Atkinson RF. Instruction and Indoctrination. In Archambault RD, editor. Philosophical Analysis and Education. London: Routledge and Kegan Paul; 1965.
- Blackburn S. The Oxford Dictionary of Philosophy. Oxford, New York: Oxford University Press; 1996.
- White JP. Indoctrination. In Peters RS, editor. The Concept of Education. 1967. P. 123-133.
- Morgan WJ. Marxism and moral education. Journal of Moral Education. Special Issue, Communism, Post-Communism, and Moral Education. 2005;34(4):391-398.
- White JP. Problems of the Philosophy of Education. In Honderich, T, editor. The Oxford Companion to Philosophy. Oxford, New York: Oxford University Press; 1995. P. 216-219.
- Bacon F. The Essays. London: Penguin Books; 1985.
- Wheen F. How Mumbo-Jumbo Conquered the World: A short history of modern delusions. London: Harper Perennial; 2004.
- Harris K. Marx, Althusser, Philosophy and Philosophy of Education: An opinion piece inspired by David Neilsen on ‘Reading Marx again’. PESA Agora. 2021. Available from: https://pesaagora.com/columns/marx-althusser-philosophy-and-philosophy-of-education/
- Bottomore T. The Frankfurt School. Chichester: Ellis Horwood; New York (N.Y): Tavistock Publications; 1984.
- Noddings N. Philosophy of Education. 4th ed. Boulder, CO: Westview Press; 2015.
- Freire P. The Pedagogy of the Oppressed. London: Penguin Modern Classics; 2017.
- Morgan WJ. Maoist ideology and education. In Morgan WJ, Gu Q, Li F, editors. Handbook of Education in China. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishers; 2017. P. 43-60.
- Rōsker JS, editor. Asian Studies. Confucianism and Education. Special Issue. Ljubljana, Slovenia. 2017; V(XXI), (2). https://doi.org/10.4312/as.2017.5.2
- Ladykowska A. The role of religious higher education in the training of teachers of Russian “orthodox culture”. European Journal of Education. 2012;47(1):92-103.
- Nasr SH. The Islamic Philosophers' Views on Education. Muslim Education Quarterly. 1984;2(4):5-16.
- Letseka M. In Defence of Ubuntu. Studies in Philosophy and Education. 2012; (31):47-60.
- Price K. What is a Philosophy of Education? In Burns HW, Brauner CJ. Philosophy of Education: Essays and Commentaries. New York: The Ronald Press Company; 1962. P. 56-66.