Спорт и современная культура

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная публикация представляет рукопись известного русско-литовского философа Василия Сеземана (1884-1963). Рукопись «Спорт и современная культура» - это текст из рукописного фонда Сеземана, который находится в Вильнюсском университете (F122-79). Эта рукопись - подготовительные заметки к статье Cеземана «Время, культура и тело. К познанию культурных задач современности», которая впервые увидела свет в 1931 г. в печатном издании евразийцев «Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Книга VII» (с. 147-190) под псевдонимом «В. Чухнин», а в 1935 г. опубликована на литовском языке под собственным именем. В исследовании «Время, культура и тело» Сеземан размышляет о таком объективирующем отношении к времени и телу, которое отчуждает их от самого человека. Сеземан утверждает, что время воспринимается как смысловое единство только тогда, когда оно рассматривается как рабочее время. Работа является такой целеполагающей деятельностью, которая ориентирована на достижение объективного результата в будущем. Погоня за целью помогает избежать ощущения пустоты времени, но одновременно отчуждает настоящее время. Погружаясь в деятельность, субъект преодолевает свою ограниченность и становится частью объективной культуры. Человек как бы прячется за объективированными результатами свой деятельности, чтобы избежать прямого столкновения со временем, так как это может привести к разрыву смысловых связей и к всеохватывающей скуке. Наряду с объективированным временем Сеземан исследует и феномен объективированного тела. Дело в том, что примитивный человек своему телу мог доверять больше, чем инструментам. В современной культуре тело постепенно теряет свое значение, так как его заменяет инструменты, машины и даже целые институты. Так центр культуры переносится в неподвластный субъекту мир вещей, в котором тело играет только вспомогательную роль. Преодоление отчуждения времени и тела возможно через самопознание и самообладание. Сеземан самообладание описывает как практическое умение и настрой, который он называет «присутствием духа». Человек в таком состоянии умеет находить себя, мобилизовать все силы, поддерживать внутреннее хладнокровие, спокойствие и равновесие духа.

Полный текст

К пояснению темы: речь не о просто о спорте, пользе спорта для здоровья (нерзб.) и не доказательство положения mens sana in corpora sano. Такое положение стало общим местом; если оно и истинно, от повторения превращается в пустой звук или же обернется в ложь.

Речь о спорте, как о знамении, характерном признаке современной культуры. Это вне сомнения его всенародный характер (Европа, Америка, Россия, Азия). Всеобщеe увлечение (во всех классах). Явление это разно оценивается.

  1. Положительно: американцы (как законодатели мод) — возрождение античной культуры (каллокогатии), гармония тела и духа.
  2. Отрицательно: сильный кулак, мышцы, быстрые ноги выше ценится чем художественные и научные дарования. Обычно герой дня: боксеры, пловцы, бегуны и прочие.

Сокрушенно говорят о варваризме современной культуры, падении ее: повсюду сказывается оправдание политики насилия, презрение к праву и гуманности и мода безнравственности (нерзб.)

Вопрос: насколько правомерны и обоснованы эти суждения? Необходимость (обязанность) отдать себе ясный отчет. Нельзя отмахнуться от этих вопросов. Интеллигентский смешок, симуляция превосходства, а на самом деле скрывает за собой ignoratio.

Начну с указания более общего признака: Руководящее значение движения во всех областях культуры. Динамизм. Не говоря уже о технике. Самодовлеющее значение: в смысле того явления, в котором полнее и ярче всего выражается содержание современной культуры и особенности ее духа.

  1. В искусстве:

а) Театр: новые течения — введение движения, пляски, акробатики. (Экспрессионизм). Кризис слова, отступание на второй план.
б) В живописи: новыe способы изображения движения (плакаты), триумф кинематографа: слова нет, чистое движение, новый вид искусства нарождается.
в) Музыка: динамика ритма, четкость и строгость его (не импрессионизм).

  1. Религия: новые оценки: культ обряда, действия (и в протестантизме).
  2. Мода: короткие юбки, танцы, их рапространение.
  3. Наконец и спорт (как движение, подвижность тела).

Все это свидетельствует о новом отношении к человеческому телу, которое особенно ярко сказывается в спорте: а с этим связан особый душевный-духовный строй человека; сдвиг в его внутреннем укладе. Для того, чтобы это понять и учесть нравы дня, необходимо представить себе отличительные особенности современной культуры, нового времени в широком смысле, культуры XIX века и посмотреть, какие тут происходит сдвиг — если сравнить эту культуру до войны и революции и после:

Краткая характеристика:

Сложность и дифференцированность этой культуры (по сравнению с предшествующими эпохами) во всех областях не только количественный рост, но и качественное осложнение. (Техника, наука, экономика, социальные и политические отношения, право). Разделение каждой отрасли на множество специальных тем. Объять всю культуру одному человеку — невозможно, не говоря уже о творческом участии в ней. Это значит: объективная (предметная) культура перерастает субъективную (личности). (Гибель индивида, народа несущественна для нее). Ибо развитие культуры — накопление ее благ отрываются от своего создателя, продолжают жить своей собственной жизнью. (Пример: художественное произведение, техническое изобретение, научная теория). Обладать ей может лишь тот, кто вновь воскрешает этот застывший в них разум (живая традиция ее значения). Вещи — это прошлое совершившего их духа; как таковое оно мертво для него. Чем они нам ближе, тем менее ощущается вложенная в них разумность. Отсюда: субъективная культура ориентируется на объективную. Обратное отношение — объективная культура давит отдельную личность, все больше ее себе подчиняет, лишает самостоятельности, самодовления. Рабство культурного человека.

а) Узкий профессионализм, специализированность своей профессии. Профессия обуславливает его положение в обществе. Его жизненный строй, привычки, вкусы, интересы, вид. (Пример: профессор, адвокат). Обезличение профессиональной оболочкой. Служение культуры, этим измеряется ценность личности. Культурный труд. Это характерная особенность буржуазной культуры, а потом уже трудового народа (кто не работает, да не ест).

б) Рост зависимости от других людей и окружающей среды и обстановки. Специалист не может обойтись без помощи других специалистов.

ц) Психофизическое разгружение собственного организма. Заряжает этим вещи [неразб.] Отсюда иное положение живого организма, тела в культуре. Роль тела, его выносливости, силы и ловкости в борьбе за существование первобытного человека больше, чем вещей (орудий). Тело его — основа объективной культуры. Поэтому здесь нет отрыва объективной культуры от ее носителя — субъекта.

Также как материальная и духовная [культура] живет в живом предании (навыках, культе, языке), естественно каждым усвояемом. Вся культура в пределах того, что возможно для человеческого организма. Культура в его власти, он ее хозяин. В каждый момент он довлеет себе. Он может ее актуализовать. С ростом и дифференциацией культуры роль и значение тела суживается, доводится до минимума. Первоначально рука вооружается; потом приводит в действие машину. И такова же участь отдельных органов тела — в общении с внешним миром. Тоже с психической деятельностью: память — письменность, фотография, граммофон. К тому же ведет и разделение труда: ср. работу ремесленника, первобытного человека и современного интеллигента, нефизического работника. Не орудия приспособляются к телу, а тело к самодовлеющей машине. Иное отношение между телом и интеллектом: Ум тела у первобытного человека. Умный глаз, руки у ремесленника. Умная голова, мозг у интеллигента. И ум в вещах, машинах, работающих на него. Овеществление культуры — развеществление ума.

Многозначные последствия.

Отсюда: отчужденность от тела, телесная беспомощность современного культурного человека. Не замечает его. Только в случае страданий [тело становится объектом внимания]. Расцвет медицины, гигиена (профилактические меры) — но не было физической культуры в настоящем смысле (как в древности, на востоке). Тело лишь материальная вещь, сложный механизм. Мало понятно (Питание, половые инстинкты — более интимная его чувственность). Культ болезней — подход c отрицательной стороны — болезнь — особое занятие, заполняющее жизнь. Независимость от тела и его органических возможностей — полная зависимость от вещей. Телесная беспомощность. А эта зависимость — есть и полная подвластность времени. Служение культурному труду. Осуществление его — длится. Работа настоящего продолжает и предполагает прошлое (уже отложившуюся часть труда) и направлена на будущее завершение. Непрерывный переход от прошлого к будущему; настоящее опирается на прошлое и живет предварением будущего. Это целое, в котором объединяются все три моменты времени. Настоящее никогда не довлеет себе (впряженность его в иерархию жизненных целей, индивидуальное и сверхиндивидуальное служение прогрессу. Не настоящему. Индивид подчинен сверхличному процессу во времени.) Поэтому и мобилизация культурных сил для работы не мгновенна как у первобытного человека, а требует времени. Не: omnia mea mecum porto. Быть готовым: не только напряжение воли и интеллекта, но сделать необходимые приготовления, чтобы актуализовать все то, что потенциально.

Менее всего он в настоящем, расчет на будущее. Эта погруженность во временность труда — создает особый склад ума: Ум обнаженный, ум расчетливый, ум задний, исходящий из прошлого. Не останавливается на настоящем. Поэтому его беспомощность перед настоящим — не переход от прошлого к будущему, а вот теперь. Растерянность. (лишь объясняет, и предупреждает по мере возможности). Там, где это невозможно, предпочитает закрывать глаза: отношение к смерти, в чем тут дело? Неожиданность и тайная тревога, его мучает страх. Завещание, обеспечение будущего, [нерзб.], омоложение, не предельная ситуация. Этому не противоречит и time is money — использование времени. Все это ради культуры труда, настоящее на службе будущего. И завершение труда не удовлетворяет — а что дальше? Глубокая недовольство современного человека. Тяготится рабством культуры. Заколдованный круг (из пламени в полымя). Стремление к освобождению. Он не только культурный труженик. Ирреальность жизни, обесценение настоящего. Стремление перенeсти центр жизни из вещей, объективной культуры, в самый субект, его творца. Ненависть к культуре. Призывы к ее уничтожению, упразднению (Руссо, Шиллер, Толстой, Гершензон). Разные предложения — исправить зло. Но они романтичны; культура эта не уничтожима. Ее органичный стихийный рост; невозможность этому противится. Другой путь: выйти из беспомощного положения слуги культуры. Найти средоточие в себе: овладеть настоящим, его реальностью. Скука, дурная временность, пустота — развлечение, работа. Настоящее искусство жизни в способности не к труду, а к досугу (античность, современная демократическая культура). Какой это путь? Восстановление настоящего в своих правах, его исключительной реальности и жизненности, не только служение будущему. Значит ли это «лови момент»? Отдаться настоящему? Случайному капризу желанию данного момента? Это не решение. Человек — игралище случая. Дробление жизни, бессвязность ее. Настоящее, оторванное от прошлого и будущего. Самоотвлечение. Уничтожение единства, реальности самой личности. (Развитие античного гедонизма). Искусство жизни — искомое евдомонии. Существенно не удовольствие, а мое отношение к нему. Суверенность, внутренняя свобода. Умение обойтись и без него. Значит дело самообладании, как основе гармонии. Особый телесно-духовный строй. Его особенность. Независимость от временной длительности, не рассееность во времени. Сосредоточенность, собранность в одном моменте. Мобилизованность в настоящем. Отсюда решимость, готовность встретится с любой ситуацией, овладеть ею, проявить свои силы, возможности. Это присутствие духа (прирождённое или результат дисциплины).

Характеристика присутствия духа: не может быть застигнутым врасплох неожиданной ситуацией (опасностью).

  1. Он не теряется (сознание беспомощности, страх).
  2. Хладнокровие, бесстрашие (лишь отрицательные условия).
  3. Надо «найтись», найти выход, находчивость, проявление ее в разных более или менее важных случаях жизни. (в обществе, политик, биржевик, полководец).

Атлет в состязании. Решает не только сила и гибкость, но присутствие духа, мобилизованность в решающий момент. Максимальные достижения, полное владение своим телом. Это другая сосредоточенность чем в культурном труде. Там устойчивость, длительность, здесь мгновенный порыв. К этому может быть вкус, предрасположение или наоборот. Авантюризм, не только любопытство, влечение к опасностям, критическим ситуациям. Требует высшего напряжения, особая стихия жизни. Значение его на войне, любовь к войне. Опыт великой войны.

Но значение самообладания (присутствия духа) не ограничено средой внешней жизни, политической, общественной, захватывает и внутреннюю жизнь, духовную (нравственно-религиозную). И она исторична; неповторимые моменты, решающие (не шахматная игра, не математическая задача). И здесь критические ситуации (искушения и опасность, независящие от сознания и воли).

Особая установка, иная временность

Свидетельства людей религиозных. Обращeние, религиозный экстаз, метафизическая интуиция, художественное прозрение, жертвенный [нерзб.]любви. Здесь это — духовная бдительность. Здесь настоящее не включено в процесс временности, а заключает в себе в своей напряженности и прошлое и будущее. Исключительная полнота и напряженность жизни. Это апогей жизни (вершинные точки). Ориентация на них всей жизни. Сознание его исключительной реальности, непризрачности. Важно: что здесь перемещается центр из объективной культуры в сферу самой личности (субъективной). Что не означает, однако, пренебрежения к объективной культуре, это значит лишь, что главное и решающее не в ней. Примеры такой установки и предрасположения. [нерзб.] Раскольников у Достоевского. Суть дела не в желании быть Наполеоном (сверхчеловеком), не мания величия, а желание испытать себя, свои предельные возможности (выдержку, не выдержу. Присутствие духа). Не был на высоте положения. Его удрученность. Достоевский хорошо понимал историчность внутренней жизни.

Но если высшая ступень самообладания — духовная бдительность, — то, как будто она освобождает и от телесной связанности, не имеет отношения к телу. (Выше телесной жизни). Ошибочность этого мнения (ложный спиритуализм). Дух действенно проявляется лишь через тело, поэтому и духовная бдительность не безразлична к телу и не может быть таковой. В действенной сосредоточенности участие тела необходимо. Телесная готовность и собранность. Иначе тело [нерзб.]. Духовная бдительность, внутренее самообладание не возможно без телесной дисциплины. Оценка этим не предрешается (положительная или отрицательная). И там, и тут отношение активное. Подтверждение — история человеческого духа: Идеалы человеческой личности в разные эпохи, в которые входит момент самообладания. Напр. аскетизм: положительная, а не отрицательная инстанция. Орфизм — внутреннее очищение. Идеал христианского монаха подвижника. Отшельник буддист. Повсюду телесная практика и дисциплина. Воздержание, пост, лишения, ночные бдения, тоже у буддизма. Растворение тела в динамике духа. Полная противоположность этому — античный идеал каллокогатии. Положительная оценка телесности. Как можно полнее выразить дух в телесной стихии (нераздельное единство, гармония, эвритмия). В практическом осуществлении решающую роль играл agōn — состязание. Не только честолюбие — мотив, исключительная ситуация, требующая предельного сосредоточения сил, вершинный момент жизни напряжения. Это лишь самые яркие примеры: но и другие идеалы связаны с телесной дисциплинированностью. Благородство аристократа выражается в умении владеть собой. Человек нового времени в значительной степени утратил понимание этого. Тип буржуа, культурный работник — его центр культурный труд. Отчуждение от телесного начала (поклонение отвлеченному разуму). Непонимание телесной культуры и аскезы. Равнодушие к внешней форме. (Ср. протестантская религиозность нового времени — исчезновение аскезы, отмирание культурных форм; современный мужской костюм). Погруженность в объективную культуру. Поэтому утрачено и искусство самообладания (присутствия духа) внутренней и внешней дисциплинированности.

Конечно, не совсем исчезло: кое где сохранилось еще, хотя и в пониженной степени.

  1. У журналистов, коммерсантов, политиков.
  2. У военных. Военный дух, его достоинства.
  3. У женщин больше, чем у мужчин.

Культура мужская. Меньшая погруженность в нее, меньшая зависимость. Большая внутренняя свобода. Опыт революции — примеры присутствия духа, непонимание ими этой ценности. С этим связано: отсутствие определенного идеала личности в новой культуре. Прежде это было иначе (их жизненная конкретность и наглядность рыцарь, гуманист, поэт романтик). Чем это объясняется? Не неприглядностью этого идеала, а погруженностью в объективную культуру. Есть идеал культурной жизни, но не личности. Безликость новой культуры. Но вот ответ в современной культуре: как будто опять начинают понимать, что такое культура тела, вспомнили о нем, понимать, что тело не только в культурном труде, но в каком-то особом душевно-телесном строе человека, независимом от предметной культуры.

×

Об авторах

В. Сеземан

Университет Витаутас Магнус

Автор, ответственный за переписку.
Email: phenolt@yahoo.com
Lithuania, 44248, LT-44243, Kaunas, K. Donelaičio, 58

Список литературы


© Сеземан В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах