Защита мышления от самоуничтожения. Противоречие и тождество у Когена и Гегеля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В «Логике чистого познания» Германа Когена и в «Науке логики» Г.В.Ф. Гегеля каждый по своему использует средства мышления отрицания и противоречия для развития философской динамики: хрупкого взаимодействия между угрозой самому себе и самосохранением мышления. Здесь проявляются близость и различие между двумя авторами. Близость кроется в методологическом негативизме; различие - в разной важности принципа непрерывности. Согласно и Когену, и Гегелю, мышление происходит исключительно, как называл его Кант, синтетическим путем. Исключение противоречия, которое ограничивается аналитическими суждениями, имеет лишь маргинальное значение. Но сходство не отменяет различий. Для Гегеля противоречие - это принцип опосредствования, который в конечном итоге ведет к «саморазрушению»; он несет в себе принцип логического «примирения». Для Когена противоречие - это принцип «уничтожения» (annihilatio) подходов к определению, которые угрожают каждой форме «тождества». Заложенный в самом противоречии поворот Гегеля, который видит в нем единство положительного и отрицательного, не имеет прямого эквивалента у Когена. Несмотря на это, «суждение противоречия» также становится у него активной основой всего познающего мышления. Производя разрушающую противоречие «деятельность», суждение противоерчия «защищает», да, «производит» реальную возможность познания. Уничтожение не-тождественного высвобождает, прежде всего, фундаментальное «суждение первоначала», с которого начинается познание. Он соответствует принципу непрерывности, заимствованному у Лейбница. Именно этому принципу у Гегеля нет прямого эквивалента.

Об авторах

Хартвиг Видебах

Автор, ответственный за переписку.
Email: wiedebach@posteo.de

доцент, доктор философии

Germany, 73033, Goeppingen, Georg-Boehringer-Weg, 37

Список литературы

  1. Zeidler KW. Prolegomena zur Wissenschaftstheorie. Würzburg: Königshausen und Neumann; 2000.
  2. Zeidler KW. Stufen der Apriorität oder apriorische Synthesis? In: Zeidler KW, Krijnen C, editors. Reflexion und konkrete Subjektivität. Beiträge zum 100. Geburtstag von Hans Wagner (1917-2000). Vienna: Ferstl und Perz; 2017. p. 331-354.
  3. Wiedebach H. Widerspruch und Identität bei Cohen und Hegel. Schutz des Denkens vor Selbstvernichtung. In: Rendl M, König R, editors. Schlusslogische Letztbegründung. Festschrift für Kurt Walter Zeidler zum 65 Geburtstag. Berlin: Peter Lang; 2020. p. 297-306.
  4. Wiedebach H. Logic of Science vs. Theory of Creation: The 'Authority of Annihilation' in Hermann Cohen’s Logic of Origin. The Journal of Jewish Thought and Philosophy. 2010;(18): 107-120.
  5. Cohen H. Werke. Bd. 6: System der Philosophie. Erster Teil: Logik der reinen Erkenntnis (2. Aufl. 1914). Holzhey H, editor. Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms, 2005.
  6. Holzhey H. Cohen und Natorp. Bd. 1. Basel/Stuttgart: Schwabe; 1986.
  7. Gordin J. Untersuchungen zur Theorie des unendlichen Urteils. Berlin: Akademie-Verlag; 1929.
  8. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung. In: Cohen H. Werke. Bd. 1.3: Erste Auflage 1871. Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms; 1987.
  9. Hegel GWF. Wissenschaft der Logik. Bd. 1-2. Lasson G, editor. Hamburg: Felix Meiner Verlag; 1963.
  10. Holzhey H. Entzauberung des Pantheismus. Cohens Kritik an Hegels und Schellings Metaphysik. In: Krijnen C, Pätzold D, editors. Der Neukantianismus und das Erbe des deutschen Idealismus. Die philosophische Methode. Würzburg: Königshausen und Neumann; 2002. p. 49-64.
  11. Bonsiepen W. Hegel und der Neukantianismus. In: Wyrwich T, editor. Hegel in der neueren Philosophie. Hamburg: Meiner; 2011. p. 47-112.
  12. Cohen H. Werke. Bd. 7: System der Philosophie. Zweiter Teil: Ethik des reinen Willens. Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms, 2012.
  13. Wiedebach H. The National Element in Hermann Cohen's Philosophy and Religion. Boston, Leiden: Brill; 2012.
  14. Cohen H. Werke. Bd 5/I: Das Prinzip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte. Ein Kapitel zur Grundlegung der Erkenntniskritik. Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms, 2012.
  15. Cohen H. Hermann Cohen’s Schriften zur Philosophie und Zeitgeschichte. Bd. 1. Berlin: Akademie-Verlag; 1928.

© Видебах Х., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах