Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога. Часть I
- Авторы: Дворкин И.1
-
Учреждения:
- Еврейский университет в Иерусалиме
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 480-501
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/24360
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-480-501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается логико-философское учение софистов, которое по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX века. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX века, включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? В данном контексте для философии диалога очень важно найти в мышлении досократиков предшественников, которые уже две с половиной тысячи лет назад наметили пути для современной мысли. В первой части статьи анализируется связь герменевтики Аристотеля с герменевтикой софистов.
Ключевые слова
Об авторах
Илья Дворкин
Еврейский университет в Иерусалиме
Автор, ответственный за переписку.
Email: idvorkin@mail.ru
руководитель образовательных программ Международного центра университетского преподавания еврейской цивилизации
Mt. Scopus, Jerusalem, Israel, 9190501Список литературы
- The Linguistic Turn. Recent Essays in Philosophical Method. Ed. and with an introd. by R. Rorty. Chicago - London, 1967.
- Розенцвейг Ф. Звезда избавления / Отв. ред. и сост. И. Дворкин; пер. с нем. яз. Е. Яндугановой. М.: Мосты культуры. Гешарим, 2017.
- Rosenzweig F. Das neue Denken. Eine nachträgliche Bemerkung zum „Stern der Erlösung” // Der Morgen: Monatsschrift der Juden in Deutschland. 1925. 4. S. 426-451.
- Gordon P.E. Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German Philosophy, Berkeley, 2003.
- Poulakos J. Sophistical rhetoric in classical Greece. University of South Carolina, 1995.
- Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов Божественного Платона и Аристотеля // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1980.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий, пер. с фр. Я. Ляткера. М.: Едиториал, 2003.
- Schiappa Ed. Protagoras and logos: a study in Greek philosophy and rhetoric. University of South Carolina Press, 2003.
- Аристотель. Сочинения в 4 томах. Москва: Мысль, 1976-1983.
- Aristotle. The Categories. On Interpretation. Prior Analytics. The Loeb Classical Library. London, 1983
- Тодоров Ц. Теории символа. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999.
- Порфирий. Аристотель. Категории. С прил. «Введения» Порфирия к. Категориям» Аристотеля. Пер. А.В. Кубицкого. Москва: Соцэкгиз, 1939.
- Ягодинский И.И. Софист Протагор. Казань: Типолитогр. Имп. ун-та, 1906.
- Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Москва: Мысль, 1979.
- Кассен Б. Эффект софистики. Пер. с фр. Л. Россиуса. М.-СПб.: Московский философский фонд Университетская книга, Культурная инициатива, 2000.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
- Johnstone Ch.L. Listening to the logos: speech and the coming of wisdom in ancient Greece. University of South Carolina, 2009.
- Lloyd G.E.R. The Revolutions of Wisdom. Berkeley: University of California Press, 1987.
- Маковельский А.О. Софисты. Выпуск 1. Баку, 1940.
- Дворкин И.С. Герменевтика логоса и герменевтика текста. Греки и евреи: диалог в поколениях. СПб.: Петербургский еврейский университет, 1995.
- Дворкин И.С. На пути к философии диалога. Толерантність та діалог в сучасному світі // Зб. наук. праць. Філософські діалогни’2013. Киев, 2013. С. 112-171.
- Дворкин И.С. Между пророчеством и чистым разумом. Как возможна еврейская философия // JUDAICA PETROPOLITANA. Вып. № 3. 2014. С. 10-33.
- Дворкин И.С. Астролябия. Путеводитель по философии «Звезды избавления» Франца Розенцвейга // Ф. Розенцвейг. Звезда избавления. Иерусалим-Москва, 2017. С. 469-512.
- Dvorkin I. From Correlation to Gestalt. Cohen’s and Rosenzweig’s Foundations of Dialogue Philosophy // Filosofia. Rivista annuale Quarta Serie. Anno LXIII. 2018. Milano. Udine. Mimesis.
- Dvorkin I. Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. ICCESSH. Vol. 329. Atlantis Press, 2019. P. 164-169.
- Klatzkin J. Thesaurus philosophicus linguae hebraicae et veteris et recentioris. Vol. 1-4. Berlin: Eschkol Verlag, 1928.
- Zappen J.Ph. The rebirth of dialogue: Bakhtin, Socrates, and the rhetorical tradition. State University of New York Press: Albany, 2004.