Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога. Часть I

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается логико-философское учение софистов, которое по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX века. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX века, включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? В данном контексте для философии диалога очень важно найти в мышлении досократиков предшественников, которые уже две с половиной тысячи лет назад наметили пути для современной мысли. В первой части статьи анализируется связь герменевтики Аристотеля с герменевтикой софистов.

Об авторах

Илья Дворкин

Еврейский университет в Иерусалиме

Автор, ответственный за переписку.
Email: idvorkin@mail.ru

руководитель образовательных программ Международного центра университетского преподавания еврейской цивилизации

Mt. Scopus, Jerusalem, Israel, 9190501

Список литературы

  1. The Linguistic Turn. Recent Essays in Philosophical Method. Ed. and with an introd. by R. Rorty. Chicago - London, 1967.
  2. Розенцвейг Ф. Звезда избавления / Отв. ред. и сост. И. Дворкин; пер. с нем. яз. Е. Яндугановой. М.: Мосты культуры. Гешарим, 2017.
  3. Rosenzweig F. Das neue Denken. Eine nachträgliche Bemerkung zum „Stern der Erlösung” // Der Morgen: Monatsschrift der Juden in Deutschland. 1925. 4. S. 426-451.
  4. Gordon P.E. Rosenzweig and Heidegger: Between Judaism and German Philosophy, Berkeley, 2003.
  5. Poulakos J. Sophistical rhetoric in classical Greece. University of South Carolina, 1995.
  6. Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов Божественного Платона и Аристотеля // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1980.
  7. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий, пер. с фр. Я. Ляткера. М.: Едиториал, 2003.
  8. Schiappa Ed. Protagoras and logos: a study in Greek philosophy and rhetoric. University of South Carolina Press, 2003.
  9. Аристотель. Сочинения в 4 томах. Москва: Мысль, 1976-1983.
  10. Aristotle. The Categories. On Interpretation. Prior Analytics. The Loeb Classical Library. London, 1983
  11. Тодоров Ц. Теории символа. Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  12. Порфирий. Аристотель. Категории. С прил. «Введения» Порфирия к. Категориям» Аристотеля. Пер. А.В. Кубицкого. Москва: Соцэкгиз, 1939.
  13. Ягодинский И.И. Софист Протагор. Казань: Типолитогр. Имп. ун-та, 1906.
  14. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Москва: Мысль, 1979.
  15. Кассен Б. Эффект софистики. Пер. с фр. Л. Россиуса. М.-СПб.: Московский философский фонд Университетская книга, Культурная инициатива, 2000.
  16. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  17. Johnstone Ch.L. Listening to the logos: speech and the coming of wisdom in ancient Greece. University of South Carolina, 2009.
  18. Lloyd G.E.R. The Revolutions of Wisdom. Berkeley: University of California Press, 1987.
  19. Маковельский А.О. Софисты. Выпуск 1. Баку, 1940.
  20. Дворкин И.С. Герменевтика логоса и герменевтика текста. Греки и евреи: диалог в поколениях. СПб.: Петербургский еврейский университет, 1995.
  21. Дворкин И.С. На пути к философии диалога. Толерантність та діалог в сучасному світі // Зб. наук. праць. Філософські діалогни’2013. Киев, 2013. С. 112-171.
  22. Дворкин И.С. Между пророчеством и чистым разумом. Как возможна еврейская философия // JUDAICA PETROPOLITANA. Вып. № 3. 2014. С. 10-33.
  23. Дворкин И.С. Астролябия. Путеводитель по философии «Звезды избавления» Франца Розенцвейга // Ф. Розенцвейг. Звезда избавления. Иерусалим-Москва, 2017. С. 469-512.
  24. Dvorkin I. From Correlation to Gestalt. Cohen’s and Rosenzweig’s Foundations of Dialogue Philosophy // Filosofia. Rivista annuale Quarta Serie. Anno LXIII. 2018. Milano. Udine. Mimesis.
  25. Dvorkin I. Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue // Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. ICCESSH. Vol. 329. Atlantis Press, 2019. P. 164-169.
  26. Klatzkin J. Thesaurus philosophicus linguae hebraicae et veteris et recentioris. Vol. 1-4. Berlin: Eschkol Verlag, 1928.
  27. Zappen J.Ph. The rebirth of dialogue: Bakhtin, Socrates, and the rhetorical tradition. State University of New York Press: Albany, 2004.

© Дворкин И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах