Экзистенциализм М. Шлика? Мориц Шлик и его этика молодости
- Авторы: Давлетшина А.М.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
- Выпуск: Том 24, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 445-456
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/24357
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-445-456
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется малоизвестная область философских исследований М. Шлика, который традиционно рассматривался как ученый, занимающийся проблемами теории познания и философии науки. В центре исследования находится работа «О смысле жизни» («Vom Sinn des Lebens», 1927), где философ не только закладывает основы своих будущих работ об этике, но и предлагает оригинальный подход к проблеме смысла жизни, связывая его с понятием «молодости». Он отмечает, что большинство людей смысл жизни видят в достижении определенных целей. В итоге жизнь почти полностью заполнена деятельностью, целью которой является сохранение нашего существования. Обрести смысл жизни можно только в деятельности, содержащей в самой себе цель и ценность, поэтому смысл жизни не может находится в работе, т.к. это деятельность не ради самой себя. Альтернативой является игра, присущая молодости. Она наполняет радостью и придает ценность жизни. Смысл жизни символизируется молодостью. Быть «молодым» можно в любое время, если понимать под юностью время игры, время деятельности и творчества. Это несет в себе необходимость изменения традиционной системы воспитания и этики, поддерживающих старость. В частности, он настаивает на том, что необходимо отказаться от этики долга и заменить ее новой этикой, где добродетель безмятежна, не испытывает давления долга и свободно разворачивается по собственной воле. Делается вывод, что «этика молодости» Шлика является симптоматичной для первой трети ХХ века с ее ориентацией на «нового» человека, универсальными свойствами которого были здоровье, бодрость, сила духа и общественный активизм.
Ключевые слова
Об авторах
Анна Маратовна Давлетшина
ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.m.davletshina@urfu.ru
ассистент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры
ул. Мира, 19, Екатеринбург, Российская Федерация, 620002Список литературы
- Карнап Р., Ган Г., Нейрат О. Научное миропонимание - Венский кружок // Логос. 2005. № 2 (47). С. 13-26.
- Шлик М. Философия и естествознание // Эпистемология и философия науки. 2004. Т. 1. № 1. С. 213-226.
- Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Пресс, 2003. 224 с.
- Шлик М. Поворот философии // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., изд-во Московского университета, 1993. С. 28-33.
- Шлик М. Позитивизм и реализм // Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. М.: Ид «Территория Будущего», Идея-Пресс, 2006. С. 283-309.
- Шлик М. Вопросы этики // Логос. 2008. № 1 (64). С. 188-206.
- Schlick M. Fragen der Ethik. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag, 1984. 208 s.
- Schlick M. Von Sinn des Lebens // Symposion. Philosophische Zeitschrift für Forschung und Aussprache. Jg.1. 1927. S. 331-354.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический проект, 2010. С. 303-358.