Стратегии освоения времени: подлинная и неподлинная историчность человека

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ некоторых разделов редко цитируемого текста К. Ясперса, который исследуется на предмет постановки вопроса о времени в философско-антропологическом ключе. Работа была опубликована в 1931 году и после этого неоднократно переиздавалась, одна из дат переизданий особенно показательна - 1947 год (вслед за текстом лекции «Вопрос о виновности»). Это указывает на то, что К. Ясперс видел, с одной стороны, необходимость актуализировать вопрос о духовной ситуации, с другой стороны, полагал, что его концептуализация проблемы темпоральности в первой трети ХХ века является универсальной методологической схемой, применимой и в более поздний период. На это указывает редакция текста «Духовной ситуации времени» 1947 года, который рассматривается в данной статье. Так как философия Ясперса достаточно изучена, то основная цель анализа - показать, как трактуется персональная историчность, и почему освоение времени видится философу насущной человеческой задачей. Показано, что Ясперс, применяя экзистенциальный подход, предлагает универсальную схему того, как может быть прожита духовная ситуация человеком, и как возможно сделать время своим. Потребность в освоении времени присуща человеку, а вот готовность делать это осмысленно, исходя из осознания возможности подлинного бытия, не очевидна. Человек по большей части не осознает выбор определенного толкования времени, также он не всегда последовательно рационален в конструировании контекста собственной историчности. Раскрывается суть таких концептов, как духовная ситуация, знание целого, философская жизнь.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Черепанова

ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.s.cherepanova@urfu.ru

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры

ул. Мира, 19, Екатеринбург, Российская Федерация, 620002

Список литературы

  1. Миронов В., Миронова Д. Ein Knabe, der träumt, или Опьянение властью // Логос. 2018. Том 28. № 3. С. 149-182. doi: 10.22394/0869-5377-2018-3-149-179.
  2. Meinecke F. Die deutsche Katastrophe: Betrachtungen und Erinnerungen. Wiesbaden: E. Brockhaus, 1946. 177 S.
  3. Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М.: «Прогресс», 1999. 148 с.
  4. Власова О.А. Философия экзистенции Карла Ясперса и ее антропологические практики // Исследователь. Researcher. 2018. № 1-2. С.73-77.
  5. Harth D. Die Kritik der existenzphilosophischen Kulturkritik - Karl Jaspers' «Die geistige Situation der Zeit» im Kontext der frühen 30er Jahre // Paul, Jean-Marie (Hrsg.): Situation de l'homme et histoire de la philosophie dans l'œuvre de Karl Jaspers: Actes du Colloque Karl Jaspers; 21 et 22 mars 1986. Presses Univ. de Nancy, Nancy 1986. P. 137-152.
  6. Stichworte zur geistigen Situation der Zeit: Politik und Kultur. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. 860 S.
  7. Kaube J. Dreimal «Geistige Situation der Zeit»: 1931.1981-2008 // Wahrheit ist, was uns verbindet. Karl Jaspers. Kunst zu philosophieren. Göttingen: Wallstein Verlag, 2009. S. 379-391.
  8. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit (1931). Berlin: Walter de Gruyter & Co, 1947. 191 S.
  9. Ясперс К. Философская автобиография // Перцев А. В. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии. СПб.: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2012. С. 240-393.
  10. Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения. М.: Издательский дом Дело, 2018. 624 с.

© Черепанова Е.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах