Представления Розенцвейга и Левинаса о Другом в контексте понимания различия у Деррида

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью статьи является сопоставление позиций Франца Розенцвейга и Эмманюэля Левинаса по отношению к представлению о Другом, которое опирается на метафизические принципы модерна, с тем, чтобы выявить предпосылки их отношения к метафизике в целом. Особенностью предлагаемого подхода является анализ представлений о Другом Розенцвейга и Левинаса в ракурсе, задаваемым философией Жака Деррида. Исследование исходит из того, что национальные формы философии, понятые как своеобразная реакция подлежащих модернизации обществ на последствия своего соприкосновения с распространяющимся модерном, именно вследствие этого придают большое значение истолкованию смысла Другого. Подчеркивается, что схожие черты различных национальных школ философии указывают на соотнесение особенного с общим в качестве парадигмы понимания Другого, тогда как еврейская философия ранее осмыслила эту парадигму в виде противостояния «Афин и Иерусалима». Для того, чтобы оценить возможности этой парадигмы, анализ соответствующей проблематики включается в более широкий контекст, и она рассматривается в связи с переходом эссенциализма в антиэссенциализм, который присущ уже позднему модерну. В статье показывается, что позиция Розенцвейга все еще была эссенциалистской, тогда как Левинас уже пытался отойти от эссенциалистского понимания Другого и лежащих в его основе концепций тождества и различия, хотя он и не завершил переход к антиэссенциализму. Разрыв Левинаса с метафизикой был завершен Деррида, антэссенциалистская позиция которого по отношению к тождеству и различию радикально отличается от того мышления, которое твердо придерживается «метафизики присутствия». В результате Деррида, формально не принадлежа к еврейской философии, смог подвести итог подходам Розенцвейга и Левинаса к проблемe Другого и, таким образом, внести вклад и в общую, и в еврейскую философию.

Об авторах

Александр Иванович Пигалев

Волгоградский государственный университет

Email: pigalev@volsu.ru
доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры философии Университетский проспект, д. 100, Волгоград, Российская Федерация, 400062

Список литературы

  1. Hollander D. Exemplarity and Chosenness: Rosenzweig and Derrida on the Nation of Philosophy. Stanford (CA): Stanford University Press; 2008.
  2. Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. London, Thousand Oaks (CA), New Delhi: SAGE Publications; 2003.
  3. Frank DH. What is Jewish Philosophy? In: Frank DH, Leaman O, editors. History of Jewish Philosophy. London, New York: Routledge; 1997. P. 1-8.
  4. Morgan ML, Gordon PE. Introduction: Modern Jewish Philosophy, Modern Philosophy, and Modern Judaism. In: Morgan ML, Gordon PE, editors. The Cambridge Companion to Modern Jewish Philosophy Cambridge (UK) et al. Cambridge University Press; 2007. P. 1-13.
  5. Löwy M, Sayre R. Romanticism against the Tide of Modernity. Trans. by P.C. Durham (NC), London: Duke University Press; 2001.
  6. Dvorkin I. Jewish Philosophy as a Direction of the World Philosophy of Modern and Contemporary Times. In: RUDN Journal of Philosophy. 2020; 23(4): 430-442. doi: 10.22363/2313-2302-2019-23-4-430-442.
  7. Hughes AW. Rethinking Jewish Philosophy: Beyond Particularism and Universalism. Oxford (UK): Oxford University Press; 2014.
  8. Berman M. All That Is Solid Melts Into Air: The Experience of Modernity. New York: Penguin Books; 1988.
  9. Rosenzweig F. Hegel und der Staat. Aalen: Scientia; 1962. (Reprint München and Berlin: R. Oldenbourg; 1920. 2 Vols.)
  10. Rosenzweig F. The Star of Redemption. Trans. by Galli BE. Madison (WI): The University of Wisconsin Press; 2005.
  11. Pollock B. Franz Rosenzweig and the Systematic Task of Philosophy. Cambridge (UK): Cambridge University Press; 2009.
  12. Rubinstein E. An Episode of Jewish Romanticism: Franz Rosenzweig’s “The Star of Redemption”. Albany (NY): SUNY Press; 1999.
  13. Bielik-Robson A. The Story Continues … Schelling and Rosenzweig on Narrative Philosophy. International Journal of Philosophy and Theology. 2019; 80 (1-2): 127-142. doi: 10.1080/21692327.2017.1402693.
  14. Levinas E. Is Ontology Fundamental? In: Levinas E. Entre nous: On Thinking-of-the-Other, trans. by Smith MB, Harshav B. New York: Columbia University Press; 1998. P. 1-12.
  15. Levinas E. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. Trans. by Lingis A. The Hague: Nijhoff; 1979.
  16. Levinas E. Otherwise than Being, Or Beyond Essence. Trans. by Lingis A. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers; 1994.
  17. Levinas E. On Escape, trans. by Bergo B. Stanford (CA): Stanford University Press; 2003.
  18. Vries, de. H. Levinas. In: Critchley S, Schroeder W, editors. A Companion to Continental Philosophy. Malden (MA): Blackwell; 1999. P. 245-255.
  19. Critchley S. The Problem with Levinas. Oxford (UK): Oxford University Press; 2015.
  20. Spinosa C. Derrida and Heidegger: Iterability and Ereignis. In: Dreyfus HL, Hall H, editors. Heidegger: A Critical Reader. Oxford, UK, Cambridge (MA): Blackwell; 1992. P. 270-297.
  21. Spinosa, C. Derridean Dispersion and Heideggerian Articulation: General Tendencies in the Practices That Govern Intelligibility. In: Schatzki TR, Knorr Cetina K, von Savigny E, editors. The Practice Turn in Contemporary Theory. London, New York: Routledge; 2001. P. 209-222.
  22. Derrida J. Of Grammatology. Trans. by Spivak GC. Baltimore (MD), London. The Johns Hopkins University Press; 1997.
  23. Derrida J. Envoi. Trans. by Caws MA, Caws P. In: Derrida J. Psyche: Invention of the Other. Vol. 1. Camuf P, Rottenberg E, editors. Stanford (CA): Stanford University Press; 2007. P. 94-128.
  24. Derrida J. The Post Card: From Socrates to Freud and Beyond. Trans. by Bass A. Chicago (IL), London: Chicago University Press; 1987.
  25. Derrida J. Cogito and the History of Madness. In: Derrida J. Writing and Difference. Trans., with an intro. and additional notes, by Bass A. London, New York: Routledge; 2001. P. 36-76.
  26. Derrida J. Violence and Metaphysics. In: Derrida J. Writing and Difference. Trans., with an intro. and additional notes, by Bass A. London, New York: Routledge; 2001. P. 97-192.
  27. Derrida J. We Other Greeks. Trans. by Brault P-A, Naas M. In: Leonard M, editor. Derrida and Antiquity. Oxford (UK), New York: Oxford University Press; 2010. P. 17-40. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199545544.003.0002.
  28. Derrida J. Abraham, the Other. Trans. by Anidjar G. In: Judeities: Questions for Jacques Derrida, trans. by Bergo B, Smith. MB. New York: Fordham University Press; 2007. P. 1-35.
  29. Heidegger M. Overcoming Metaphysics. In: Heidegger M. The End of Philosophy. Trans. by Stambaugh J. New York et al.: Harper and Row; 1973. P. 84-110.

© Пигалев А.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах