От диалогической онтологии к теории семиосферы: философия диалога культур М. Бубера и Ю.М. Лотмана
- Авторы: Волкова А.А.1
-
Учреждения:
- Дистанционная образовательная межуниверситетская площадка «Универсариум»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020): ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 276-285
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/23681
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2-276-285
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время диалог рассматривается как основа культурного бытия, а диалог культур стал ключевым понятием современной философской мысли. Понятие диалога трансформировалось на протяжении прошлого столетия, обрастая новыми смыслами и меняя свое внутреннее содержание от понимания его как обычного обмена информацией до сложного творческого взаимодействия и взаимовлияния различных культурно-ценностных сознаний. Субъектами диалога теперь становятся не только различные личности, но и целые этносы, культуры, цивилизации, тем самым расширяя функционирование диалога до средства развития межкультурных, межэтнических и межцивилизационных отношений и подчеркивая общность мирового исторического процесса и культурного наследия человечества. Появившись как форма межличностных отношений в онтологии М. Бубера, который один из первых акцентировал внимание на переходе отношений от «субъект - объект» к «субъект - субъект», понятие «диалога» стало важнейшим философским понятием всей середины XX века. Но абсолютно новый поворот развития теории диалога, да и всей человеческой культуры в целом, был обусловлен концепцией семиосферы Ю.М. Лотмана. Статья посвящена рассмотрению генезиса философской концепции диалога культур в XX веке. Основное внимание уделено ее зарождению в начале XX столетия в теологической концепции М. Бубера и точке ее максимального развития в семиотической философии Ю.М. Лотмана.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Алексеевна Волкова
Дистанционная образовательная межуниверситетская площадка «Универсариум»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dead-ligeya@mail.ru
главный методист
Остаповский проезд, д. 3, Москва, Российская Федерация, 109316Список литературы
- Berdyaev NA. The destiny of man. Experience of paradoxical ethics. Paris: Sovremennye zapiski; 1931
- Buber M. Me and You. Moscow: Vysshaya Shkola; 1993.
- Buber M. Two Ways of Faith. Moscow: AST; 1999.
- Dlugach TB. Dialogue in the Modern World: M. Buber, M. Bakhtin, V., Bibler. Istoriko-filosofskii ezhegodnik. 2015. P. 191-242.
- Lifinceva TP. Philosophy of Dialogue of Martin Buber. URL: http://philosophy2.ru/ iphras/library/lifinceva.html
- Lotman YuM. Inside Minded Worlds. Man - Text - Semiosphere - History. Moscow: Yazyki russkoj kul'tury, 1996.
- Lotman YuM. Articles on Semiotics and Topology of Culture. Tallin: Aleksandra; 1992
- Panova LN. M.M. Bakhtin and Yu.M. Lotman: Dialogue about Dialogue. Bulletin of the Moscow. 2009; (6): 57-60.
- Chistyakova OV. Russian Religious Philosophy as the Basis for State Identity. Journal of Eurasian Research. 2017; 2 (1): 13-17.
- Chistyakova OV. Religious Anthropology of Eastern (Greek-Byzantine) Patristics. European Journal of Science and Theology. December 2019; 15 (6): 145-155.