От диалогической онтологии к теории семиосферы: философия диалога культур М. Бубера и Ю.М. Лотмана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время диалог рассматривается как основа культурного бытия, а диалог культур стал ключевым понятием современной философской мысли. Понятие диалога трансформировалось на протяжении прошлого столетия, обрастая новыми смыслами и меняя свое внутреннее содержание от понимания его как обычного обмена информацией до сложного творческого взаимодействия и взаимовлияния различных культурно-ценностных сознаний. Субъектами диалога теперь становятся не только различные личности, но и целые этносы, культуры, цивилизации, тем самым расширяя функционирование диалога до средства развития межкультурных, межэтнических и межцивилизационных отношений и подчеркивая общность мирового исторического процесса и культурного наследия человечества. Появившись как форма межличностных отношений в онтологии М. Бубера, который один из первых акцентировал внимание на переходе отношений от «субъект - объект» к «субъект - субъект», понятие «диалога» стало важнейшим философским понятием всей середины XX века. Но абсолютно новый поворот развития теории диалога, да и всей человеческой культуры в целом, был обусловлен концепцией семиосферы Ю.М. Лотмана. Статья посвящена рассмотрению генезиса философской концепции диалога культур в XX веке. Основное внимание уделено ее зарождению в начале XX столетия в теологической концепции М. Бубера и точке ее максимального развития в семиотической философии Ю.М. Лотмана.

Об авторах

Анастасия Алексеевна Волкова

Дистанционная образовательная межуниверситетская площадка «Универсариум»

Автор, ответственный за переписку.
Email: dead-ligeya@mail.ru

главный методист

Остаповский проезд, д. 3, Москва, Российская Федерация, 109316

Список литературы

  1. Berdyaev NA. The destiny of man. Experience of paradoxical ethics. Paris: Sovremennye zapiski; 1931
  2. Buber M. Me and You. Moscow: Vysshaya Shkola; 1993.
  3. Buber M. Two Ways of Faith. Moscow: AST; 1999.
  4. Dlugach TB. Dialogue in the Modern World: M. Buber, M. Bakhtin, V., Bibler. Istoriko-filosofskii ezhegodnik. 2015. P. 191-242.
  5. Lifinceva TP. Philosophy of Dialogue of Martin Buber. URL: http://philosophy2.ru/ iphras/library/lifinceva.html
  6. Lotman YuM. Inside Minded Worlds. Man - Text - Semiosphere - History. Moscow: Yazyki russkoj kul'tury, 1996.
  7. Lotman YuM. Articles on Semiotics and Topology of Culture. Tallin: Aleksandra; 1992
  8. Panova LN. M.M. Bakhtin and Yu.M. Lotman: Dialogue about Dialogue. Bulletin of the Moscow. 2009; (6): 57-60.
  9. Chistyakova OV. Russian Religious Philosophy as the Basis for State Identity. Journal of Eurasian Research. 2017; 2 (1): 13-17.
  10. Chistyakova OV. Religious Anthropology of Eastern (Greek-Byzantine) Patristics. European Journal of Science and Theology. December 2019; 15 (6): 145-155.

© Волкова А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах