Проблема интеллектуальных двойников в современных исследованиях по истории русской философии (на примере русского народничества)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья вводит читателя в современный исследовательский дискурс по истории русской философии, инициирующий новое прочтение произведений русских мыслителей. Эти исследования проблематизируют феномен так называемых «интеллектуальных двойников». Отправной точкой статьи выступает формулировка этой проблемы, представленная в 2013 г. М.А. Маслиным в журнале «Вопросы философии». В своей работе Маслин упоминает А.И. Герцена, одного из основателей русского народничества, как пример феномена интеллектуальных двойников. Развивая эту тему, статья обращает внимание на проблему интеллектуальных двойников в контексте русского народничества, углубляя и усиливая проблематизацию этого феномена обращением к творческому наследию Н.К. Михайловского. В произведениях этого мыслителя-народника можно обнаружить два лица. Первое может быть метафорически определено как петербургское, а второе — как ялтинское. Эти обозначения заимствованы из заметок Сергея Елпатьевского, друга Михайловского. Двуликость выражает специфику проблемы двойников у Михайловского, а также ее качественный сдвиг по отношению к современным исследованиям описываемого феномена.

Об авторах

Ондрей Мархевский

Прешовский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ondrej333@gmail.com

канд. философских наук, кафедра гражданского образования института политических наук, факультет искусств

Ul. 17. novembra 15, 080 01 Prešov, Slovakia

Список литературы

  1. Блохин В.В. На переломе 1881—1904. Н. К. Михайловский в идейно-политической борьбе в 80—90-е годы XIX века. Москва: Издательство РУДН, 2004.
  2. Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского. Москва: ПРОБЕЛ-2000, 2001.
  3. Лалаян В.С. Элементы народничества в трудах экономистов 20—30-х годов прошлого столетия и их проекция на проблемы современной России. Санкт-Петербург: Издательство СПБ гос. университета экономики и финансов, 2002.
  4. Маслин М.А. Русская философия как диалог мировоззрений // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 43—48.
  5. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Блохин В.В. (ред.). Избранные труды. Москва: РОССПЭН, 2010. С. 61—213.
  6. Михайловский Н.К. Теория Дарвина и общественная наука // Блохин, В. В. (ред.). Избранные труды. Москва: РОССПЭН, 2010. С. 214—399.
  7. Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность. // Блохин, В. В. (ред.). Избранные труды. Москва: РОССПЭН, 2010. С. 458—629.
  8. Новикова Л.М., Сиземская И.Н. Очерк русской философии истории // Новикова Л.М., Сиземская И.Н. (ред.). Русская историософия. Антология. Москва: РОССПЭН, 2006. С. 5—69.
  9. Пименова Э.К. Дни минувшие: воспоминания. Ленинград — Москва: Книга, 1929.
  10. Walicki A. Zarys Myśli Rosyjskiej od Oświecenia do Renesansu Religijno-Filozoficznego. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2005.

© Мархевский О., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах