Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается, как изменялся смысл принципа «непротивления злу насилием» в религиозно-философском учении Л.Н. Толстого и как этот принцип оценивался в русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ века. В ранней версии учения Толстого, изложенной в книге «В чем моя вера?», принцип непротивления понимался в моральном смысле, в качестве нормы для всех людей; его исполнение должно привести к совершенству земной жизни. Это представление Толстого было подвергнуто резкой критике его современниками, которые отмечали, что в учении Толстого не остается подлинно религиозного содержания, оно превращается в утилитарное учение о земном прогрессе человечества. Учитывая эту критику, Толстой в более поздних работах изменил свое понимание принципа непротивления. Проводя различие между двумя уровнями человеческой жизни - «животной» и божественной, Толстой признал указанный принцип законом именно божественной жизни человека. В результате принцип непротивления приобрел религиозный, а не моральный смысл, поскольку переход человека к божественной жизни означает мистическое преображение его бытия. Он осознает свое сверхпространственное и сверхвременное единство со всеми людьми и со всем бытием и поэтому может оценивать последствия своих поступков не только в ограниченной сфере своей жизни, но и во всем бесконечном бытии. В связи с этим человек осознает абсолютное превосходство добрых поступков над злыми, даже если последние совершены ради противостояния злу. Показано, что к аналогичному пониманию религиозного смысла принципа непротивления пришли в конце жизни некоторые критики Толстого (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин).

Об авторах

Игорь Иванович Евлампиев

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yevlampiev@mail.ru

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры русской философии и культуры Института философии

Университетская наб, д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034

Инга Юрьевна Матвеева

Российский государственный институт сценических искусств

Email: inga.matveeva.spb@gmail.com

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры литературы и искусства

Моховая ул., д. 34, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028

Список литературы

  1. Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 23. М.: Художественная литература, 1957. С. 304-465.
  2. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Л.Н. Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб.: Изд-во РХГА, 2000. С. 243-263.
  3. Розанов В.В. Еще о гр. Л.Н. Толстом и его учении о непротивлении злу // Л.Н. Толстой: pro et contra. С. 264-273.
  4. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 26. М.: Художественная литература, 1936. С. 313-442.
  5. Гусейнов А.А. Ненасилие как правда жизни // Опыт ненасилия в XX столетии. Социально-этические очерки / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. С. 236-264.
  6. Толстой Л.Н. Дневники (1901-1903) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 54. М.: Художественная литература, 1935. С. 2-203.
  7. Толстой Л.Н. Дневники (1904-1906) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 55. М.: Художественная литература, 1937. С. 2-292.
  8. Толстой Л.Н. Дневники (1895-1899) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 53. М.: Художественная литература, 1953. С. 2-235.
  9. Гельфонд М.Л. Л.Н. Толстой - мыслитель-моралист // Материалы международной научной конференции «Толстовские чтения - 2016». М.: РГ-Пресс, 2017. С. 203-211.
  10. Толстой Л.Н. Путь жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 45. М.: Художественная литература, 1956. С. 12-496.
  11. Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 10. Л.: Наука, 1974. 517 с.
  12. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеокрябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. С. 43-271.
  13. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Карсавин Л.П. Соч. М.: Раритет, 1993. С. 403-442.
  14. Карсавин Л.П. О сущности православия // Карсавин Л.П. Соч. С. 359-402.
  15. Матвеева И.Ю., Евлампиев И.И. Религиозное учение Л. Толстого и концепция личности Л. Карсавина // Соловьевские исследования. 2019. № 3. С. 150-161.
  16. Евлампиев И.И. Лев Толстой и поиски истинного христианства в русской философии // Философские науки. 2018. № 8. С. 90-107.

© Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах