Визуальные образы красоты слова в персидской поэзии XVI - начала XVIII века: индийский стиль и живописание словом
- Авторы: Рейснер М.Л.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 1 (2020): ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Страницы: 12-22
- Раздел: ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/23088
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-1-12-22
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме смены стилистической парадигмы в персидской поэзии XVI-XVII вв. и отражению этого процесса в авторском самосознании выдающихся стихотворцев этой эпохи. При сохранении устойчивых норм традиционной поэтики литературная практика демонстрирует гибкость и подвижность, заново формируя круг наиболее употребительных приемов построения образа. Новый эстетический критерий оценки идеальной поэтической речи, выражаемый эпитетом «красочный» (рангин), появляется на фоне господствующего в предшествующий период критерия, выражаемого эпитетом «сладостный» (ширин), постепенно занимая лидирующую позицию. Материалом анализа послужили газели трех выдающихся стихотворцев, принадлежавших эпохе становления и расцвета индийского стиля - Калима Кашани (ок. 1593-1650), Саиба Табризи (1601-1677) и Шауката Бухараи (Бухари) (ум. 1695). Феномен визуализации образа совершенной стихотворной речи показан на примере мотивов «поэта и поэзии», которые в газели входят в «рамочный текст» и располагаются в финале стихотворения. Они выступают одним из постоянных контекстов упоминания авторского имени (тахаллус), в них проявляется отношение сочинителя к собственному творению, в том числе и стилистические предпочтения. Изощренность поэтической фантазии, провозглашаемая однoй из важнейших основ совершенной поэзии, визуально описывается как извивающийся аркан, сама поэзия - как цветущий сад, фонтан, европейский дом, украшенный живописными изображениями. Такая характеристика словесного творчества имеет аналогии в высказываниях теоретика европейского барокко, итальянского поэта Джамбаттисты Марино (1569-1625), творившего примерно в одно время с корифеями индийского стиля.
Об авторах
Марина Львовна Рейснер
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: marinareys@iaas.msu.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры иранской филологии Института стран Азии и Африки
101999Список литературы
- Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили. М., 1973.
- Бахар, Моххаммад Таки Малек аш-Шо‘ара. Сабкшенаси йа тарих-е татаввор-е наср-е фарси (Стилистика, или История развития персидской прозы). Изд. 9-е. Т. 1-3. Тегеран: Рамин, 1376 (1998).
- Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др. Введение в литературоведение: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л.В. Чернец. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2010.
- Рейснер М.Л. Жанровые типы рамочных текстов в персидской классической поэзии (X-XV вв.) // Восток (Orients). 2017. № 5.
- Са‘ди Ширази. Диван-е газалийат / ред. Х.Х. Рахбар. Т. 2. Тегеран: Мехтаб, 1374 (1996).
- Джами, Абдаррахман. Три дивана. Критический текст. Диван первый. Фатихат аш-шабаб. Критический текст и предисловие А. Афсахзода. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978.
- Насир ад-Дин Туси. Ми‘йар ал-аш‘ар. Тегеран, 1320 (1942).
- Пригарина Н.И. Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
- Акимушкин О.Ф. О функциях поэтических сборников и альбомов в средневековой персидской и таджикской словесности // Средневековый Иран: Культура, история, филология. СПб.: Наука, 2004.
- Калим Кашани. Диван / ред. Б. Тараки. Изд. 2-е. Тегеран: Кетабфоруши-йе Хайам, 1369 (1991).
- Саиб Табризи. Диван / сост. Дж. Мансур. Т. 2. Тегеран: Негах, 1374 (1996).
- Саиб Табризи. Диван / сост. Дж. Мансур. Т. 1. Тегеран: Негах, 1374 (1996).
- Шавкати Бухорои. Нури аср. Душанбе: Ирфон, 1986.
- Голенищев-Кутузов Н.И. Марино и его школа // Голенищев-Кутузов Н.И. Романские литературы. М.: Наука, 1975.