Философия человеческого достоинства в проблемном поле глобального мира
- Авторы: Коломиец Г.Г.1, Парусимова Я.В.1, Колесникова И.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 508-520
- Раздел: СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/22617
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4-508-520
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются человеческое достоинство в аспекте современных вызовов техногенной цивилизации, вступившей в новую стадию своего развития. Человеческое достоинство как категория этики остается недооцененной в философской антропологии, поскольку в первом ряду этических ценностей гуманитарии, как правило, ставят категории свободы и справедливости. Сегодня «достоинство» приобретает особый и более высокий антропологический и социальный статус, переосмысливается понятие человеческого достоинства, выходя за рамки собственно этической категории как добродетели. В глобальном мире человеческое достоинство является ответом на такие вызовы современности, как образование коммуникативного мирового сообщества с ориентацией на цифровую цивилизацию, антропологическая проблема будущего человечества, экологическая ситуация планетарного масштаба, переориентация этико-правовых отношений глобализирующегося мира. Человеческое достоинство выступает проблемой национально-этнических и национально-государственных отношений в переходе к транснациональным регулятивным взаимодействиям. В трактовке нации авторы принимают известные два подхода к пониманию нации: с одной стороны, нация как этнокультурная общность; с другой - гражданская нация как приятие личностью государственной принадлежности.. И тот и другой подходы ведут по возможности или по необходимости к транснациональной постановке вопроса, когда приоритетом становится человеческое достоинство в своем высшем значении творческой деятельности независимо от национальной принадлежности. В этой связи затронута утопическая идея возможности глобального этоса. Авторы концентрируют внимание на антропо-аксиологическом подходе понимания человеческого достоинства, где космологический принцип бытия человека детерминирован его творческой силой. Актуальность проблемы человеческого достоинства обусловлена тем, что как бы в современном жизненном мире человек не ставил экономику выше морали, основу человеческого достоинства в его бытийной сущности составляет ценностное моральное сознание, в глубине которого «работают» базовые всечеловеческие ценности транснационального характера, находящиеся в противоречии с ценностями общества потребления, движимого практическими интересами. Человеческое достоинство в этой связи следует трактовать как абсолютную ценность и вместе с тем следует учитывать многоаспектность проблемы достоинства в условиях современных глобализационных процессов. Исходя из онтологического понимания глобализации как мегатенденции в самодвижении естественноисторического процесса, авторы обосновывают антропологическую ценность человеческого достоинства, имеющую универсальное, транскультурное значение. Применение антропо-аксиологического подхода и междисциплинарных методов раскрывает всечеловеческую ценность достоинства, основанную на антропо-социальной нравственной природе и творческой ценности человека. Сама творческая преобразовательная деятельность не будет достойной по качеству без нравственной ответственности. Современное понятие человеческого достоинства обращено к этике ответственности, а значит долженствования, которая выделяет морально-аксиологическое отношение к жизни, принятие ответственных решений в современных условиях социокультурных взаимодействий. В условиях глобализации философия человеческого достоинства становится доминантой всей сознательно-волевой деятельности, стержнем нравственного переосмысления соотношения транснационального и национального в свете толерантности, способности к ненасилию. При этом авторы указывают в постановке основного вопроса философии человеческого достоинства возможность выхода за пределы этической категории человеческого достоинства, поскольку неизменное ядро всечеловеческих ценностей добра - красоты - истины не утрачивают своего значения в глобальном, изменяющемся мире.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Григорьевна Коломиец
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolomietsgg@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и культурологии
просп. Победы, 13, Оренбург, Российская Федерация, 460018Яна Викторовна Парусимова
Оренбургский государственный университет
Email: yanaparusimova@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии
просп. Победы, 13, Оренбург, Российская Федерация, 460018Ирина Валерьевна Колесникова
Оренбургский государственный университет
Email: ivk777@bk.ru
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии
просп. Победы, 13, Оренбург, Российская Федерация, 460018Список литературы
- Степин В.С. Проблема ценностей в контексте диалога культур // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения. 12-13 мая 2011 г. Т. 1: Доклады. СПб.: СПбГУП, 2011. С. 153-157.
- Коломиец Г.Г. От либеральных к наднациональным ценностям в современном культурном пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 4 (136). С. 109-113.
- Кучуради И. Понятия человеческого достоинства и прав человека [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2018. № 5. С. 43-51. Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=1953&Itemid=52).
- Гусейнов А.А. Философия - мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012. 848 с.
- Воропаева Ю.П. Этика человеческого достоинства в условиях глобализации: дисс.. канд. философ. наук. М.: МГУ им М.В. Ломоносова, 2015. 188 с.
- Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. 244 с.
- Kofman E., Youngs G. (eds). Globalisation: Theory and Practice. London: Continuum, 1996. P. 44-45.
- Чумаков А.Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации. 2008. № 1. С. 8-13.
- Барлыбаев Х.А. Человек, глобализация, устойчивое развитие: монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. 276 c.
- Гранин Ю.Д. Глобализация: диалектика исторических форм осуществления // Век глобализации. 2014. № 1. 2014. С. 94; Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире // Век глобализации. 2008. № 1. С. 44.
- Хэлд Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура; пер. с англ. В.В. Сапова и др. М.: Праксис, 2004. 576 с.
- Goldman Alan H. Life's Values: Pleasure, Happiness, Well-Being, and Meaning. University of Miami, 2018. 192 с.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. 124 с.
- Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М: Изд-во «Совершенство», 1998. 176 с.
- Агацци Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии. 2009. № 1. C. 40-52.
- Воропаева Ю.П., Коломиец Г.Г. Этика человеческого достоинства: история и современность: монография. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017. 244 с.
- Гусейнов А.А. Еще раз о возможности глобального этоса // Век глобализации. 2009. № 1. С. 16-27.