Логическая методология
- Авторы: Ивлев В.Ю.1, Ивлев Ю.В.2, Ивлева М.Л.3
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 499-507
- Раздел: Дискуссионная площадка
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/22616
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4-499-507
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В нормативных документах Министерства высшего образования и науки ставится задача формирования компетенций у студентов. Под компетенциями понимаются знания и умения. Знания - это мировоззренческая составляющая науки, а значит соответствующей учебной дисциплины, а умения - методологическая составляющая. Под мировоззрением понимается система взглядов на предметную область науки, а под методологией - система нематериальных средств познания и практической деятельности, разрабатываемых в данной науке и представленных в соответствующей учебной дисциплине. Отмечается, что предметом изучения логики являются не только особые структуры мыслей и процессов мышления (формы мыслей и процессов мышления), но и виды и характеристики исходных составляющих сложных мыслей и процессов мышления, например знаки и термины. В статье на примере логики описывается авторская концепция методологической составляющей учебной дисциплины. Обращается внимание на важность использования в процессе познания методологических установок, создаваемых на основе мировоззрения, а также на необходимость учитывать виды знания - знание эмпирическое и теоретическое, проблема, гипотеза, теория. Приводятся некоторые другие методологические средства логики, например, принципы, технологии. Более известные методологические средства (методы, стратегии, тактики и др.) не рассматриваются. Предполагается, что статья вызовет интерес у представителей других философских, и не только философских, учебных дисциплин, и обсуждение проблемы мировоззренческих и методологических составляющих этих дисциплин продолжится.
Об авторах
Виталий Юрьевич Ивлев
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: vitalijivlev@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия»
2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 105005Юрий Васильевич Ивлев
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Email: ivlev.logic@yandex.ru
доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета
Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119991Марина Левенбертовна Ивлева
Российский университет дружбы народов
Email: ivleva-ml@rudn.ru
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198Список литературы
- Архиереев Н.Л. Семантика допустимых множеств оценок // Логические исследования. 2011. Вып. 16.
- Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания. М., 1994.
- Ивлев В.Ю. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании // Философия и общество. 1977. № 3.
- Ивлев В.Ю. Методологический принцип введения категорий модальности в современном научном познании // Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50). С. 4. doi: 10.18698/2306-8477-2016-12-403.
- Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л. Методологическая роль категорий необходимости, случайности и возможности в научном познании. М.: МГТУ «МАМИ», 2011. 109 с.
- Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В. От детерминизма к квазидетерминизму в логике и вне логики // История и философия науки в эпоху перемен: сб. научных статей. В 6 т. Т. 1. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018.
- Ивлев Ю.В. Квазиматричная (квазифункциональная) логика. М., 2018.
- Ивлев Ю.В. Содержательная семантика модальной логики. М., 1985.
- Ивлев Ю.В. Модальная логика. М., 1991.
- Карпенко А.С. Развитие многозначной логики. М., 2010.
- Клини С. Введение в метаматематику. М., 1957.
- Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
- Rescher N. Many-valued logic. N.Y., 1969.
- Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. М., 1978.
- Whitehead A.N., Russell, B. Principia Mathematica. Volume 1. Cambridge university Press, 2010.