Логическая методология

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В нормативных документах Министерства высшего образования и науки ставится задача формирования компетенций у студентов. Под компетенциями понимаются знания и умения. Знания - это мировоззренческая составляющая науки, а значит соответствующей учебной дисциплины, а умения - методологическая составляющая. Под мировоззрением понимается система взглядов на предметную область науки, а под методологией - система нематериальных средств познания и практической деятельности, разрабатываемых в данной науке и представленных в соответствующей учебной дисциплине. Отмечается, что предметом изучения логики являются не только особые структуры мыслей и процессов мышления (формы мыслей и процессов мышления), но и виды и характеристики исходных составляющих сложных мыслей и процессов мышления, например знаки и термины. В статье на примере логики описывается авторская концепция методологической составляющей учебной дисциплины. Обращается внимание на важность использования в процессе познания методологических установок, создаваемых на основе мировоззрения, а также на необходимость учитывать виды знания - знание эмпирическое и теоретическое, проблема, гипотеза, теория. Приводятся некоторые другие методологические средства логики, например, принципы, технологии. Более известные методологические средства (методы, стратегии, тактики и др.) не рассматриваются. Предполагается, что статья вызовет интерес у представителей других философских, и не только философских, учебных дисциплин, и обсуждение проблемы мировоззренческих и методологических составляющих этих дисциплин продолжится.

Об авторах

Виталий Юрьевич Ивлев

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Автор, ответственный за переписку.
Email: vitalijivlev@yandex.ru

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия»

2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 105005

Юрий Васильевич Ивлев

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: ivlev.logic@yandex.ru

доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета

Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, Москва, Российская Федерация, 119991

Марина Левенбертовна Ивлева

Российский университет дружбы народов

Email: ivleva-ml@rudn.ru

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной философии

ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198

Список литературы

  1. Архиереев Н.Л. Семантика допустимых множеств оценок // Логические исследования. 2011. Вып. 16.
  2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания. М., 1994.
  3. Ивлев В.Ю. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании // Философия и общество. 1977. № 3.
  4. Ивлев В.Ю. Методологический принцип введения категорий модальности в современном научном познании // Гуманитарный вестник. 2016. № 12 (50). С. 4. doi: 10.18698/2306-8477-2016-12-403.
  5. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л. Методологическая роль категорий необходимости, случайности и возможности в научном познании. М.: МГТУ «МАМИ», 2011. 109 с.
  6. Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В. От детерминизма к квазидетерминизму в логике и вне логики // История и философия науки в эпоху перемен: сб. научных статей. В 6 т. Т. 1. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2018.
  7. Ивлев Ю.В. Квазиматричная (квазифункциональная) логика. М., 2018.
  8. Ивлев Ю.В. Содержательная семантика модальной логики. М., 1985.
  9. Ивлев Ю.В. Модальная логика. М., 1991.
  10. Карпенко А.С. Развитие многозначной логики. М., 2010.
  11. Клини С. Введение в метаматематику. М., 1957.
  12. Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
  13. Rescher N. Many-valued logic. N.Y., 1969.
  14. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. М., 1978.
  15. Whitehead A.N., Russell, B. Principia Mathematica. Volume 1. Cambridge university Press, 2010.

© Ивлев В.Ю., Ивлев Ю.В., Ивлева М.Л., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах