Общий корень философии и теологии в лекциях по диалектике Ф.Д.Э. Шлейермахера
- Авторы: Беляева А.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019): ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- Страницы: 476-487
- Раздел: История европейской философии
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/22614
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2019-23-4-476-487
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Шлейермахер - философ и теолог - широко известен в протестантских кругах. Однако его философию после рубежа девятнадцатого - двадцатого веков только начинают переоткрывать в России. Одним из центральных произведений Шлейермахера являются лекции по диалектике, прочитанные им в Берлинском университете. Именно в лекциях по диалектике Шлейермахер излагает свою систему философии. Он пытается соединить мир действия и мир науки, выявляя их общий корень, таким образом, предлагая свой взгляд на решение проблемы посткантовской философии. Действие и познание, пишет Шлейермахер, не два различных несводимых друг к другу мира, в которых обречен жить человек, но два различных взгляда на реальность, при этом, поскольку они могут быть описаны в одних и тех же понятиях, доминирование той или иной стороны зависит от того, какое из общих для обоих «миров» понятий имеет перевес. Более того, в этих лекциях можно увидеть, как Шлейермахер понимает связь теологии и философии. Теология, достоверность оснований которой подтверждаются очевидной данностью религиозного чувства - откровения Абсолюта, - и философия, которая постепенно восходит к Абсолюту, описывая его как высшее понятие, которому больше ничего нельзя противопоставить, следовательно, которое разум не может определить, свое общее основание имеют в Абсолюте, Боге, данном нам в чувстве, и предпосылаемом каждому акту бытия и мышления. Итак, «Диалектику» Шлейермахера можно по праву считать не только изложением его философской системы, но и ключом к пониманию взаимосвязи философии и теологии и их связи через понятие Бога.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Владиславовна Беляева
Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: nasbel1692@yandex.ru
преподаватель Лицея
ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Российская Федерация, 101000Список литературы
- Arndt A. Friedrich Schleiermacher als Philosoph. Walter de Gruyter GmbH. Berlin, 2013.
- Aus Schleiermacher's leben. In Briefen. Zweiter Band G. Reimer. Berlin, 1858.
- Dilthey W. Leben Schleiermachers. Bd. H/2, hg. von M. Redeker. Berlin, 1966.
- Dole A. Schleiermacher on Religion and the Natural Order. Oxford University Press. 2010.
- Nowak K. Schleiermacher: Leben, Werk und Wirkung. Göttingen, 2001.
- Platons Werke von F. Schleiermacher. Band 2, Teil 2. In der Realschulbuchhandlung, 1807.
- Ringleben J. Die Reden über die Religion // Friedrich Schleiermacher: Theologe, Philosoph, Paedagoge. Goettingen, 1985.
- Schleiermacher F.D.E. Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern (1799). Philosophische Bibliothek Bd. 255. Meiner Hamburg (Nachdruck), 1970.
- Schleiermacher F. Friedrich Schleiermacher's Philosophische Sittenlehre. Band 2. Herausg. Julius H. “von” Kirchmann. Heimann, 1870. 595 s.
- Schleiermacher F. Vorlesungen über die Dialektik. Kritische Gesamtausgabe. Band 10. Teil 1 von Schleiermacher, Friedrich; heraus. Andreas Arndt, Walter de Gruyter, 2011.
- Schleiermacher F., Gass J.C., Fr. Schleiermacherʹs Briefwechsel mit J. Chr. Gaß, Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2017. 322 s.
- Trillhaas W. Der Berliner Prediger // Friedrich Schleiermacher: Theologe, Philosoph, Paedagoge. Goettingen, 1985
- Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума / пер. с нем. В. Неведомского; под ред. В.Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2007.
- Йешке В. Об условиях возможности философии религии после эпохи Просвещения // Вера и знание. Соотношение понятий в немецкой классической философии / отв. ред. Д.Н. Разеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
- Кант И. Критика практического разума // И. Кант. Сочинения. В 8 т. Т. 4. М.: Чоро, 1994.