Еврейская философия как направление мировой философии нового и новейшего времени

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья представляет собой анализ еврейской философии Нового и Новейшего Времени как целостного явления. В отличии от древности и средневековья, когда философия представляла собой довольно маргинальную часть еврейской мысли, в Новое Время формируется еврейская философия как особое направление мировой. Несмотря на то, что представители этого направления писали на разных языках и активно участвовали в деятельности разных национальных школ философии, их творчество имеет внутреннюю преемственность и целостность. В статье формулируется следующие пять критериев принадлежности к еврейской философии: принадлежность собственно к философии; опора на еврейские источники; адресатом еврейской философии является образованный европеец; интеллектуальная преемственность (представители еврейской философии Нового и Новейшего Времени опираются друг на друга, спорят друг с другом и защищают друг друга от возможных нападок со стороны других школ); обращение к набору характерных тем, таких как монизм, этика и онтология, значимость поведения и практической жизни, политика, проблема человека, интеллект, язык и герменевтика текста, Афины и Иерусалим, диалогизм. В статье приводится перечень основных авторов, удовлетворяющих этим критериям. Центральными из них можно считать Баруха (Бенедикта) Спинозу, Моше Мендельсона, Шломо Маймона, Германа Когена, Франца Розенцвейга, Йосефа Дова Соловейчика, Лео Штрауса, Авраама Иегошуа Хешеля, Элиезера Берковича, Эмиля Факенхейма, Мордехая Каплана, Эммануэля Левинаса. Основной вывод статьи: к концу 20-го века еврейская философия, продолжая как традиции классической европейской философии, так и иудаизма, стала важной неотъемлемой частью западной мысли.

Об авторах

Илья Дворкин

Еврейский университет в Иерусалиме

Email: idvorkin@mail.ru
профессор Иерусалим, Израиль, 9190501

Список литературы

  1. נימרק, דוד, תולדות הפילוסופיה בישראל: על פי סדר המחקרים. מאת דוד בן שלמה נימרק. ניו יורק ; ווארשה ; מוסקבה : א.י. שטיבל, תרפ"א-תרפ"ט
  2. Guttmann J. Die Philosophie des Judentums. München: E. Reinhardt, 1933.
  3. Agus J. London-New-York, 1959.
  4. Wolfson HA. Studies in the history of philosophy and religion. Cambridge: Harvard University Press, 1973-1977.
  5. History of Jewish philosophy. (Routledge history of world philosophies 2). Daniel H. Frank Oliver Leaman (Hg.). London; 1997.
  6. Hayoun Maurice-Ruben. Geschichte der jüdischen Philosophie. WBG: Darmstadt; 2004.
  7. The Cambridge History of Jewish Philosophy. Volume 1. Steven Nadler and T.M. Rudavsky; Cambridge University Press, 2008.
  8. Shatz D. Jewish thought in dialogue: essays on thinkers, theologies, and moral theories. Brighton, MA: Academic Studies Press; 2009.
  9. New Directions in Jewish Philosophy. Paperback. Aaron W. Hughes (Editor), Elliot R. Wolfson (Editor). Indiana University Press; 2009.
  10. Schweid E. A history of modern Jewish religious philosophy by Eliezer Schweid. Translation by Leonard Levin. Leiden; Boston: Brill; 2011.

© Дворкин И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах