ПОЛЕМИКА О СУБЪЕКТЕ МЕЖДУ БУДДИСТАМИ И ВАЙШЕШИКАМИ В «ПУДГАЛАВИНИШЧАЕ» ВАСУБАНДХУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается полемика между «ортодоксальной» индийской философской школой вайшешика и одним из величайших буддийских философов - Васубандху (IV-V вв.) о существовании субъекта («атмана») как реалии. Дискуссия исследуется на примере текста «Пудгалавинишчаи» Васубандху (далее - ПВ). ПВ - буквально «Исследование субъекта», или «пудгалы» - традиционно считается 9-й главой «Абхидхармакоша-бхашьи» того же автора и является одним из наиболее важных полемических трактатов о субъекте, или атмане, в буддийской философии. Среди обсуждаемых вопросов - знаменитый «гносеологический аргумент», способность вспоминать и воспринимать, как возможна разница между моментами сознания, необходим ли субстрат для сознания. Одна из стратегий Васубандху заключается в том, что он пытается найти внутренние противоречия в аргументах оппонентов. Можно сказать, что главный аргумент Васубандху направлен на обоснование механизма причинно-следственного возникновения всех явлений (пратитьясамутпада). Если вайшеники исходят из собственной логики о необходимости субстанции для качеств, то Васубандху пытается убедить перевести их на свою сторону и предлагает принципиально новую объяснительную модель, согласно которой существуют только последовательности моментов-явлений (дхарм), которые возникают друг за другом в соответствии с законом причины и следствия.

Об авторах

Лев Игоревич Титлин

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: titlus@gmail.com

кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН

ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, Москва, Россия, 109240

Список литературы

  1. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. 1050 c.
  2. Титлин Л.И. «Анатман» (не-Я) как ключевая ценностная установка буддизма в контексте онтологии вайбхашики и пудгалавады (на материале 9-й книги «Абхидхармакоши» Васубандху) // Идеалы. Ценности. Нормы: VI международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). 3—6 февраля 2010 г. / сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. С.-Петербург: Изд-во СпбГУ, 2010. С. 216—221.
  3. Титлин Л.И. Понятие субъекта в буддизме пудгалавады // История философии № 17. М.: Изд-во ИФ РАН, 2013. С. 15―40.
  4. Титлин Л.И. Проблема онтологического статуса субъекта в «Пудгалавинишчае» Васубандху // Психология и Психотехника. 2011. № 8. М.: Nota Bene, 2011. C. 91―102.
  5. L'Abhidharmakosa de Vasubandhu. Traduit et annoté par L. de la Vallée Poussin. Chap. 1 — 9. Paris: P. Geuthner, 1923―1931.
  6. Abhidharmakosabhasyam. Translated by Louis de La Vallée Poussin; English translation by Leo M. Pruden. Berkeley, Calif., 1998―1990.
  7. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 2001. 670 c.
  8. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Раздел V: Учение об аффектах. Раздел VI: Учение о пути благородной личности / составление, перевод, комментарии, исследование Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 524 c.
  9. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998. 670 c.
  10. Stcherbatsky T. The Soul Theory of the Buddhists. Delhi: Bharatiya Vidya Prakashan, 1976.
  11. Kapstein M. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. Boston: Wisdom Publications, 2001.
  12. Duerlinger J. Indian Buddhist Theories of Persons. Vasubandhu’s Refutation of the Theory of a Self. Taylor and Francis e-Library, 2005.
  13. Титлин Л.И. Полемика Васубандху со сторонниками учения о пудгале (индивиде) в «Пудгала-винишчае» c приложением «Пудгала-винишчая» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры (фрагмент) // Историко-философский ежегодник. 2013. М.: КАНОН+; РООИ «Реабилитация», 2014. С. 256―276.
  14. Титлин Л.И. Васубандху. «Пудгалавинишчая». Предисловие. Пер. фрагментов 943―948 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 4. C. 116―128.
  15. Титлин Л.И. Васубандху. Пудгала-винишчая (Предисл., пер. фрагмента, примеч. Л.И. Титлина) // История философии. 2015. Т. 20. № 2. C. 107—125.
  16. Титлин Л.И. Проблема субъекта в индийской философии («Пудгалавнишчая» Васубандху). М.: Онтопринт, 2018.
  17. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит., 2011. 1050 c.
  18. Индийская философия: Энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2009. 953 c.

© Титлин Л.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах