ЧУВСТВЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРКСА-АНТИУТОПИСТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Как известно, мысль Маркса о взаимосвязи способов производства материальной жизни и процессов социальной, политической, духовной жизни указывает на взаимообусловленность сознания и объективной реальности. При этом сознание, оперирующее идеально-модельными формами на основе чувственного восприятия и обладающее творческой способностью, с самого порождения людей выступает как общественный продукт. Современные условия техногенной цивилизации побуждают к поиску философской мысли о балансе чувственного и рационального подходов в созидательно-разрушительной деятельности человека. Авторы статьи, придерживаясь антропо-аксиологического метода и идеи «утопии этического симбиоза» как возможности существования глобального мира, обращают внимание на роль чувственного начала в теории Маркса. В статье рассматривается феномен чувственности в контексте антиутопического подхода в философско-антропологической концепции К. Маркса. Авторы ссылаются на то, что мыслитель в своих ранних экономическо-философских работах отмечает значимость «сущностных сил человека», чувственность, неразрывно связанную с сознанием и являющуюся предпосылкой практической и духовно-практической деятельности. Чувственность, обусловленная развитой телесной организацией и развитой психикой, является способом создания предметного, действительного бытия. Она выступает как «чувства общественного человека» и «богатство субъективной человеческой чувственности», способной к наслаждениям, что является особенностью «человеческих сущностных сил». Вместе с тем авторы отмечают, что К. Маркс, для которого коммунизм есть форма и принцип будущего, а не утопия, сознательно отказывается от разработки идеальных моделей социальности, обращаясь к материальной, практической стороне деятельности человека как особому виду субъект-объектных взаимодействий, реально преобразующих бытие человека со значимостью человеческих сущностных сил. С целью критического анализа утопической проблематики в качестве исходного тезиса К. Маркс провозглашает не только сознательный уход от утопического как не соответствующего потребностям современного этапа развития социума, т.е. зрелому состоянию капиталистического производства и зрелым классовым отношениям, но и определяет иную концептуально-методологическую постановку проблемы человека и его отношения к внешнему миру. Именно в проблемном поле антропологической теории, позволяющей переосмыслить ценность самой человеческой жизни, противоречия в деятельности человека, взаимодействующего с обществом и государством, разрешается проблема утопического в философской системе К. Маркса. Мыслитель заявляет о конце утопии, создавая теоретико-концептуальное основание для последующей философской дилеммы «утопия-антиутопия».

Об авторах

Галина Григорьевна Коломиец

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kolomietsgg@yandex.ru

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и культурологии Оренбургского государственного университета

просп. Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018

Павел Васильевич Ляшенко

Оренбургский государственный университет

Email: lyashenkopavel@rambler.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры общих правовых дисциплин и политологии Оренбургского государственного университета

просп. Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018

Список литературы

  1. Коломиец Г.Г. Национальное достоинство и утопия этического симбиоза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 5 (193). С. 31-35.
  2. Лабика Ж. Марксизм между наукой и утопией // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Институт философии и права УрО РАН. 2004. № 5. С. 268-293.
  3. Анализ структуры и динамики науки в социокультурном контексте. Материалы обсуждения избранных трудов В.С. Степина // Вопросы философии. 2017. № 12. С. 5-31.
  4. Порус В.Н. Рационализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С. 422-424.
  5. Франк С.Л. Ересь утопизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. С. 378-395.
  6. Marx Engels Werke (MEW). Berlin, Diert, Verlag, 1972. Т. 4.
  7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. С. 303-359.
  8. Маркс К. Немецкая идеология // Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. С. 388-472.
  9. Кондрашов П.Н. Философия праксиса Карла Маркса // Вопросы философии. 2016. № 10. С. 69-80.
  10. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. С. 385-387.
  11. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление: антология. М.: Прогресс, 1991. С. 49-78.
  12. Герт В.А. Целостность и субъектность индивидуального бытия человека: дис. доктора филос. наук. Челябинск. 2016. Режим доступа: http://chgik.ru/sites/default/files/dissovet01_ gert_disser.pdf. Дата обращения: 01.06.2018.
  13. Фролов И.Т. На пути к единой науке о человеке // Природа. 1985. № 8. С. 58-69.
  14. Корсаков С.Н. Об универсальности и уникальности человека // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 167-175.
  15. Мангейм К. Идеология и утопия. М.: Институт научной информации по общественным наукам, 1976.
  16. Григорьян Б.Т. Философская антропология: (Критич. очерк). М.: Мысль, 1982.
  17. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011.

© Коломиец Г.Г., Ляшенко П.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах