ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ МОТИВАХ В ФИЛОСОФИИ К. МАРКСА
- Авторы: Быстров В.Ю.1, Дудник С.И.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 4 (2018)
- Страницы: 397-406
- Раздел: К 200-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ К. МАРКСА
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/20483
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-4-397-406
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема возможного сближения философии К. Маркса и экзистенциализма. Этот вопрос имеет свою историю в попытках Ж.П. Сартра обогатить марксизм экзистенциализмом и свойственным ему методом «понимания». Эти попытки были подвергнуты критике как со стороны ортодоксальных марксистов (Р. Гароди), так и со стороны «правых» мыслителей (Р. Арон), убежденных, что противоречие между марксизмом и экзистенциализмом в границах истории человечества неразрешимо. Кроме того, в статье анализируется и попытка соединить марксизм и экзистенциализм, предпринятая Э. Фроммом. Согласно Э. Фромму философия К. Маркса является подлинным «духовным экзистенциализмом», что до сих пор не было понято ортодоксальными марксистами. Сторонники объединения марксизма и экзистенциализма убеждены, что философия марксизма, лишенная своих экзистенциальных мотивов, редуцированная до своих логико-методологических и структурно-функциональных компонентов, оказывается непривлекательным и даже безжизненным конструктом. Революционная теория марксизма должна быть выражена в ярких формулах, насыщенных страстью, она должна ориентироваться не только на рациональные доводы, но и на «логику сердца». Такая теория должна быть экзистенциальной философией. Существует проблема, в одинаковой мере важная и для философии К. Маркса, и для экзистенциализма, - проблема отчуждения. Но решение данной проблемы в этих философских направлениях является не только глубоко различным, но и диаметрально противоположным. Если для экзистенциализма отчуждение представляет собой онтологический феномен, т.е. отчуждение сопровождает существование человека на всех его этапах, то для К. Маркса этот феномен имеет социально-историческую природу, и поэтому именно в истории человека он возникает и в этой же истории преодолевается.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Юрьевич Быстров
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vyb83@yandex.ru
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философской антропологии Института философии СПбГУ
Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, Россия, 199034Сергей Иванович Дудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: s.i.dudnik@gmail.com
доктор философских наук, профессор, директор Института философии СПбГУ
Университетская набережная, д. 7/9, Санкт-Петербург, Россия, 199034Список литературы
- Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.
- Гароди Р. Ответ Жан-Полю Сартру. М., 1962.
- Гриценко В.С. Марксизм vs экзистенциализм? // Новые идеи в философии. 2013. Т. 1. № 21. С. 83-93.
- Зерзан Дж. Первобытный человек будущего. М., 2007.
- Кондрашов П.Н. Анализ экзистенциальной проблематики в философии Карла Маркса // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 34-57.
- Кондрашов П.Н. Понятие экзистенции в философии К. Маркса // Человек. 2016. № 2. С. 127-139.
- Кондрашов П.Н. Экзистенциальные контексты философии К. Маркса // Философские науки. 2015. № 7. С. 53-67.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1955.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М., 1960.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М., 1974.
- Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 2008.
- Сидоров А.Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции. М., 2006.
- Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М., 2004.
- Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1998.