Мост С̣ирāт̣ как путь к Истине: истолкование Насира Хусрава
- Авторы: Корнеева Т.Г.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: Том 22, № 2 (2018)
- Страницы: 226-235
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/18717
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2018-22-2-226-235
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена истолкованию персидским философом XI века Насиром Хусравом понятия «мост С̣ирāт̣», а также связанных с ним понятий «ад» и «рай». В исламе можно выделить две позиции относительно способов толкования аятов Корана: одна группа настаивала на прямом, буквальном толковании Корана, а другие утверждали необходимость эзотерической интерпретации текста, поиска скрытого смысла. Насир Хусрав применяет метод толкования «таʼв͞ил» к тексту Откровения и хадисам, что позволяет ему интерпретировать религиозные понятия в философском ключе и наполнить их новыми смыслами. В отличие от буквалистов, которые считали мост С̣ирāт̣ реально существующим, в понимании исмаилитского философа мост С̣ирāт̣ - это образ духовного пути человека. В конце этого пути душа человека попадает либо в рай, либо в ад. Для Насира Хусрава рай - это возвращение единичной души человека к своему истоку - Всеобщей Душе. Ад понимается Насиром Хусравом не как место, где будет совершено наказание, а как состояние души, которая не может вернуться к своему истоку, а потому страдает, запертая в границах материального мира. Статья сопровождается переводом отрывка из философского трактата Насира Хусрава «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), посвященного объяснению понятия «мост С̣ирāт̣».
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Георгиевна Корнеева
Институт философии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: tankorney@gmail.com
кандидат философвких наук, младший научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН
Гончарная, 12, стр. 1, Москва, Россия 109240Список литературы
- Хансбергер Э.К. Насир Хусрав - рубин Бадахшана. Портрет персидского поэта, путешественника, философа. М.: Ладомир, 2005.
- Дафтари Ф. Традиции исмаилизма в средние века. М.: Ладомир, 2006. С. 146
- Morewedge P. Introduction / Nasir Khusraw. Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology. Trans. by Faquir M. Hunzai, intr. and comm. Parviz Morewedge. London: I.B.Tauris &Co Ltd, 1999. p. 10.
- Хансбергер Э.К. Насир Хусрав - рубин Бадахшана. Портрет персидского поэта, путешественника, философа. М.: Ладомир, 2005. С. 35.
- Ал-Газали, Абу Хамид. Возрождение религиозных наук / Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Пер. с араб. яз. книги “Ихйа’ ‘улум ад-дин”. В 10 т. Т. 1. Изд-е 2. Махачкала: Нуруль иршад, 2011. C. 289.
- Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. Ин-т востоковедения, С.-Петербург. фил. М.: Вост. лит. С. 256-258.
- Смирнов А.В. Словарь категорий и понятий: арабская философия // Универсалии восточных культур. М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 2001. С. 318.
- Poonawala I.K. Al-Sijistani and his Kitab al-Maqalid al-Malakutiyya // Ishraq: Islamic Philosophy Yearbook: 2013. No. 4. М.: Вост. лит., 2013. Р. 168.
- Ал-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение разума (Рахат ал-акль). введение, пер. с арабского и комм. А.В. Смирнова. М.: Ладомир, 1995. С. 34.
- Насир Хусрав. Гуша$йиш ва раха$йиш (Раскрытие и освобождение). Лондон: I.B. Tauris, 1999 (на перс. яз.)
- Ал-Бухари. Сах̣и$х̣. Эр-Рияд̣: Мактаба ар-рашд. 1427 г.х. / 2006, с. 827-828. (на араб. яз.)