Счастье как само-осуществление у Ас-Сухраварди и Ибн ‘Араби
- Авторы: Смирнов А.В.1
-
Учреждения:
- Институт философии РАН
- Выпуск: № 1 (2014)
- Страницы: 94-100
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/11742
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для ас‑Сухраварди, основателя философии ишракизма, «счастье» ( саада ) — это достижение полного осуществления человеческого «я». Заключенное в оковы темной материи и представляющее собой полностью противоположный ей свет, человеческое «я» достигает счастья, сбросив оковы материи и слившись с Абсолютным Светом — началом всего. Этот путь вертикального восхождения, прорывающий рамку земного мира и обычного существования, могут преодолеть лишь немногие. Ибн ‘Араби, напротив, считает, что счастье не только достижимо, но и фактически достигается всеми, полагая его, в отличие от ас‑Сухраварди, в пределах горизонта человеческого существования. В основе этого лежит онтология отношения между Богом и миром, а также представление о человеке как центральном звене универсума, скрепляющем все его многообразие. Для Ибн ‘Араби счастье — также полное самоосуществление человеческого «я», но при ином понимании человека.
Ключевые слова
Список литературы
- Al-Suhrawardī. Ḥikmat al‑Ishrāq. OEuvres philosophiques et mystiques de Shihabaddin Yahya Sohrawardi [par] Henry Corbin. Prolégomènes en français et éd. critique. Téheran, Institut franco-iranien, 1952. V. №1>.
- Suhrawardī. The Philosophy of Illumination. A New Critical Edition of the Text of Ḥikmat al-Ishrāq with English Translation, Notes, Commentary, and Introduction by John Walbridge & Hossein Ziai. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 1999.
- Ibn ‘Arabī. Fuṣūṣ al‑ḥikam / Ed. A. Affifi. Beyrouth. 1980.