Счастье как само-осуществление у Ас-Сухраварди и Ибн ‘Араби

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для ас‑Сухраварди, основателя философии ишракизма, «счастье» ( саада ) — это достижение полного осуществления человеческого «я». Заключенное в оковы темной материи и представляющее собой полностью противоположный ей свет, человеческое «я» достигает счастья, сбросив оковы материи и слившись с Абсолютным Светом — началом всего. Этот путь вертикального восхождения, прорывающий рамку земного мира и обычного существования, могут преодолеть лишь немногие. Ибн ‘Араби, напротив, считает, что счастье не только достижимо, но и фактически достигается всеми, полагая его, в отличие от ас‑Сухраварди, в пределах горизонта человеческого существования. В основе этого лежит онтология отношения между Богом и миром, а также представление о человеке как центральном звене универсума, скрепляющем все его многообразие. Для Ибн ‘Араби счастье — также полное самоосуществление человеческого «я», но при ином понимании человека.

Об авторах

Андрей Вадимович Смирнов

Институт философии РАН

Email: hphilosophy@mail.ru

Список литературы

  1. Al-Suhrawardī. Ḥikmat al‑Ishrāq. OEuvres philosophiques et mystiques de Shihabaddin Yahya Sohrawardi [par] Henry Corbin. Prolégomènes en français et éd. critique. Téheran, Institut franco-iranien, 1952. V. №1>.
  2. Suhrawardī. The Philosophy of Illumination. A New Critical Edition of the Text of Ḥikmat al-Ishrāq with English Translation, Notes, Commentary, and Introduction by John Walbridge & Hossein Ziai. Provo, Utah: Brigham Young University Press, 1999.
  3. Ibn ‘Arabī. Fuṣūṣ al‑ḥikam / Ed. A. Affifi. Beyrouth. 1980.

© Смирнов А.В., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах