Образ истины в традиционной индийской философии
- Авторы: Канаева Н.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 1 (2014)
- Страницы: 24-31
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/11733
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Будучи одной из ключевых ценностей западной культуры, истина исторически являлась в западной философии в разных образах. В истории индийской философии истина также рассматривалась как ценность, но не всегда путь превращения слова «истина» в философскую категорию там можно проследить. В статье выделены основные направления дискуссий и главные смыслы индийских терминов (satya, j$аna, Dharma, prаmахya), обозначавших истину. Первыми предложили свои концепции истины буддисты, сначала — как учение о четырех благородных истинах, затем — как учение о двух истинах (высшей и низшей). В индийской традиции, также как в западной философии, истина исследовалась в разных образах: как экзистенциальная, моральная, онтологическая, сотериологическая, эпистемологическая и логическая. Индийцы различали также выводную истину и истину как семантический концепт. Стремление построить теоретическое учение о мире, которое объясняло бы существование разных его уровней, природного и сверхприродного, познаваемых рациональными и сверхрациональными способами, привело, с западной точки зрения, к парадоксальным, противоречивым результатам. Пример такой противоречивой эпистемологии можно найти в джайнизме.
Об авторах
Наталия Алексеевна Канаева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: hphilosophy@mail.ru
Кафедра истории философии Факультет философии
Список литературы
- Kasavin I.T. Truth // Encylopedia Epistemologii i Philosophii nauki. (Encylopedia of Philosophy and Epistemology of sciences). Moscow. 2009. S. 323—329.
- Fedotova V.G. Klassicheskoye i neklassicheskoye v socialnom poznanii // Obschestvennye nauki i sovremennost. (Classic and non-classic in social knowledge // Social sciences and modernity). 1992. N 4.
- Monier-Williams M. Sanskçit-English Dictionary. New ed. With collabor. of E. Leumann, C. Cappeller and other. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Prvt. Ltd., 1976; 1st ed. 1899.
- Solomon E.A. Indian Dialectics: Methods of Philosophical Discussion. 2vols. Vol. I. Ahmedabad. 1976.
- Solomon E.A. Indian Dialectics: Methods of Philosophical Discussion. 2 vols. Vol. II. Ahmedabad. 1978.
- Vallée Poussin, de la L. Documents d’Abhidharma — les Deux, les Qatre. Les Trois Vérités. Extraits de la Vibhаùa et du Ko÷a de Sa#ghabhadra // Mélanges chinois et bouddhiques. Bruxel, 1936—1937. T. 5.
- Thakchoe S. The Theory of Two Truths in India // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2011 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <http://plato.stanford.edu/archives/ sum2011/entries/twotruths-india/>.
- Lysenko V.G. Svalakùaхa-sāmānya-lakùaхa // Philosophiya Buddhisma: Encylopedia. (Philosophy of Buddhism: Encyclopedia). Moscow. 2011.
- Stcherbatsky F.I. Teoriya poznaniya i logika po ucheniyu pozdneishyh buddistov (Epistemology and Logic in accordance with teaching of latest Buddhists) / Ed. A.V. Paribok. Sankt-Petersburg. 1995. Pt. 2.
- Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. In 2 vols. New York, 1984. Vol. I.
- Mohanty J. N. Reason and Tradition in Indian Thought: An Essay on the Nature of Indian Philosophical Thinking. N.Y.: Oxford University Press, 1992.
- Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. In 2 vols. New York, 1984. Vol. II.
- Padmarajiah I.J. Anekаntavаda, Nayavаda and Syаdvаda // Encyclopaedia of Jainism. In 30 Vols. New Delhi. 2001. Vol. 1.