Образ истины в традиционной индийской философии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Будучи одной из ключевых ценностей западной культуры, истина исторически являлась в западной философии в разных образах. В истории индийской философии истина также рассматривалась как ценность, но не всегда путь превращения слова «истина» в философскую категорию там можно проследить. В статье выделены основные направления дискуссий и главные смыслы индийских терминов (satya, j$аna, Dharma, prаmахya), обозначавших истину. Первыми предложили свои концепции истины буддисты, сначала — как учение о четырех благородных истинах, затем — как учение о двух истинах (высшей и низшей). В индийской традиции, также как в западной философии, истина исследовалась в разных образах: как экзистенциальная, моральная, онтологическая, сотериологическая, эпистемологическая и логическая. Индийцы различали также выводную истину и истину как семантический концепт. Стремление построить теоретическое учение о мире, которое объясняло бы существование разных его уровней, природного и сверхприродного, познаваемых рациональными и сверхрациональными способами, привело, с западной точки зрения, к парадоксальным, противоречивым результатам. Пример такой противоречивой эпистемологии можно найти в джайнизме.

Об авторах

Наталия Алексеевна Канаева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: hphilosophy@mail.ru
Кафедра истории философии Факультет философии

Список литературы

  1. Kasavin I.T. Truth // Encylopedia Epistemologii i Philosophii nauki. (Encylopedia of Philosophy and Epistemology of sciences). Moscow. 2009. S. 323—329.
  2. Fedotova V.G. Klassicheskoye i neklassicheskoye v socialnom poznanii // Obschestvennye nauki i sovremennost. (Classic and non-classic in social knowledge // Social sciences and modernity). 1992. N 4.
  3. Monier-Williams M. Sanskçit-English Dictionary. New ed. With collabor. of E. Leumann, C. Cappeller and other. New Delhi: Munshiram Manoharlal Publishers Prvt. Ltd., 1976; 1st ed. 1899.
  4. Solomon E.A. Indian Dialectics: Methods of Philosophical Discussion. 2vols. Vol. I. Ahmedabad. 1976.
  5. Solomon E.A. Indian Dialectics: Methods of Philosophical Discussion. 2 vols. Vol. II. Ahmedabad. 1978.
  6. Vallée Poussin, de la L. Documents d’Abhidharma — les Deux, les Qatre. Les Trois Vérités. Extraits de la Vibhаùa et du Ko÷a de Sa#ghabhadra // Mélanges chinois et bouddhiques. Bruxel, 1936—1937. T. 5.
  7. Thakchoe S. The Theory of Two Truths in India // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2011 Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL = <http://plato.stanford.edu/archives/ sum2011/entries/twotruths-india/>.
  8. Lysenko V.G. Svalakùaхa-sāmānya-lakùaхa // Philosophiya Buddhisma: Encylopedia. (Philosophy of Buddhism: Encyclopedia). Moscow. 2011.
  9. Stcherbatsky F.I. Teoriya poznaniya i logika po ucheniyu pozdneishyh buddistov (Epistemology and Logic in accordance with teaching of latest Buddhists) / Ed. A.V. Paribok. Sankt-Petersburg. 1995. Pt. 2.
  10. Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. In 2 vols. New York, 1984. Vol. I.
  11. Mohanty J. N. Reason and Tradition in Indian Thought: An Essay on the Nature of Indian Philosophical Thinking. N.Y.: Oxford University Press, 1992.
  12. Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. In 2 vols. New York, 1984. Vol. II.
  13. Padmarajiah I.J. Anekаntavаda, Nayavаda and Syаdvаda // Encyclopaedia of Jainism. In 30 Vols. New Delhi. 2001. Vol. 1.

© Канаева Н.А., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах