Ишвара-вада в контексте теизма
- Авторы: Аникеева Е.Н.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 4 (2015)
- Страницы: 60-67
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/11597
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Индийское учение ишвара-вада о личном Высшем Боге («īçvara-vāda» от санскр. īç - «владеть»; īçvara - «господин», «хозяин»; vāda - учение) играет большую роль в классической индийской философии. Ряд даршан получили в связи с этим названия «сешвара-санкхья» («санкхья с Ишварой»), «сешвара-миманса» («миманса с Ишварой») и др. Полемическое противостояние ишвара- и ниришвара-вады (оппозиционной ей доктрины) обогатило индийскую философскую культуру в целом. При сравнении ишвара-вады и западного теизма, в частности с доказательствами бытия Бога в европейской схоластике обнаруживаются сходства между ними и отличия. В индийском теизме отсутствует креационистская доктрина, характерная для монотеистической религиозности.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Аникеева
Российский университет дружбы народов
Email: hphilosophy@mail.ru
Кафедра истории философии Факультет гуманитарных и социальных наук
Список литературы
- Аникеева Е.Н. Основы индийской религиозности: диалектика личного - безличного. М.: Российский университет дружбы народов, 2010.
- Аникеева Е.Н. Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
- Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / Историко-философское исслед., перевод с санскр. и комм. В.К. Шохина. М.: Восточная литература, 2001.
- Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее древо метода» («Ньяя-кандали») Шридхары / Пер. с санскрита, предисл., историко-филос. коммент. В.Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.
- Шохин В.К. Философский теизм Уддйотакары. Уддйотакара. «Ньяя-вартика. IV. 1. 19-21 / пер. В.К. Шохина // Философия религии. Альманах. 2012-2013. М.: Наука; Восточная литература, 2013. С. 290-332.
- Bronkhorst J. God’s Arrival in the Vaişeşika System // Journal of Indian Philosophy. 1996. Vol. 24. P. 281-294.
- Bulcke Camille. The Theism of Nyaya-vaisesika, its Origin & Early Development. Delhi - Varanasi - Patna: Motilal Banasidass, 1968.
- Carpenter J. Estlin. Theism in Medieval India. N.Y.-L.: Garland Publishing Inc., 1980.
- Chemparathy G. The Īśvara Doctrine of Praśastapāda // Vishveshvaranand Indological Journal. 1968. Vol. VI. P. 65-87.
- Cultural Heritage of India. L., 1958. Vol. I.
- Langbauer Delmar. Indian Theism and Process Philosophy. URL: http://www.religion-online.org/ showarticle.asp?title=2357.
- Macnicol Nicol. Hindus Theism: from the Vedic to the Muhammadan Period. Bombay: Chetana Ltd., 1955.
- The Nyāyakusumaņjali of Udayanāchācharya with Translation and Exposition by N.S. Dravid. Vol. I. N. Delhi, Munshiram, 1996.
- Nyāyā Bhāşyavārttika of Bhāradvāja Uddyotakara / ed. by A. Thakur. N. Delhi, 1997.
- Nyāyāvārttikatātparyaţikā of Vācaspatimišra / ed. by A. Thakur. N. Delhi, 1996.
- Sharma Subhash. Theistic and non-theistic Hindus Philosophiers. URL: http://www.oocities.org/ lamberdar/aastika_nastika.html.
- Udayana. Ātmatattvaviveka / trans. and comm. by N.S. Dravid. Shimla: Indian Institute of Advanced Study, 1955.
- [Vāchaspatimiçra. Tattva-Vaiçāradī] The Yoga System of Pataņjali, or.. Yoga-Sūtras of Pataņjali and the Comment, Called Yoga-Bhāshya.. and the Expanation, called Tattva-Vaiçāradī, of Vāchaspatimiçra/ Woods, J.H. (trans.). Cambridge, Mass., 1914 (Reprint: Delhi, 1992).
- Visvesvari Amma. Udayana and his Philosophy. Delhi, 1985: Nag Pbls., 1985.
- Vyomavatī / ed. by G. Raviraj, D. Šastri. Benares, 1924-1931.