Архетип эстета в дискурсах повествователя и лирического героя А. Мариенгофа 1920-х годов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается функционирование архетипа эстета в дискурсах повествователя и лирического героя А. Мариенгофа 1920-х гг., его воздействие на идиостиль поэта-имажиниста. Особое внимание уделено выявлению факторов, под воздействием которых формировалось эстетское видение мира А. Мариенгофа. Наиболее показательны для творчества А. Мариенгофа начала 1920-х гг. стихи из сборника «Явь», поэмы «Слепые ноги», «Магдалина» и др., в которых архетип эстета дает о себе знать в самых разных проявлениях. В лирическом Я поэзии А. Мариенгофа очевидны черты поэта-эстета, чувствующего не красоту мира и человека, а прежде всего совершенство художественной формы. Он, как это свойственно эстету, «отделяет эстетический аспект воспринимаемого от его этического и познавательного аспектов». Революция становится для А. Мариенгофа не моральным, а эстетическим опытом. Она предстает у него как фантастический коллаж, который складывается случайностями. Сюрреализм революционной действительности, ощущение ее абсурда соседствует с сюрреализмом своеобразной красоты разворачивающихся неожиданных, парадоксальных событий. Доминируют дескриптивные и прескриптивные стратегии создания дискурса - через акцентирование страшного и физиологичесного «схватываются» телесность, внешность, событийность, предметность действительности.

Об авторах

Геннадий Григорьевич Исаев

Астраханский государственный университет

Email: kafruslit@mail.ru
Кафедра литературы

Список литературы

  1. Бабик М.И. Образ героя-эстета в русской литературе XIX-ХХ вв. (Генезис и типология): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. - Киев, 2006.
  2. Бунин И. Окаянные дни. - Л., 1991.
  3. Иванова (Федорчук) Е. Структура и функционирование образа в творчестве поэтов-имажинистов // Есенин и русская поэзия ХХ-ХХ1 веков. М., 2004.
  4. Исаев Г. Категория телесности в художественном дискурсе имажинизма // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 2.
  5. Козырьков В.П. Эстетизация как способ существования информационного общества // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. - 2011. - № 2 (87).
  6. Круглов А. (Абелев). Художественное и эстетское // alkruglov.narod.ru/artest.html.
  7. Lawton A. Vadim Shershenevich: From Futurism to Imagism. Ann Arbor: Ardis, 1981.
  8. Мариенгоф А. Собрание сочинений в трех томах. - Т. 1. - М., 2013.
  9. Markov V. Russian Imagism: 1919-1927. Wilhelm Schmitz Verlag in Gissen, 1980.
  10. McVay Gordon. The Tree-stump and the Horse: The Poetry of Alexander Kusikov // Oxford Slavonic Papers, Oxford, New Series, Volume XI, 1978.
  11. McVay Gordon. Esenin: A Life. Ann Arbor: Ardis, 1976.
  12. Nilsson N.A. The Russian Imaginists. Stockholm Almqwist and Wiksel, 1970.
  13. Павлова И. Имажинизм в контексте модернистской и авангардистской поэзии ХХ века: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. - М., 2002.
  14. Пилинский Акош. // Цитируется по: Акош Силади. Параджанов и Тарковский. Параллельные смертоописания. - URL: http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/attache/454-462pdf.
  15. Piotrovski W. Imazynism rosyski. Krakow, 1997.
  16. Сухов В. «И демон, трепеща крылами, как птица, веет в темноте». Лермонтовский подтекст демонических мотивов в творчестве С.А. Есенина и поэтов-имажинистов // Сура. - 2012. - № 5 (111).
  17. Сухов В.А. Очерки о жизни и творчестве Анатолия Мариенгофа. - Пенза, 2007.
  18. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М., 1996.
  19. Тернова Т.А. Феномен маргинальности в литературе русского авангарда: имажинизм. - Воронеж, 2011.
  20. Уайльд Оскар. Портрет Дориана Грея. - М., 2001.
  21. Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф. - М., 2007.
  22. Чипенко Г.Г. Художественная проза А. Мариенгофа 1920-х годов: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. - Южно-Сахалинск, 2003.
  23. Яжембиньска И. Русский имажинизм как литературное явление: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. - Л., 1986.

© Исаев Г.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах