Преподавание журналистских дисциплин в эпоху панмедиатизации: интервью с профессором Владимиром Тулуповым
- Авторы: Проскурнова Е.Л.1, Тулупов В.В.2
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Воронежский государственный университет
- Выпуск: Том 29, № 4 (2024): ВОЛШЕБНОЕ И СТРАШНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
- Страницы: 835-839
- Раздел: ИНТЕРВЬЮ НОМЕРА
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/42301
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-4-835-839
- EDN: https://elibrary.ru/RNQWNZ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
-
Полный текст
Воспоминания об учебе в университете для каждого студента связаны в первую очередь с преподавателями. Их слова, наставления, шутки, замечания, характерные жесты невозможно забыть. За 45 лет преподавательской карьеры Владимир Васильевич Тулупов, которому в августе 2024 года исполнилось 70, запомнился тысячам молодых людей. Профессор, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, главный редактор научного журнала «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика» и научно-практического альманаха «Акценты. Новое в массовой коммуникации», автор сотен научных и художественных текстов, преподаватель, который в плотном графике всегда найдет время для коллег и учеников. Во время интервью, приуроченного к юбилею выдающегося российского ученого, мы обсудили настоящее и будущее отечественной журналистики и науки.
– Владимир Васильевич, на заре карьеры Ваш исследовательский интерес был сфокусирован на дизайне СМИ. Позже Вы стали уделять много внимания менеджменту и рекламе в медиа. Какие направления, вопросы, проблемы журналистской сферы занимают Ваши мысли сегодня?
– Проблемы доверия к современным СМИ и нюансы управления редакциями, новые профессиональные стандарты журналистской деятельности, осмысление роли журналиста в медиасистеме XXI века – эти вопросы волнуют меня и как исследователя, и как преподавателя. Разумеется, приходится знакомиться с новыми инструментами и алгоритмами генерации медиаконтента для традиционных и новых средств массовой информации. Однако есть направление, которое интересовало меня всегда – фундаментальные принципы функционирования журналистской отрасли, ее онтология. Студенты сегодня довольно быстро осваивают материал, который касается практической стороны деятельности. Но крайне необходимо вместе с ними искать ответы на базовые вопросы нашей научной сферы: где проходит демаркационная линия между качественной журналистикой и ее низкопробной версией; в какой информации действительно нуждается аудитория; как журналистскому сообществу научиться производить сбалансированный объем данных, который, с одной стороны, позволял бы читателю или зрителю обладать нужным количеством знаний о мире, а с другой – не провоцировал бы возникновение нервозности в обществе. Многие уже сознательно отказываются, например, от чтения новостей. Журналистика жива, пока на нее есть спрос. В цифровую эпоху, когда господствует субъект-субъектная коммуникация, мы, журналисты, должны понимать новые запросы аудитории, что, как мне кажется, непросто. Важно научиться «отключать» внешние раздражители, различать сиюминутные тенденции и действительно базовые современные потребности общества в контексте потребления информации. Как звезды можно увидеть только ночью, так и нам нужен луч в темноте.
– Многие выпускники Воронежского государственного университета работают и в Воронеже, и в соседних городах. Какие ключевые тенденции развития современной региональной журналистики Вы отмечаете? На какие страны стоит ориентироваться в контексте развития местных медиа?
– Важнейшим источником информации для жителей регионов об их родных городах становятся телеграм-каналы, а также местные паблики. Новости разного характера публикуются молниеносно, в сжатом формате, с использованием аудиовизуальных материалов. Разумеется, аудитории такой способ потребления информации удобен и интересен. С сожалением констатирую тяжелое положение, в котором оказывается локальная пресса. Для огромного количества изданий основным источником финансирования является региональный бюджет, что, конечно, сказывается на информационной политике. С другой стороны, падает спрос со стороны читателей. В научном и профессиональном сообществах ведется дискуссия, а есть ли смысл вообще в ближайшей перспективе сохранять редакции муниципальных изданий. На мой взгляд, ответ положительный. Они нужны обществу. Ведь все еще сохраняется близость к аудитории, сформировавшаяся за много лет доверия со стороны большого числа людей, которые привыкли сообщать о своих проблемах журналистам и надеются, что они и сегодня могут привлечь внимание к острым социальным вопросам. Именно у печатных СМИ есть возможность размещать развернутые статьи, журналисты могут углубиться в проблему, узнать мнения всех причастных лиц. Но мне также хочется отметить и неочевидные сильные стороны цифровых платформ. Россияне сегодня знают намного больше о происходящем в разных уголках страны. Потребителями новостей конкретного региона становятся не только местные жители. На локальные каналы и паблики подписываются люди из других регионов. И, кстати, это важный источник сведений для журналистов федеральных изданий.
– Какие функции массмедиа выходят на первый план? Журналистика эпохи панмедиатизации, по Вашему мнению, – это сервис, обслуживающий потребность общества в информации, или она все еще сохраняет статус важнейшего социального института?
– Я на стороне тех ученых и журналистов, которые продолжают считать средства массовой информации такой субстанцией, которая не просто влияет на общество, но и во многом является формообразующим фактором социальной системы. Аудиторию и автора любого материала объединяет ментальная связь. Читая даже небольшую, лишенную эмоциональной окраски заметку, человек неизбежно вступает в диалог с журналистом. Это то, чего не в состоянии дать людям искусственный интеллект. Можно, конечно, вступить в диалог и с деревом, но такой разговор продлится недолго. Человеку нужен человек. Автор влияет на публику, даже если он не высказывает прямо свое мнение: совокупность данных, подборку которых он делает, выбранные слова, то, что он упоминает и не упоминает, формирует представление людей о действительности.
– Вы не только руководите журфаком, но и проводите для будущих журналистов лекции и семинары. Что сегодня самое сложное в преподавании предметов, связанных с историей, эволюцией и функционированием медиа?
– Наверное, убедить студентов в том, что невозможно избежать постижения непростых для понимания идей. Для построения успешной карьеры недостаточно просто научиться размещать посты в телеграме.
– В чем специфика преподавания журналистских дисциплин в региональном вузе? Оказывает ли этот статус значительное влияние на формирование учебных программ?
– Я бы не сказал, что степень влияния этого фактора значительна. Но, конечно, мы не можем игнорировать то, что многие наши студенты не собираются работать в нашем регионе, а хотели бы, например, уехать в Москву или другой большой город. Для нас важно сформировать у них положительный образ локальной медиасистемы. Наши СМИ по-прежнему нуждаются в профессиональных кадрах.
– Существует мнение, что журналистику нельзя считать наукой. Справедливо ли, хотя бы отчасти, такое утверждение? На чем оно основано?
– Это вечная проблема всех гуманитарных наук. Если идею нельзя уложить в математическую формулу и в конце получить простой ответ, само ее право на существование в научном поле отрицается обществом. Я, если честно, не хотел бы вступать в спор с людьми, которые придерживаются такого мнения. Есть журналистика как исторически востребованная духовно-практическая деятельность, и есть теория журналистики. Журналистику, конечно же, необходимо изучать. Тенденции, законы, проблемы, степень влияния на социум, перспективы отрасли, – все это оказывается в фокусе внимания коллег. Не претендую на то, что журналисты-практики читают наши научные исследования, скорее, вижу противоположное. Но, что важно, научное сообщество, обмениваясь новыми знаниями, релевантными данными, полученными в результате большой работы, формирует общее понимание конкретных вопросов. И впоследствии мы делимся этими знаниями со студентами, будущими профессионалами.
– Какие надежды связывают современные студенты с профессией журналиста?
– Многих, как это было во все времена, привлекает публичность, им хочется блистать на телеэкране, создать популярный блог. Разумеется, ребята рассчитывают, что эта профессия будет приносить им хороший доход. Есть и такие студенты, которые надеются что-то изменить в окружающем мире в лучшую сторону. Не могу не сказать и об учащихся, планирующих связать свое профессиональное будущее с военной журналистикой. У нас на факультете есть отдельная специальность, которая так и называется, – «Военная журналистика».
– Россия остро нуждается в ученых. Но даже до защиты кандидатской диссертации доходит один из десяти аспирантов. Вы начинали как журналист-практик, сотрудничали с несколькими популярными газетами. Что привело лично Вас в науку? И что нужно сделать, чтобы мотивировать молодежь проводить исследования, преподавать, предлагать новые идеи?
– Очень часто молодые люди приходят в аспирантуру, уже работая в какой-то сфере, часто полный день. И у них физически не остается времени на подготовку большой работы. Некоторые при поступлении не осознают, насколько сложно писать кандидатскую, другие не могут найти интересную тему. Важно сказать, что большой отсев в аспирантуре – это не только российская проблема. Такую же ситуацию мы наблюдаем во многих странах, в том числе с сильными научными школами. На мой взгляд, нужны два принципиально важных фактора, чтобы успешно завершить проект: характер (таланта недостаточно, нужно уметь, невзирая на обстоятельства, методично уделять внимание тексту, писать, пусть по три предложения в день, но писать) и хороший научный руководитель, который поддержит, когда мучают сомнения, не даст бросить все на полпути. Последнее тоже редкость. И одна из моих задач как декана факультета журналистики ВГУ привлекать действительно талантливых педагогов к работе с аспирантами.
Интервью провела Е.Л. Проскурнова /
Interviewed by Evgeniya L. Proskurnova
Об авторах
Евгения Леонидовна Проскурнова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: karikh.el@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2985-7898
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры коммуникационных технологий, Институт международных отношений и социально-политических наук
Российская Федерация, 119034, Москва, ул. Остоженка, 38Владимир Васильевич Тулупов
Воронежский государственный университет
Email: vlvtul@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-2292-7972
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью, рекламы и дизайна, декан факультета журналистики
Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, д. 1