Фэнтези в литературе: состояние и перспективы изучения
- Авторы: Наумчик О.С.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
- Выпуск: Том 29, № 4 (2024): ВОЛШЕБНОЕ И СТРАШНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
- Страницы: 649-654
- Раздел: ОТ РЕДАКЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/42284
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-4-649-654
- EDN: https://elibrary.ru/PWOHJI
Цитировать
Полный текст
Аннотация
-
Полный текст
Современную литературу сложно представить без фэнтези. Этот жанр неизменно находит своего читателя, нередко оттесняя на второй план не только реалистические произведения, но и научно-фантастические, что отражает устремления человека во второй половине ХХ – начале XXI столетия. Несмотря на распространенность и востребованность фэнтезийных сюжетов в литературе, привычный современному читателю облик фэнтези обретает лишь к середине ХХ столетия под влиянием Дж.Р.Р. Толкина и группы Инклингов, задавших ориентиры для развития этого жанра на последующие десятилетия. К 1950-м годам в фэнтези в общих чертах сложились определенный канон и некоторые жанровые разновидности, обозначен круг тем и художественных особенностей, но к концу ХХ – началу XXI столетия фэнтези впитывает постмодернистские приемы и порождает множество субжанров, активно проникает в кинематограф, живопись, музыку, а позднее и в сферу компьютерных игр, что заставляет переосмыслить природу феномена.
Фэнтези – относительно молодое явление, в развитие и теоретическое осмысление которого немалый вклад внес Дж.Р.Р. Толкин. Его эссе «О волшебных историях» стало одной из первых попыток определить характерные черты фэнтези, пусть автор и не использует этот термин. Размышляя о специфике так называемых волшебных историй, волшебных сказок, литературы о фейри и Фантазии, писатель выделяет несколько основных функций: восстановление душевного равновесия, бегство от действительности, счастливый финал.
Восстановление душевного равновесия помогает человеку избавиться от стереотипов привычного мышления и увидеть вещи вокруг такими, какие они есть. Следующее за ним бегство от действительности освобождает от пут механической цивилизации, в которой нет места естественности, поэзии и сказке. Счастливым концом Толкин называет способность вызывать просветление человеческой души, ее очищение в процессе соприкосновения с чудесным, соучастие в фантазии.
Несмотря на то что история фэнтези насчитывает почти столетие, единого научного подхода к его изучению не существует. Исследователи не смогли прийти к единому мнению о сущности фэнтези, называя его то направлением (С. Логинов, Д. Лопухов, С.В. Шамякина), то жанром (Дж. Тиммерман, А.М. Приходько, И.А. Столярова, И.Д. Винтерле), то просто разновидностью литературы (В.А. Ревич, В. Л. Гопман), а в последние годы все более распространенным становится стремление определить сходные и различные черты фэнтези и литературной сказки (М.В. Соломонова, С.В. Гусарова, Е.Н. Левко, А.В. Жучкова, К.Г. Артамонова и др.). Намечаются пути к определению фэнтези как метажанра (Т.И. Хоруженко, О.С. Наумчик).
Фэнтези – явление динамично развивающееся и очень гибкое с точки зрения жанровых вариаций, так как одно произведение может обладать признаками нескольких субжанров, а порою включает в себя и элементы научной фантастики, что соответствует общей современной тенденции к размыванию границ между жанрами. Однако при всем многообразии фэнтези, можно обозначить ряд структурно-семантических признаков, которые обнаруживаются в подавляющем большинстве произведений:
- опора на сказочно-мифологическую и литературную традицию;
- включение элементов чудесного, магического или сверхъестественного, которые не объясняются с точки зрения научных законов;
- создание внутренне непротиворечивого и убедительного вторичного мира, обладающего альтернативной историей, географией, религиозно-мифологической и общественно-политической системами;
- борьба оппозиционных начал (Добра и Зла, Порядка и Хаоса), которая различно осмысляется в эпическом, героическом и юмористическом фэнтези;
- незавершенность и серийность, обусловленная, с одной стороны, коммерческой направленностью массовой литературы, а с другой – феноменом сотворчества, позволяющим включиться в процесс создания фэнтезийной вселенной большому количеству участников;
- квестовое построение сюжета;
- формульность и шаблонность;
- игровая природа;
- мультимедийность и тяготение к синтетическим, гибридным формам.
Поскольку фэнтези имеет немало вариантов в рамках единого жанра, общепринятой типологии его разновидностей до сих пор не существует в силу того, что в качестве основания для выделения субжанров предлагаются разные принципы. В зависимости от особенностей построения вторичного мира фэнтези нередко делят на так называемое «высокое» и противопоставленное ему «низкое». В высоком фэнтези вторичный мир существует как самодостаточная и независимая реальность, развивающаяся по своим законам, никак не связанная с привычной. В низком фэнтези вторичный мир – это либо вариация обычного мира, либо система мультивселенной, осмысляемая как параллельное измерение, тем или иным образом взаимодействующее с реальным миром.
Принципы построения сюжета, обрисовки образов и специфики конфликта позволяют создать более развернутую классификацию и выделить эпическое, героическое, историческое, мифологическое, городское, темное, интеллектуальное, юмористическое, боевое, детективное, авантюрное и научное фэнтези (технофэнтези), однако нередкой является ситуация, когда в одном произведении сочетаются признаки разных субжанров, что затрудняет их классификацию.
Еще один принцип типологии предполагает выявление национальных моделей, так как фэнтези, зародившись в британской литературе, существенно трансформировалось на американской почве даже в рамках одного жанра. Именно англоязычная литература сформировала канон фэнтези. Несмотря на то что в литературах других стран фэнтези, как правило, развивается по англоязычным образцам, некоторые тексты обладают значительной самобытностью и оригинальностью. Как правило, это связано с их опорой на национальный фольклор или национальную литературную традицию. Одно из наиболее ярких проявлений неанглоязычной литературы – славянское фэнтези, для которого характерно использование национального антуража, обращение к славянской мифологии и фольклору. Интересно с точки зрения самобытности и японское фэнтези, которое наиболее показательно проявляется в манге и аниме. В последние годы европейский читатель получил возможность познакомиться с образцами корейского и китайского фэнтези.
Таким образом фэнтези, сохраняя узнаваемый облик за счет наличия ряда характерных особенностей, имеет множество вариаций и продолжает динамично развиваться, подстраиваясь под меняющийся литературный процесс, а популярность и востребованность жанра в современной культуре делает его важным и интересным объектом для исследования.
Об авторах
Ольга Сергеевна Наумчик
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: naumchik@flf.unn.ru
ORCID iD: 0009-0009-3121-9420
доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы, Институт филологии и журналистики
Российская Федерация, 603022, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23