Как тележурналисты воспринимают связи с общественностью: казахстанский кейс

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Тема взаимоотношений журналистов и специалистов по связям с общественностью (PR) активно изучалась в контексте Западной Европы, Северной Америки и Южной Азии. Автор предлагает другой регион - Центральную Азию, а именно Казахстан. Связи с общественностью страдают от испорченной репутации и воспринимаются с негативным оттенком. Такое восприятие часто заставляет журналистов относиться к PRспециалистам с неуважением и считать, что эта профессия служит конкретным частным интересам, а не общественному благу. В ходе феноменологического исследования автором проведены интервью с 14 казахстанскими тележурналистками. Насыщенность данных была достигнута на одиннадцатом интервью. Результаты свидетельствуют о вспомогательном статусе PR по сравнению с журналистикой, которая имеет более высокий статус. При этом оказалось, что сотрудники прессслужб пользуются большим уважением, чем PRспециалисты. Сотрудники прессслужб, часто бывшие журналисты, ценятся за эффективность, грамотность, честность, открытость, доступность и легкость в общении. Также была отмечена важность таких качеств, как гуманность, отсутствие высокомерия и открытость к профессиональным отношениям. Многие специалисты по связям с общественностью в Казахстане считаются недостаточно квалифицированными. Отсутствие у них журналистского опыта препятствует эффективному сотрудничеству, поскольку они зачастую не понимают правил и распорядка работы СМИ, не могут адаптироваться к медийной логике. Кроме того, как показало исследование, считается, что специалисты по связям с общественностью ориентируются на прибыль, в то время как сотрудники прессслужб - на общественные интересы.

Об авторах

Милен Филипов

Университет КИМЭП

Автор, ответственный за переписку.
Email: mfilipov@kimep.kz
ORCID iD: 0000-0002-1230-1930

доктор философии, доцент, заведующий кафедрой медиа и коммуникаций, Колледж социальных наук

Казахстан, 050010, Алматы, проспект Абая, д. 4

Список литературы

  1. Bekbolatuly, Zh., & Karaulova, A. (2019). Public relations in Kazakhstan: history and modernity. In: Akhmetova L.S. (comp., ed.) Public relations and mass media in Kazakhstan: collection of academic papers. Issue 17. P. 17–25. Almaty: Kazakh University. (In Russ.)
  2. Бекболатулы Ж., Караулова А. Связи с общественностью в Казахстане: история и современность / сост. и гл. ред. Л.С. Ахметова // PR и СМИ в Казахстане: сборник научных трудов. Алматы: Казахский университет, 2019. С. 17–25.
  3. Brooks, J. (2001). Epilogue: renewal, stagnation, and collapse. In: Brooks J. Thank you, comrade Stalin! Soviet public culture from revolution to Cold War. New Jersey: Princeton University Press. P. 234–247.
  4. Broom, G.M., & Dozier, D.M. (1986). Advancement for public relations role models. Public Relations Review, 12(1), 37–56. https://doi.org/10.1016/s0363-8111(86)80039-x
  5. Canel, M.J., & Sanders, K. (2013). Introduction: Mapping the field of government communication. In: Sanders K., Canel M.J. (eds.) Government communication: cases and challenges. New York; London: Bloomsbury. P. 1–26.
  6. Cooper-Chen, A., & Tanaka, M. (2007). Public relations in Japan: The cultural roots of Kouhou. Journal of Public Relations Research, 20(1), 94–114. https://doi.org/10.1080/10627260701727036
  7. Cronin, A.M. (2023). Secrecy in public relations, mediation and news cultures: The shadow world of the media sphere. London; New York: Routledge.
  8. DeLorme, D.E., & Fedler, F. (2003). Journalists’ hostility toward public relations: a historical analysis. Public Relations Review, 29(2), 99–124. https://doi.org/10.1016/s0363-8111(03)00019-5
  9. Elrod, J.K, & Fortenberry, J.L. (2020). Public relations in health and medicine: Using publicity and other unpaid promotional methods to engage audiences. BMC Health Services Research, 20(S1), 831. https://doi.org/10.1186/s12913-020-05602-x
  10. Filipov, M., & Dybyssova, A. (2022). Public relations in Mongolia: The missing part on the global public relations map. International Journal of Communication, 16(22), 5204–5225. https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/19471/3940
  11. Guest, G., Bunce, A., & Johnson, L. (2006). How many interviews are enough? An experiment with data saturation and variability. Field Methods, 18(1), 59–82. https://doi.org/10.1177/1525822x05279903
  12. Hanusch, F., Banjac, S., & Maares, P. (2019). The power of commercial influences: How lifestyle journalists experience pressure from advertising and public relations. Journalism Practice, 14(9), 1029–1046. https://doi.org/10.1080/17512786.2019.1682942
  13. Ikonen, P., Luoma-aho, V., & Bowen, S.A. (2016). Transparency for sponsored content: Analysing codes of ethics in public relations, marketing, advertising and journalism. International Journal of Strategic Communication, 11(2), 165–178. https://doi.org/10.1080/1553118x.2016.1252917
  14. Kemp, S. (2023). Digital 2023: Kazakhstan. DataReportal. February 13. https://datareportal.com/reports/digital-2023-kazakhstan
  15. Kitami, K. (2019). The current situation of corporate public relations in Japan: an attempt to assess comprehensive public relations activities from eight aspects. In: Kunieda T., Yamamura K., Miyabe J. (eds.) Public relations in Japan: Evolution of communication management in a culture of lifetime employment. London: Routledge. P. 116–129.
  16. L’Etang, J. (2008). Public relations: concepts, practice and critique. London: Sage Publ.
  17. Loan, V. (2014). The nature of public relations in Vietnam. Ho Chi Minh City Open University Journal of Science (Economics and Business Administration), 4(2), 54–66. https://doi.org/10.46223/hcmcoujs.econ.en.4.2.97.2014
  18. Macnamara, J. (2014). Journalism – PR relations revisited: The good news, the bad news, and insights into tomorrow’s news. Public Relations Review, 40(5), 739–750. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2014.07.002
  19. Moloney, K., & McGrath, C. (2020). Rethinking public relations: persuasion, democracy and society. 3rd ed. New York: Routledge.
  20. Morehouse, J. (2023). Beyond dyadic organization – public relationships: Proposing the devotional-promotional relational engagement model. Journal of Public Relations Research, 36(3), 180–209. https://doi.org/10.1080/1062726x.2023.2261576
  21. Obermaier, M., Koch, T., & Riesmeyer, C. (2015). Deep impact? How journalists perceive the influence of public relations on their news coverage and which variables determine this impact. Communication Research, 45(7), 1031–1053. https://doi.org/10.1177/0093650215617505
  22. Pang, A. (2010). Mediating the media: A journalist – centric media relations model. Corporate Communications: An International Journal, 15(2), 192–204. https://doi.org/10.1108/13563281011037955
  23. Picariello, F., Ali, S., Foubister, C., & Chalder, T. (2017). ‘It feels sometimes like my house has burnt down, but I can see the sky’: A qualitative study exploring patients’ views of cognitive behavioural therapy for chronic fatigue syndrome. British Journal of Health Psychology, 22(3), 383–413. https://doi.org/10.1111/bjhp.12235
  24. Postoutenko, K. (2022). Soviet communication and Soviet society (1917–1953): alignments and tensions. In: Postoutenko K., Tikhomirov A., Zakharine D. (eds.) Media and communication in the Soviet Union (1917–1953): General perspectives. New York, London: Palgrave Macmillan. P. 1–18.
  25. Sakhariyanov, K. (2020). Television industry in Kazakhstan: An entity for foreign invest­ment. Integración de las ciencias fundamentales y aplicadas en el paradigma de la sociedad post-industrial: Colleción de documentos científicos ΛΟΓΟΣ con actas de la Conferencia Internacional Científica y Práctica. Vol. 1. Barcelona: Plataforma Europea de la Ciencia. P. 33–39.
  26. Sandugash, S. (2018). The Newspaper “Turkestanskie Vedomosti” and the beginning of the development of the history of the press in Central Asia. Bilig, 84, 1–21. https://dergipark.org.tr/tr/pub/bilig/issue/42610/519007
  27. Sinfield, G., Goldspink, S., & Wilson, C. (2023). Waiting in the wings: The enactment of a descriptive phenomenology study. International Journal of Qualitative Methods, 22, 1–11. https://doi.org/10.1177/16094069231207012
  28. Ströh, U. (2008). The conundrum of public relations versus marketing: clarifying the differences in terms of relationship management. Prism, 5(1). https://praxis.massey.ac.nz/prism_online_journ.html
  29. Tench, R., & Yeomans, L. (eds.). (2017). Exploring public relations: Global strategic communication. 4th ed. New York: Pearson.
  30. Terry, V. (2005). Postcard from the Steppes: a snapshot of public relations and culture in Kazakhstan. Public Relations Review, 31(1), 31–36. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2004.11.003
  31. Thummes, K., & Seiffert-Brockmann, J. (2019). Smart, friendly, biased liars? Exploring motivated reasoning and ethical decision-making in public relations. Journal of Communication Management, 23(4), 412–426. https://doi.org/10.1108/jcom-01-2019-0010
  32. Tkalac Verčič, A., Lalić, D., & Vujičić, D. (2017). Journalists and public relations practitioners: Comparing two countries. Public Relations Review, 43(3), 527–536. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2017.04.006
  33. Turdubaeva, E. (2018). The status of media and the role of social media in Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, and Uzbekistan. Bishkek: Institute for War and Peace Reporting.
  34. Valentini, C. (2013). Public relations in the public sector. The role of strategic communication in the Italian public administration. Sinergie, Rivista di studi e ricerche, 92, 93–113. https://doi.org/10.7433/s92.2013.06
  35. Van Ruler, B. (2007). Communication in public relations: The achilles heel of quality public relations. Sphera Publica, Revista de Ciencias Sociales y de la Comunicación, 7, 111–139.
  36. Wilson, C. (2014). Interview techniques for UX practitioners. Massachusetts: Morgan Kaufmann.
  37. Wolfe, T.C. (2005). Governing Soviet journalism: The press and the socialist person after Stalin. Bloomington: Indiana University Press.
  38. Yoo, J.-W., & Jo, S. (2014). How do journalists express their perceptions of public relations on Twitter? Social Behavior and Personality: An International Journal, 42(7), 1175–1182. https://doi.org/10.2224/sbp.2014.42.7.1175
  39. Yun, S.-H., & Yoon, H. (2011). Are ‘journalists’ own problems’ aggravating their hostility toward public relations? A study of Korean journalists. Public Relations Review, 37(3), 305–313. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2011.03.004

© Филипов М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах