Как тележурналисты воспринимают связи с общественностью: казахстанский кейс
- Авторы: Филипов М.1
-
Учреждения:
- Университет КИМЭП
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 612-625
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/41920
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3-612-625
- EDN: https://elibrary.ru/GIOPUW
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Тема взаимоотношений журналистов и специалистов по связям с общественностью (PR) активно изучалась в контексте Западной Европы, Северной Америки и Южной Азии. Автор предлагает другой регион - Центральную Азию, а именно Казахстан. Связи с общественностью страдают от испорченной репутации и воспринимаются с негативным оттенком. Такое восприятие часто заставляет журналистов относиться к PRспециалистам с неуважением и считать, что эта профессия служит конкретным частным интересам, а не общественному благу. В ходе феноменологического исследования автором проведены интервью с 14 казахстанскими тележурналистками. Насыщенность данных была достигнута на одиннадцатом интервью. Результаты свидетельствуют о вспомогательном статусе PR по сравнению с журналистикой, которая имеет более высокий статус. При этом оказалось, что сотрудники прессслужб пользуются большим уважением, чем PRспециалисты. Сотрудники прессслужб, часто бывшие журналисты, ценятся за эффективность, грамотность, честность, открытость, доступность и легкость в общении. Также была отмечена важность таких качеств, как гуманность, отсутствие высокомерия и открытость к профессиональным отношениям. Многие специалисты по связям с общественностью в Казахстане считаются недостаточно квалифицированными. Отсутствие у них журналистского опыта препятствует эффективному сотрудничеству, поскольку они зачастую не понимают правил и распорядка работы СМИ, не могут адаптироваться к медийной логике. Кроме того, как показало исследование, считается, что специалисты по связям с общественностью ориентируются на прибыль, в то время как сотрудники прессслужб - на общественные интересы.
Об авторах
Милен Филипов
Университет КИМЭП
Автор, ответственный за переписку.
Email: mfilipov@kimep.kz
ORCID iD: 0000-0002-1230-1930
доктор философии, доцент, заведующий кафедрой медиа и коммуникаций, Колледж социальных наук
Казахстан, 050010, Алматы, проспект Абая, д. 4Список литературы
- Bekbolatuly, Zh., & Karaulova, A. (2019). Public relations in Kazakhstan: history and modernity. In: Akhmetova L.S. (comp., ed.) Public relations and mass media in Kazakhstan: collection of academic papers. Issue 17. P. 17–25. Almaty: Kazakh University. (In Russ.)
- Бекболатулы Ж., Караулова А. Связи с общественностью в Казахстане: история и современность / сост. и гл. ред. Л.С. Ахметова // PR и СМИ в Казахстане: сборник научных трудов. Алматы: Казахский университет, 2019. С. 17–25.
- Brooks, J. (2001). Epilogue: renewal, stagnation, and collapse. In: Brooks J. Thank you, comrade Stalin! Soviet public culture from revolution to Cold War. New Jersey: Princeton University Press. P. 234–247.
- Broom, G.M., & Dozier, D.M. (1986). Advancement for public relations role models. Public Relations Review, 12(1), 37–56. https://doi.org/10.1016/s0363-8111(86)80039-x
- Canel, M.J., & Sanders, K. (2013). Introduction: Mapping the field of government communication. In: Sanders K., Canel M.J. (eds.) Government communication: cases and challenges. New York; London: Bloomsbury. P. 1–26.
- Cooper-Chen, A., & Tanaka, M. (2007). Public relations in Japan: The cultural roots of Kouhou. Journal of Public Relations Research, 20(1), 94–114. https://doi.org/10.1080/10627260701727036
- Cronin, A.M. (2023). Secrecy in public relations, mediation and news cultures: The shadow world of the media sphere. London; New York: Routledge.
- DeLorme, D.E., & Fedler, F. (2003). Journalists’ hostility toward public relations: a historical analysis. Public Relations Review, 29(2), 99–124. https://doi.org/10.1016/s0363-8111(03)00019-5
- Elrod, J.K, & Fortenberry, J.L. (2020). Public relations in health and medicine: Using publicity and other unpaid promotional methods to engage audiences. BMC Health Services Research, 20(S1), 831. https://doi.org/10.1186/s12913-020-05602-x
- Filipov, M., & Dybyssova, A. (2022). Public relations in Mongolia: The missing part on the global public relations map. International Journal of Communication, 16(22), 5204–5225. https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/19471/3940
- Guest, G., Bunce, A., & Johnson, L. (2006). How many interviews are enough? An experiment with data saturation and variability. Field Methods, 18(1), 59–82. https://doi.org/10.1177/1525822x05279903
- Hanusch, F., Banjac, S., & Maares, P. (2019). The power of commercial influences: How lifestyle journalists experience pressure from advertising and public relations. Journalism Practice, 14(9), 1029–1046. https://doi.org/10.1080/17512786.2019.1682942
- Ikonen, P., Luoma-aho, V., & Bowen, S.A. (2016). Transparency for sponsored content: Analysing codes of ethics in public relations, marketing, advertising and journalism. International Journal of Strategic Communication, 11(2), 165–178. https://doi.org/10.1080/1553118x.2016.1252917
- Kemp, S. (2023). Digital 2023: Kazakhstan. DataReportal. February 13. https://datareportal.com/reports/digital-2023-kazakhstan
- Kitami, K. (2019). The current situation of corporate public relations in Japan: an attempt to assess comprehensive public relations activities from eight aspects. In: Kunieda T., Yamamura K., Miyabe J. (eds.) Public relations in Japan: Evolution of communication management in a culture of lifetime employment. London: Routledge. P. 116–129.
- L’Etang, J. (2008). Public relations: concepts, practice and critique. London: Sage Publ.
- Loan, V. (2014). The nature of public relations in Vietnam. Ho Chi Minh City Open University Journal of Science (Economics and Business Administration), 4(2), 54–66. https://doi.org/10.46223/hcmcoujs.econ.en.4.2.97.2014
- Macnamara, J. (2014). Journalism – PR relations revisited: The good news, the bad news, and insights into tomorrow’s news. Public Relations Review, 40(5), 739–750. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2014.07.002
- Moloney, K., & McGrath, C. (2020). Rethinking public relations: persuasion, democracy and society. 3rd ed. New York: Routledge.
- Morehouse, J. (2023). Beyond dyadic organization – public relationships: Proposing the devotional-promotional relational engagement model. Journal of Public Relations Research, 36(3), 180–209. https://doi.org/10.1080/1062726x.2023.2261576
- Obermaier, M., Koch, T., & Riesmeyer, C. (2015). Deep impact? How journalists perceive the influence of public relations on their news coverage and which variables determine this impact. Communication Research, 45(7), 1031–1053. https://doi.org/10.1177/0093650215617505
- Pang, A. (2010). Mediating the media: A journalist – centric media relations model. Corporate Communications: An International Journal, 15(2), 192–204. https://doi.org/10.1108/13563281011037955
- Picariello, F., Ali, S., Foubister, C., & Chalder, T. (2017). ‘It feels sometimes like my house has burnt down, but I can see the sky’: A qualitative study exploring patients’ views of cognitive behavioural therapy for chronic fatigue syndrome. British Journal of Health Psychology, 22(3), 383–413. https://doi.org/10.1111/bjhp.12235
- Postoutenko, K. (2022). Soviet communication and Soviet society (1917–1953): alignments and tensions. In: Postoutenko K., Tikhomirov A., Zakharine D. (eds.) Media and communication in the Soviet Union (1917–1953): General perspectives. New York, London: Palgrave Macmillan. P. 1–18.
- Sakhariyanov, K. (2020). Television industry in Kazakhstan: An entity for foreign investment. Integración de las ciencias fundamentales y aplicadas en el paradigma de la sociedad post-industrial: Colleción de documentos científicos ΛΟΓΟΣ con actas de la Conferencia Internacional Científica y Práctica. Vol. 1. Barcelona: Plataforma Europea de la Ciencia. P. 33–39.
- Sandugash, S. (2018). The Newspaper “Turkestanskie Vedomosti” and the beginning of the development of the history of the press in Central Asia. Bilig, 84, 1–21. https://dergipark.org.tr/tr/pub/bilig/issue/42610/519007
- Sinfield, G., Goldspink, S., & Wilson, C. (2023). Waiting in the wings: The enactment of a descriptive phenomenology study. International Journal of Qualitative Methods, 22, 1–11. https://doi.org/10.1177/16094069231207012
- Ströh, U. (2008). The conundrum of public relations versus marketing: clarifying the differences in terms of relationship management. Prism, 5(1). https://praxis.massey.ac.nz/prism_online_journ.html
- Tench, R., & Yeomans, L. (eds.). (2017). Exploring public relations: Global strategic communication. 4th ed. New York: Pearson.
- Terry, V. (2005). Postcard from the Steppes: a snapshot of public relations and culture in Kazakhstan. Public Relations Review, 31(1), 31–36. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2004.11.003
- Thummes, K., & Seiffert-Brockmann, J. (2019). Smart, friendly, biased liars? Exploring motivated reasoning and ethical decision-making in public relations. Journal of Communication Management, 23(4), 412–426. https://doi.org/10.1108/jcom-01-2019-0010
- Tkalac Verčič, A., Lalić, D., & Vujičić, D. (2017). Journalists and public relations practitioners: Comparing two countries. Public Relations Review, 43(3), 527–536. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2017.04.006
- Turdubaeva, E. (2018). The status of media and the role of social media in Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, and Uzbekistan. Bishkek: Institute for War and Peace Reporting.
- Valentini, C. (2013). Public relations in the public sector. The role of strategic communication in the Italian public administration. Sinergie, Rivista di studi e ricerche, 92, 93–113. https://doi.org/10.7433/s92.2013.06
- Van Ruler, B. (2007). Communication in public relations: The achilles heel of quality public relations. Sphera Publica, Revista de Ciencias Sociales y de la Comunicación, 7, 111–139.
- Wilson, C. (2014). Interview techniques for UX practitioners. Massachusetts: Morgan Kaufmann.
- Wolfe, T.C. (2005). Governing Soviet journalism: The press and the socialist person after Stalin. Bloomington: Indiana University Press.
- Yoo, J.-W., & Jo, S. (2014). How do journalists express their perceptions of public relations on Twitter? Social Behavior and Personality: An International Journal, 42(7), 1175–1182. https://doi.org/10.2224/sbp.2014.42.7.1175
- Yun, S.-H., & Yoon, H. (2011). Are ‘journalists’ own problems’ aggravating their hostility toward public relations? A study of Korean journalists. Public Relations Review, 37(3), 305–313. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2011.03.004